Новости

«Просвещение», общество. Ремесленные мастерские

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: И.М. Портнягин
Источник: Прибайкалье.ру

Ремесленные мастерские – прообраз современных учреждений дополнительного образования детей – были открыты Иркутским обществом «Просвещение» в 1908. Ставили целью – организацию досуга, оказание помощи детям, в том числе из бедных семей, в овладении ремеслами, привлечение к посильному труду, обучение творчеству.

Общие сведения

Важнейшими задачами Иркутского общества «Просвещение», учрежденного в 1907, было содействии распространению народного образования в губернии через различные формы организации образовательной деятельности.

Уже на первых порах существования общества остро обозначилось проблема «заброшенных детей», жизнь которых протекала при очень тяжелых условиях и которым требовалась моральная поддержка. Попытка оказания помощи таким детям через библиотеку-читальню не принесла должного результата: посетители, «элемент, крайне недисциплинированный», приходили в читальню не ради книги, а для совершенно посторонних целей: посидеть в тепле, поболтать с товарищами и т.п. Они вели себя крайне бурно, не подчинялись требованиям руководителей, своими шалостями заражали других детей и позволяли себе самые недопустимые выходки вплоть до кражи книг и других вещей.

Не менее злободневным вопросом была внеурочная занятость учеников городских и начальных школ.

Членами общества было принято решение создать ряд мастерских, чтобы отвлечь детей от улицы, привлечь их к посильному труду и творчеству. Были открыты классы рукоделия, переплетная и столярная мастерские.

Столярная мастерская

Открытие столярной мастерской вызвало наибольшее количество хлопот, так как оснащение такой мастерской требовало больших затрат. Тем не менее, нашлись лица, пожелавшие поддержать это начинание. Деньгами было собрано 450 руб. Кроме того пожертвовано: Ф.Ф. Кузнецовым – инструменты на 24 руб. 50 коп.; фирмой Кравца и Курбатова – лесной материал на 25 руб.; г. И.Е. Чижик – 2 верстака. Городское самоуправление поддержало мастерскую тем, что разрешило взять во временное пользование семь верстаков из городских школ.

Под мастерскую был отведен небольшой домик (размером 3×4 саж.), и мастерская открылась 22 мая 1908. Был приглашен опытный мастер, который занимался ежедневно с 9 до 13 и с 14 до 18 часов. Рабочий день был разделен на 4 смены по 2 часа. В каждой смене могли работать не более 10 человек. Таким образом, мастерская могла обслуживать от 40 при ежедневных занятиях до 80 человек при занятиях через день. Фактически же в первый год работы через мастерскую прошло 60 человек, не считая случайных посетителей, которые занимались короткое время. Занимались и взрослые: одна учительница из сельской школы и пять руководителей детской площадки.

Программа работ была создана В.В. Еличевым, но ученикам предоставлялось право отступать от программы и руководствоваться личными желаниями.

Наблюдение за мастерской было поручено А.Э. Третьяковой. Заведующая стремилась поставить мастерскую на корпоративных началах, развить в учениках дух товарищества и взаимопомощи, внушить им убеждение, что они работают для себя, являются хозяевами мастерской и должны заботиться об ее процветании. Была организована артель, которая делилась на четыре группы. Каждая группа имела одного выборного старосту, а вся артель – общего секретаря, который созывал собрания, составлял протоколы и программы занятий. Следует отметить, что такой порядок нравился не всем. Были убежденные противники артельного начала, которые не желали мириться с «самоуправством», отказывались подчиняться «каким-то мальчишкам» и требовали «начальства».

Тем не менее, в течение лета артель собиралась довольно аккуратно по субботам. Было устроено несколько экскурсий. Решили собираться для совместных чтений по истории культуры. Чтения эти состоялись два раза и прошли очень оживленно, но потом интерес к ним упал.

Все столяры пользовались правом брать книги из детской библиотеки общества без залога, посещать площадку, каток, а также елку и праздники, устраиваемые обществом «Просвещение» для детей.

С началом учебных занятий в школе многие учащиеся перестали посещать мастерскую, артель распалась.

Зимой в мастерской работали подростки, не учившиеся или окончившие начальную школу, желавшие изучить столярное ремесло как профессию. Эти ученики стремились работать по возможности больше, не удовлетворялись одной сменой в два часа. Они старались пополнить свое общее образование, многие просили устроить им уроки рисования, черчения и письма.

Одна смена утром была отдана ученикам начальной школы общества «Просвещение». В этой смене работали не только мальчики, но и девочки.

В течение первого года существования мастерской были устроены две выставки ученических работ, на которых продано изделий на сумму 68 руб. 50 коп. Первая выставка состоялась 26 августа 1908, вторая – 3 марта 1909.

Чтобы поднять доходность мастерской, по совету лиц, спонсировавших это учреждение, был приглашен подмастерье, который работал главным образом на учреждения общества и исполнял заказы. Жалование подмастерья составляло 30 руб. в месяц. Однако, затея себя не оправдала, и подмастерье был рассчитан через три месяца.

За первый год учениками изготовлено 437 вещей на сумму 281 руб. 65 коп. В том числе сделано для предприятий общества «Просвещение» 94 предмета на сумму 73 руб. 45 коп. Продано вещей – на сумму 158 руб. 75 коп. На складе осталось – на 50 руб. 21 коп.

