Брак у бурят в прошлом строго регулировался экзогамными ограничениями. В круг лиц, на которых распространялись экзогамные запреты, входили родственники по отцовской линии, то есть вся кровнородственная группа, имеющая происхождение от одного общего предка и носящая общее родовое имя.
В XIX в. продолжало существовать у бурят деление по родам, то есть осмысление каждым членом общества своей принадлежности к определенному роду. И это поддерживало до последней четверти XIX в. нерушимость экзогамии. Брак внутри отцовского рода расценивался как недопустимое и позорное нарушение обычая. Однако брак с родственниками по материнской линии, то есть с двоюродными, троюродными и четвероюродными сестрами со стороны матери считался не только допустимым, но и вполне нормальным, иногда даже предпочтительным, так как род матери по отношению к роду отца был чужим.
Развитие экономических и общественных отношений к концу XIX в. способствует ослаблению экзогамии. С 80-х годов XIX в. начинают заключаться браки внутри отцовского рода, но только между людьми сравнительно дальнего родства, примерно с пятого-шестого колена. Однако такие браки осуждались и встречали препятствия, поэтому молодые вынуждены были менять место жительства.
У бурят допускались браки между людьми разных социальных групп. Однако состоятельные люди, как и везде, старались родниться между собой, считая ниже своего достоинства вступать в родство с бедняками. К концу XIX в. в связи с дальнейшей социальной дифференциацией эта тенденция становится доминирующей в среде зажиточных бурят, и брак рассматривается часто как выгодная экономическая сделка.
Брачных ограничений по мотивам религиозной принадлежности у бурят не существовало. В XIX в., особенно во второй половине, все буряты официально числились христианами, шаманистами или буддистами, но эти группы четко между собой не разграничивались. Верования отличались синкретичностью, особенно в Предбайкалье. Как христиане, так и буддисты соблюдали многие шаманские обряды. Вполне допускались браки между крещеными бурятами и шаманистами или буддистами и шаманистами.
Браки с представителями других национальностей рассматривались обществом как явление нежелательное. Но нередки были случаи, когда русские, татары и люди другой национальности, подолгу проживавшие в бурятских улусах и приобщившиеся к быту, обычаям и традициям бурят, включались в улусную общину и признавались своими. Браки с ними не вызывали резкого осуждения, особенно если речь шла о бурятке, выходящей за человека иной национальности. Однако женитьба мужчины на не бурятке, особенно состоятельного, как правило, встречала противодействие со стороны родителей и старших родственников. Объясняется это тем, что появление невестки иной национальности, чаще всего русской, нарушало привычный уклад семьи, сложившиеся нормы взаимоотношений, соблюдение обычаев, основанных на религиозных верованиях.
Тем не менее среди бурят, особенно в районах, где они жили в тесном соседстве с русским населением и поддерживали постоянные хозяйственно-культурные и дружественные контакты, было немало смешанных браков. Некоторые буряты из беднейших слоев, не имевшие возможности уплатить за невесту калым, добровольно принимали крещение уходили в русские селения, где женились на русских девушках. Другим побудительным мотивом крещения бедняков были некоторые привилегии, которые получали новокрещенные: они на несколько лет освобождались от уплаты податей в казну. И кроме того, крещеному буряту как единоверцу проще было жениться на православной (русской) женщине (Щапов. 1937. С. 200-220). С конца XIX в. нередкими становятся случаи, когда бедняки, батрачившие в русских деревнях, принимали крещение по инициативе своих хозяев, которые давали им свою фамилию и женили на русских девушках, а иногда и на своих дочерях (Виноградов. 1926. С. 3). Потомков от смешанных браков называли карымами (от слова хари - чужак, представитель чужого рода) или ясашными. Они образовывали отдельные поселки или деревни и причислялись к оседлым инородцам. В дальнейшем карымы, как правило, женились между собой или заключали браки с русскими. По прошествии нескольких поколений их обрусевшее потомство относилось к крестьянскому сословию.
Распространению смешанных браков способствовало и то обстоятельство, что у бурят наблюдалась некоторая, а местами значительная, диспропорция бракоспособного контингента из-за меньшего количества женщин, чем мужчин (Материалы... 1890. С. 250, 258, 186). Причины такого явления были разные, основная из них - это высокая смертность женщин. Эта диспропорция, естественно, должна была находить выход, одним из которых были смешанные браки. Но главным следствием такого соотношения мужчин и женщин брачного возраста было то, что немало мужчин оставалось бобылями, в то время как почти каждая бурятка, даже с явными физическими недостатками, выходила замуж.
