Новости

Начальное училище общества «Просвещение»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Начальное училище общества «Просвещение» открыто в Иркутске в 1908. Размещалось в доме, принадлежавшем обществу, по улице Троицкой (ныне – район стадиона «Труд»).

Общие сведения

Иркутское общество «Просвещение», учрежденное в 1907, открыло свою деятельность 14 сентября 1907. Задачи общества, подробно перечисленные в уставе, заключались в содействии распространению народного образования в Иркутской губернии путем учреждения школ, библиотек и складов книг, устройства народных чтений, публичных лекций и т.д.

До 1908 дом общества «Просвещение», находившийся на Троицкой улице (Детская площадка), в утренние часы пустовал. Имевшиеся библиотека, педагогический музей и площадка для игр, которые перешли от Общества распространения народного образования и народных развлечений, давали возможность рационально вести не только внешкольное, но и школьное образование детей. Возникла идея использовать наличные средства и открыть начальную школу.

Осуществить это предложение удалось благодаря тому, что нашлись работники, предложившие обществу свой бесплатный труд для организации и ведения этого дела. Необходимое разрешение было получено, и школа открыла свои двери 1 октября 1908[1]. Летописец же это событие отметил другой датой: «20 октября. Общество “Просвещение” открыло бесплатную начальную школу в здании на детской площадке для трех групп по 25 человек в каждой»[2].

Желающих поступить оказалось больше, чем школа могла вместить. Принять всех не удалось. Зачислено было 103 человека: 56 девочек и 47 мальчиков в возрасте от 5 до 13 лет. При приеме детей осматривал приглашенный врач.

В первый год своего существования школа состояла из трех отделений: дошкольного, первого и второго школьных. Каждое отделение занималось в отдельной комнате с отдельной учительницей. Но такой порядок в 1909 сохранить не удалось, так как появилась необходимость открыть третье школьное отделение и соединить две старших группы в одном классе под руководством одной учительницы. Старшая группа состояла из 10 человек, которые выпускных экзаменов не держали: 4 человека из этой группы поступили во второй класс Пятиклассного городского училища, 1 – в сиропитательный дом, 2 уехали из города, а остальные не пожелали продолжать учение и оставили школу. Таким образом, в 1910 четвертой группы не оказалось. Дошкольную же группу пришлось упразднить, поскольку не удалось найти для этой группы подготовленной учительницы. Школа в 1910 имела три школьных группы при трех учительницах.

В 1911 школа состояла из четырех отделений и подходила к типу одноклассных народных училищ с четырехгодичным курсом. Сообразно с этим была составлена программа школы. Две старших группы занимались под руководством одной учительницы, но имели разных преподавателей по рисованию, пению и естествознанию.

Вследствие материальной необеспеченности многие существенные нужды школы оставались неудовлетворенными. К числу таких нужд относилось необеспеченность классной мебелью: школа вместо парт была обставлена столами и скамьями. Не хватало также приспособлений для производства опытов – весов с разновесами, штативов, мер длины и емкостей и т.п. Все это хотя и имелось в лаборатории музея, но в ограниченном количестве.

Санитарные условия в целом были удовлетворительными. В нижних классах в морозные дни бывало холодно, несмотря на усиленную топку. В верхнем классе «бывает угар, когда в кухне готовится». Кроме того, в том же классе «портился воздух благодаря временному ватерклозету, устроенному на площадке лестницы». Ощущался недостаток в свободной комнате, где дети могли бы проводить перемены. Игры и гимнастику было устраивать негде, так как классы были заставлены мебелью.

Учительский состав

В 1908/1909 учебном году обществом «Просвещение» было отпущено на школу около 300 руб. – на уплату жалования одной платной учительницы – А.П. Тарелкиной.

К началу 1909/1910 учебного года госпожа Тарелкина отказалась от работы в школе из-за принципиальных разногласий с остальными работницами. Одна из учительниц, трудившихся на безвозмездной основе, А.Г. Плосконосова, уехала совсем из Иркутска. Их заменила Л.А. Булдакова. В 1910/1911 году Иркутск покинула вторая бесплатная сотрудница – Р.Н. Мухина. На ее место пришла Ф.Г. Киселевич.

Бесплатный труд являлся подспорьем для платных учительниц. Помощь в организации обучения детей оказывали практикантки, посещавшие школу, а также три сотрудницы, преподававшие естествознание, пение и ручной труд. В 1916 в школе работали учительницы Н.В. Измайлова, С.В. Егорушкина, Н.Н. Вильнер.