В последующие годы характер деятельности мастерской существенно не изменился. В летнее время преобладающим контингентом являлись ученики начальных и средних школ, которые работали для того, чтобы с пользой провести свободное время. Зимой в основном занимались подростки, желавшие усвоить ремесло как средство к жизни. Поскольку таких учеников было всего 13-14 человек, то зимой рабочий день был разделен на две смены по три часа для «столяров-профессионалов» и одну смену в два часа для учеников старшей группы школы общества «Просвещения».

Курс мастерской разделялся на два отделения: отделение ручного труда и отделение столярного мастерства. В программу первого отделения входило изготовление таких изделий, как лопатка, грабли, кукольная кровать, лесенка для цветов, лопатка для масла, подставка под цветник, мясорезка, скамеечка, полочка, табурет, тачка, крест под цветник, крест под ушат, карнизы простой и точеный, ящик, шкатулка, стол, стул, вешалка, этажерка, рамка, лестница, стенной шкаф.

В программу мастерства входили: шкаф, рама, комод, угольный столик, преддиванный стол, стул с переплетом, мягкий стул, верстак, гардероб, буфет.

Кроме обязательных изделий программы ученики исполняли заказы частных лиц и обслуживали учреждения общества, выделывая для детской площадки крокеты, городски, лопатки и т.п., для музея – ящики для чучел и коллекций, штативы, физические приборы, для школы – классные доски, счеты, геометрические фигуры, арифметический ящик и все необходимое.

В 1909 в мастерской работал 61 человек, не считая учеников школы. В том числе 14 постоянных и 47 временных, а также один учитель и одна учительница. В 1910 постоянных учеников было 13, временных – 37. К концу третьего года обучения трое учеников вышли из мастерской и открыли свое дело на корпоративных началах.

Опыт показал, что мальчики, проработавшие год, могли выполнять несложные заказы. Проработавшим два года можно было поручить более сложные вещи. Такие ученики получали от мастерской 1/3 стоимости заказа. Выполнение изделий по программе, а также вещей для общества «Просвещение» не оплачивалось. Главным недостатком мастерской было слишком тесное помещение, в связи с чем крупную мебель – шкафы, комоды, буфеты и т.п. – делать было невозможно.

Класс рукоделия

Класс рукоделия был открыт 27 января 1908. Первоначально в класс записалось около 100 учениц в возрасте от 8 до 15 лет. Часть в скором времени выбыла по разным причинам, но большинство посещало уроки аккуратно и очень охотно. Средняя посещаемость – 20–25 человек на урок. Многим желающим учиться приходилось отказывать, так как одной учительнице трудно было справляться с большим количеством детей. Руководила классом А.Д. Михайловская.

С января до июня занятия проводились два раза в неделю с 13 до 17 часов с тем расчетом, чтобы не учившиеся в школах дети приходили и уходили раньше, а обучавшиеся могли после уроков сначала пообедать дома. Летом работали две руководительницы, и занятия проходили трижды в неделю с 13 до 16 часов.

Занятия детям очень нравились. Учились различным швам, вязанию крючком, вышиванию гладью и другим рукоделиям.

Почти все ученицы были из бедных семей и высказывали просьбу, чтобы уроки были ежедневными. Во время урока детям предоставлялась полная свобода действий. Им разрешалось оставить работу по желанию и идти домой, когда захотят. Благодаря этому девочки чувствовали себя непринужденно, все время велись разговоры, иногда пели песни или декламировали стихи. Время летело незаметно и часто дети не хотели верить, что пора уходить домой и просили продолжать урок.

Состав учениц изменялся в зависимости от сезона. Зимой в рукодельном классе учились девочки, не охваченные обучением в школе, а также ученицы начального училища общества «Просвещения». Летом преобладали ученицы начальных школ.

Известно, что в конце августа 1908 была устроена выставка-распродажа рукоделий. Однако далеко не все работы были проданы. Девочки очень интересовались выставкой и радовались, когда их работы покупались, хотя деньги шли не в их пользу, а на приобретение материала для дальнейших работ.

Поскольку А.Д. Михайловская вела класс бесплатно, то материальны затраты общества на это предприятие выразились только в сумме 13 руб. 50 коп.

К сожалению, проработав год, Михайловская отказалась. Бесплатной учительницы не нашлось, а на приглашение платного педагога у общества не нашлось средств. Класс пришлось закрыть к великому огорчению многочисленных учениц.

Переплетная мастерская

Стараниями заведующей библиотекой общества «Просвещение» А.П. Тарелкиной при библиотеке в 1909 была открыта переплетная мастерская.

Занятия проходили три раза в неделю в вечерние часы. Учеников состояло 20–25 человек, преимущественно мальчики. Сотрудничали в мастерской Е.И. Шахова и Р.Н. Мухина. Трудами детей и руководителей было переплетено 569 книг и наклеено около 200 таблиц для музея.

Мастерская в скором времени закрылась за недостатком средств и деятельных работников.

Литература

  1. Отчет о деятельности общества иркутского «Просвещение» за 1907–1910 гг. – Иркутск, 1911.
  2. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Оригинальное название материала: Ремесленные мастерские при Иркутском обществе «Просвещение» | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 08 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Образование"