Заключение браков у бурят к концу XIX - началу XX вв. имело несколько форм. Их можно подразделить на две группы: 1) браки по сватовству, при которых две семейные группировки, предварительно договорившись, вступали в родственные отношения; 2) тайные браки или браки путем похищения.
К первым относились такие формы, как брак путем уплаты калыма и брак обменом невестами. Ко вторым - насильственное похищение и мнимое похищение, или брак "убегом".
Наиболее общепринятыми формами заключения брака были браки по сватовству, связанные с уплатой калыма. К концу XIX в. обязательность выплаты калыма утрачивает свое былое значение. Однако в отдельных районах вплоть до советской власти продолжали сохраняться пережитки калыма в качестве брачного платежа.
В брачных нормах бурят сохранялся и такой древний способ приобретения жены, как обмен двух семейных групп невестами. Такой брак у бурят назывался андаляата и также представлял собой форму заключения брака по сватовству. Эта форма, равно как и калым, была узаконена в юридических обычаях бурят.
К середине XIX в. в новых социально-экономических условиях ведущей формой стал брак путем уплаты калыма. А брак андаляата нередко уже был формой заключения родственного союза, вынужденно принятой двумя сторонами, чтобы избавиться от уплаты калыма. Поэтому такую форму брака чаще всего выбирали бедняки. Кроме того, при браке андаляата возраст обеих брачую-щихся пар иногда не соответствовал друг другу, и в результате их жизнь складывалась не всегда удачно. По этой причине буряты стали избегать обмена дочерьми (Хангалов. 1958. Т. I. С. 197), однако такая форма заключения брака полностью исчезает только в начале XX в.
Нормы патриархальных отношений, господствовавшие в быту бурят в XIX в., а главное - существование калыма консервировали древние традиции, по которым договор о браке заключался старшими - родителями или ближайшими родственниками жениха и невесты. Участие молодых в обсуждении вопросов женитьбы исключалось. Выбор жениха для дочери или невесты для сына осуществлялся исключительно старшими, и обычно пожелание молодых во внимание не принималось. Часто жених и невеста не только не были знакомы, но могли даже и не знать друг о друге. Во второй половине XIX в. наблюдается ослабление патриархального начала, неограниченной власти родителя в вопросах брака. Начинают считаться с мнением жениха, которому передается ответственность за будущее рода, за его продолжение. При женитьбе совершеннолетнего сына его желание стали принимать во внимание, хотя и не всегда оно имело решающе значение.
У забайкальских бурят-буддистов заметную роль при выборе невесты играли ламы: именно они определяли возможность брака между юношей и девушкой по годам их рождения, руководствуясь астрологическими книгами. Считалось, что годы рождения жениха и невесты должны благоприятствовать их браку. Если планеты, под знаком которых родились жених и невеста, двигались друг за другом, это считалось хорошим предзнаменованием, а брак возможным. При движении планет навстречу друг другу брак ожидался несчастливым, а поэтому нежелательным.
Обращение к ламе при женитьбе было обязательным и первейшим делом. Если лама, исходя из данных гороскопа, одобрял выбор невесты, то только тогда начинались переговоры между родителями жениха и невесты, независимо от того, желают молодые соединиться узами брака или нет.
Издавна начальным моментом заключения брака по сватовству был сговор или справка, т.е. выяснение родителями жениха согласия родителей невесты вступить с ними в родственные отношения.
После предварительного сговора (справки), если молодые не знали друг друга, устраивались своего рода смотрины: жених под каким-нибудь предлогом должен был посмотреть невесту и себя показать. Если невеста не нравилась, он мог отказаться от нее. Таким образом, мнение (согласие) жениха приобретало определенное значение при заключении брака, однако согласия девушки не спрашивали, и вопрос о замужестве решался ее отцом.
К последней четверти XIX в. во многих случаях сторона жениха или сам жених уже не ограничивались только согласием родителей невесты, а интересовались и ее мнением. Девушки, насильно выданные замуж, далеко не всегда оставались жить с нелюбимым мужем. Нередко они убегали с другим, своим избранником, и венчались с ним по обряду православной церкви (Хангалов. 1959. Т. П. С. 56). Именно это подрывало безграничный авторитет родителей, и поэтому приходилось считаться с волей своих детей.