Закон Божий вел священник. В 1916 в этой должности состоял К. Громов.

Образовательный процесс

Программа начальной школы иркутского общества «Просвещение» в общих чертах была аналогичной программе обычных начальных школ. Однако методы преподавания значительно отличались и придавали школе особый характер.

В качестве важнейших задач организации учебного процесса были выдвинуты следующие: 1) привлечь на помощь изучению науки зрительные, слуховые и мускульные ощущения; 2) приучить детей наблюдать, исследовать явления природы и жизни и применять на деле полученные результаты, не оставляя их лишь заученными в памяти.

Решение этих задач, направленных на развитие познавательной активности учеников, выдвинули на первый план такие учебные предметы, как рисование, лепка, ручной труд, которые изучались в связи с преподаванием родного языка, арифметики и наук и имели целью закрепить полученные знания в сознании детей и придать им более конкретный характер.

Во избежание механических, притупляющих занятий грамматика была доведена до минимума, чистописание заменено рисованием, и наиболее широкое развитие получила программа по природоведению, которая изучалась с тесной связи с географией, главным образом на наглядных пособиях и пояснялась экскурсиями и посещением всякого рода мастерских и заводов. Такому методу преподавания в сильной степени благоприятствовало наличие музея наглядных пособий, библиотеки и столярной мастерской.

Следует отметить, что имевшимся при обществе «Просвещение» подвижным музеем пользовались также гимназии Некрасовой, Детышевой и Протасовой, классы рисования госпожи фонъ-Мооль, общедоступные курсы и несколько частных лиц[3].

Экскурсии по окрестностям и посещение мастерских и фабрик устраивалось легко, и детей всюду принимали крайне радушно. Обычно школа совершала следующие экскурсии и прогулки: на Звездочку, в долину реки Каи – весной и осенью, на Чертово озеро, на Каштак или на Ушаковку пешком, причем детей бесплатно перевозили через Ангару, что значительно сокращало путь. По железной дороге ездили на станцию Михалево, где можно было наблюдать хорошие обнажения почвы «с промойками каменного угля», а также видеть паровую лесопилку и мельницу.

Учащиеся посещали следующие заводы и мастерские: кирпичный завод Пузина, паровую лесопилку Кравца, столярную, слесарную и меднолитейную мастерские Трапезниковского училища, колбасное заведение Елизова, мыловаренные, кожевенные и чугунно-литейный заводы. Многократно посещали музей Географического общества. Бывали на выставках птицеводства, на выставках Охотничьего общества, произведений художественного творчества.

Одной из форм работы было посещение иллюзиона Дон-Отелло, где картины ставились по выбору руководителей и мели целью иллюстрацию некоторых разделов по географии, этнографии, а также по естествознанию и производствам.

Два-три раза в год детей водили в театр, чтобы приучить к разумным развлечениям. На Рождество ежегодно устраивалась елка с концертным отделением или детским спектаклем. На елке присутствовали родители. Украшения для елки дети делали сами на уроках ручного труда. На Масленицу и Пасху устраивались детские праздники.

Дважды в год проводились родительские собрания, на которых родителей знакомили с ходом дел в школе, а также обсуждались все более сложные и интересные вопросы школьной жизни.

Ежегодно два раза устраивались выставки детских работ и тетрадей для ознакомления родителей с успехами детей взамен отвергнутой школой больной системы.

В «Летописи Иркутска» упоминается, что 21 февраля 1910 в помещении школы общества «Просвещение» проходила выставка образцовых работ учеников школы общества[4].

В 1909 летние каникулы, длившиеся почти 5 месяцев, 23 ребенка под руководством двух взрослых провела в «летней колонии». Благодаря любезности А.Б. Сибирякова, который предоставил в распоряжение детей так называемую Сибиряковскую фабрику на берегу о. Байкал в 18 верстах села Лиственичного, удалось устроиться в прекрасной местности, где дети провели 6 удивительных недель.

Воспоминания Петра Ефимовича Луненка – одного из учеников школы, записанные ангарским писателем О.Б. Корнильцевым

«Восьми лет, в 1914 г. я выдержал экзамены в Школу просвещения. Приняли меня сразу во второй класс. Там, где сейчас стадион «Труд» находилось большое деревянное одноэтажное здание с вышкой. В нем размещалась наша школа.

Перед ней разбита площадка – нечто среднее между спортивной и детской. Здесь я проводил многие часы, самозабвенно пиная мяч. Дело в том, что в школе было свободное посещение уроков Закона Божия, возможно, как раз по этой причине меня в нее и определили… Заведующая школы Людмила Александровна Булгакова, еще молодая женщина, и преподавателей подобрала молодых, и, думаю, талантливых. В школе великолепно было поставлено преподавание литературы и естественных наук. Биологию и зоологию вели Владимир Иннокентьевич Знаменский и Нестор Иванович Толстихин. Изучали мы предметы в основном не по книгам. Приносил, допустим, Нестор Николаевич на урок рыбу, мы должны были ее вспороть и сами нарисовать систему кровообращения и дыхания. Для таких занятий был оборудован специальный класс – для каждого столика микроскоп, не ахти какой, но микроскоп, лейпцигский. Рассматривали мы амеб и прочее, и прочее – учились работать. Собственно, и книг мы перечитали немало – о сообществах растений и живых организмов, о симбиозе.

Все это приносили и давали нам наши учителя. Работал в школе кружок минералогии. Назывался он «Друза». Друза – это как бы цветок из кристаллов, кристаллы растут в разные стороны, но все они собраны в друзу. Мы с жаром занимались своими коллекциями… Литературу и русский вели родные сестры: Евгения Николаевна Домбровская и Римма Николаевна Мухина. Держались и разговаривали они с нами, будто мы взрослые. Они смогли нас увлечь литературой так, что я заучивал целые былины наизусть. «Евгения Онегина» проходили капитальнейшим образом. В старших классах изучали мы и современных писателей. Помню суд над Иудой Искариотом, который мы провели в школе после того, как прочитали «Иуду Искариота» Леонида Андреева. Изучали два языка: немецкий и французский, однако далеко не в том объеме, как в гимназии или в института благородных девиц. В этом мы смогли убедиться, когда при советской власти его закрыли и девочки оттуда стали заниматься в нашей школе. По естественным наукам они были подготовлены хуже, неплохо знали математику и значительно обогнали нас в изучении языков... Школа просвещения была демократическая по духу. Мы провозгласили у себя республику, которая состояла из учеников и учителей, действовал свой товарищеский суд…

На лето ученики Школы просвещения выезжали на Байкал, в падь Коты. Там был заброшенный стекольный заводик (помню глыбы зеленого стекла). В постройках этого стекольного завода мы и размещались. Мальчиков обычно приезжало человек двадцать, и мы жили в «резной», там, где когда-то резали оконное стекло. Имелся еще жилой дом – в нем размещались девочки и преподаватели.

Девочек приезжало больше, чем мальчиков. Спали на брезентовых раскладушках, устроенных в виде козел. Жили в Котах подолгу, с конца мая, июнь, июль. Родители почти ни к кому не приезжали.

Варили сами себе на костре, дежурили по очереди. С нами были учителя и Людмила Александровна. Жили дружно, весело, но случались, конечно, и конфликты… В Котах мы отдыхали несколько лет подряд и после того, как перевели нас в показательную школу…

При советской власти Школу просвещения в конце концов закрыли, и мы доучивались в пятой «опытно-показательной» школе. Она занимала весь нижний этаж здания, где сейчас располагается пединститут…»[5].

Источники и литература

  1. Адрес-календарь Иркутской губернии. – Иркутск, 1916.
  2. Весь Иркутск с отделами Забайкальской и Якутской областей на 1909 г. – Иркутск, 1909.
  3. Корнильцев О.Б. Райские кущи. – Иркутск, 2006.
  4. Отчет о деятельности общества иркутского «Просвещение» за 1907–1910 гг. – Иркутск, 1911.
  5. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994.
  6. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. – Иркутск, 2011.
  7. Шинкарева А. Дорога в будущее: Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI. – Иркутск, 2002.

Сноски

[1] Отчет о деятельности общества иркутского «Просвещение» за 1907–1910 гг. – Иркутск, 1911. – С. 22.

[2] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994. – С. 114.

[3] Сибирь. – 1909. – № 246. – 29 октября. – С. 2.

[4] Романов Н.С. Указ. соч. – С. 140.

[5] Корнильцев О.Б. Райские кущи. – Иркутск, 2006. – С. 211–225.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.