Эта прогрессивная тенденция с начала XX в. получает повсеместное распространение у середняцких и бедняцких масс бурят. В среде зажиточных бурят обычно по-прежнему не только не спрашивали согласия детей, прежде всего дочерей, но и не считались с их возражениями. Женитьба молодых в этих кругах была в первую очередь выгодной экономической сделкой. Многие семейные трагедии происходили именно потому, что родители, думая лишь о зажиточности семьи жениха и не принимая во внимание его качеств, насильственно выдавали дочь замуж. Жених нередко оказывался малолетним, либо страдал физическими, а то и умственными недостатками (Басаева. 1991. С. 99).
С конца XIX в. становятся обычными и такие случаи, когда жених и невеста, познакомившись где-нибудь на молодежных вечерах - нааданах, уславливались о будущей женитьбе, хотя окончательное решение их судьбы зависело от согласия родителей. Жених сообщал о своем выборе родителям, а те, предварительно обсудив избранницу, через посредника выясняли согласие ее родителей.
Обычным в бурятском быту и для юноши, и для девушки считался брачный возраст 15-16 лет. Юноша к этому времени уже становился помощником отца во всех хозяйственных делах, а нередко и замещал его. Считалась вполне способной к ведению домашнего хозяйства и девушка в 15-16 лет. Но в большинстве случаев браки заключались в 18-25 лет, девушек выдавали замуж в возрасте 17-21 года.
Для различных социальных слоев в силу существования калыма возрастные рамки вступления в брак были неодинаковыми. Малоимущие буряты женились в среднем в 25-30 лет. Не имея возможности выплатить калым за невесту, бедняки вынуждены были долгие годы трудиться в чужом хозяйстве, чтобы накопить средства для уплаты калыма (Чистохин. 1899. С. 222).
В среде зажиточных слоев наблюдалась иная картина. Поскольку при заключении брака часто исходили из чисто хозяйственных соображений, довольно распространенными были ранние браки. Стремясь пораньше получить в дом работницу, родители нередко не принимали в расчет возраст жениха, и поэтому сыновей в 9-12 лет женили на девушках 18-25 лет. Чаще всего подобное происходило, когда невеста была победнее и ее родители стремились приобрести влиятельных родичей и получить немалый калым.
Такие браки между далеко не равными по возрасту сторонами, помимо желания родителей жениха получить поскорее работницу, были еще и результатом брака андаляата, при котором нередко возраст одной брачующейся пары мог относительно соответствовать, тогда как на несоответствие возрастов второй пары не обращали внимания.
Обычно сватали девушку-ровесницу сына или моложе его на несколько лет. По буддистским астрологическим воззрениям считалось, что лучше сватать девушку моложе жениха на два-четыре года (моложе на три года не разрешалось -не будет счастья, а моложе на пять лет - одобрялось).
Вообще же основная масса бурятского населения в выборе невесты или жениха большое внимание уделяла удха (корень, происхождение), то есть тому, из какой семьи происходили парень или девушка, не было ли среди предков умалишенных, хронически больных, бездетных, пьяниц, калек. Заветная мечта каждого бурята - иметь здоровое потомство, чтобы продолжить род, а отсюда существенную роль играло и то, насколько родители и более отдаленные предки были работоспособными и трудолюбивыми, то есть обладали качествами, которые, по воззрениям бурят, сами по себе были хорошей рекомендацией для жениха и для невесты.
Немалое значение имели и личные качества молодых, особенно невесты: ее красота, здоровье, работоспособность, умение справляться с домашним хозяйством, мастерство в шитье, вышивании и т.д. (хурдан хурса, бэрхэ, шадамар - быстрая, расторопная, умелая, смекалистая). Девушка, обладающая этими качествами, независимо от ее социального происхождения ценилась высоко.
То же самое относилось и к жениху. Пользовались уважением мужчины, обладающие силой и какими-либо способностями мастера-умельца. Высоким мерилом оценки мужчины считалось у бурят обладание девятью способностями (hайн эрэ юhэн эрдэмтэй - хороший мужчина имеет 9 способностей): умением бороться (барилдаха); знанием кузнечного дела (дархалха); умением мастерить, знать какое-либо ремесло (урлаха); охотиться (агнаха); ломать голыми руками позвоночник скотины (hэер шааха); плести кнут из восьми ремешков (наймаар могойшолоод минаа томохо); плести треножник для лошади (гурбилаа шудэр томохо); натягивать тетиву лука, сделанного из рога (эбэр номын ооhорынъ уяжа шадаха); быть хорошим наездником (урилдаанай мори унаха). Такое определение "хорошего" или "одаренного" мужчины сложилось, по всей вероятности, в далекую старину, в период скотоводческого хозяйства, сочетавшегося с охотой, но оно сохранялось и позднее. Жених, обладавший даже не всеми, но многими из этих качеств, пользовался почетом.
Поскольку как удха, так и личные качества невесты и жениха играли немаловажную роль, иной раз состоятельные люди брали невесту или зятя с хорошими качествами и из бедной семьи. В этих случаях приоритет экономических мотивов брака, складывавшийся с развитием товарно-денежных отношений, отходил на задний план, и сохраняли силу мотивы социально-этического порядка, свойственные общественной практике предшествующих социальных отношений.
Таким образом, только после того, как устанавливалось, что кандидатуры жениха и невесты соответствуют требованиям сторон и выяснялось согласие родителей невесты, осуществлялась официальная церемония сватовства по издревле сложившимся правилам. Во время этой церемонии определялись и размеры калыма.
Вследствие новых условий жизни и общественных отношений к последней четверти XIX в. все большее распространение получают такие формы заключения брака, как тайные браки, при которых обычно калым не выплачивался. А это в немалой степени способствовало дальнейшему отмиранию института калыма. Тайные браки заключались путем похищения невесты, причем практиковались: а) мнимое похищение или брак "убегом" и б) насильственный увоз невесты без ее согласия. И то, и другое считалось нарушением установленных брачных норм и встречало всяческое противодействие.
В последние десятилетия XIX в. браки "убегом" становятся довольно распространенным явлением в быту бурят. Молодой человек, не уверенный в согласии родителей невесты, сговорившись со своей избранницей, тайно "похищал" ее из родительского дома. Факты таких браков были свидетельством протеста молодых, в первую очередь девушки, против насильственных браков по воле родителей. И чтобы высвободиться из-под их власти, девушка вынуждена была тайно выходить замуж за своего избранника. Однако получить себе жену таким путем мог ловкий и сильный парень, сумевший устроить "похищение" невесты с помощью своих дружков и при активном содействии самой девушки. Поскольку подобное похищение осуждалось населением и ему чинились всяческие препятствия, то заключить брак удавалось, если молодые успевали принять христианскую веру и обвенчаться в церкви до того, как обнаруживали "убег". Для миссионеров, стремившихся внедрить среди бурят православную религию, было на руку такое пополнение "стада Христова". Брак по христианскому закону являлся одним из самых сильных побудительных мотивов принятия христианства шаманистами. Миссионеры, тайно обвенчавшие молодых, не согласных с устаревшими нормами бурятского брачного права, ограждали их от требований родителей о расторжении брака. А на стороне православной церкви был закон.
Однако нередко даже венчание не останавливало родителей в стремлении разлучить молодых, поскольку браки по законам православной церкви не отвечали древним традициям и расшатывали устои бурятских брачных норм, способствовали ослаблению строгих норм экзогамии, так как нередко влюбленные оказывались из одного рода. К тому же нарушалось такое обязательное условие брака, как выплата калыма. Поэтому случалось и не так уж редко, когда родители насильно увозили дочь от ее мужа и после венчания. Во избежание этого молодые, скрываясь от гнева родителей, были вынуждены перебираться в другие районы.
Нередко тайные браки путем похищения диктовались тем, что молодой человек был лишен возможности уплатить калым. И потому зажиточные буряты, для которых женитьба детей была способом заключения выгодного экономического родственного союза, в таких случаях стремились во что бы то ни стало расторгнуть неприемлемый для них брак. Если же это не удавалось, то от дочери, ушедшей "убегом" за несостоятельного жениха, отец отрекался и лишал ее приданого.
Бывали случаи, когда родители невесты примирялись с самовольным выходом дочери замуж, но требовали от жениха уплаты калыма. Они соглашались дать свое благословение, оставить молодых в покое, если удовлетворяли их требования. Как правило, в таких случаях размеры выплачиваемого калыма были значительно меньше общепринятых. Уменьшалось и приданое невесты. Она получала лишь то, что уже было приготовлено ко времени ее неожиданного замужества, т.е. обычно ограниченный круг вещей первой необходимости (постельные принадлежности, одежда).
Совсем иная картина наблюдалась в неимущих семьях. Там увоз девушки нередко совершался не только с ее согласия, но и с ведома и даже при помощи ее родителей или узкого круга родственников (Кулаков. 1896. С. 132).
Таким образом, господствующей формой заключения брака у бурят до конца XIX в. был брак путем уплаты калыма, который, по сути дела, обуславливал существование всех других форм брака. Возникшие на более раннем этапе развития семьи остальные (второстепенные) формы брака в новых экономических условиях под влиянием брака путем уплаты калыма приобретали новое содержание.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей