Церковно-приходские школы — начальные учебные заведения духовного ведомства, открывавшиеся при приходах с утверждения и благословения епархиального архиерея для детей низших сословий. Церковно-приходская школа, обретая различные содержательные формы в течение отечественной истории, оставалась по смыслу неизменной – это самый распространенный в России институт начального образования (религиозного и общего), организовывающийся при приходе того или иного храма неизменно под руководством священнослужителя.
Церковно-приходские школы – начальные школы при церковных приходах – появились в России после школьной реформы 1804 г.[1], являлись низшим звеном системы народного просвещения и находились в ведении Синода. Ранее такие учебные заведения назывались приходскими училищами. Школы могли открываться каждым причтом по его просьбе беспрепятственно. В середине 1860-х гг. в России насчитывалось 21 420 церковно-приходских школ, в которых обучались 412 тыс. учащихся[2]. Обучение в школах было большей частью бесплатным, а значит, доступным всем социальным группам.
Наибольшего расцвета церковно-приходская школа достигла во время царствования Александра III (1881–1894 гг.), когда духовенство «вновь призывается к образованию народа, школы увеличиваются в количестве, улучшаются в качестве и получают живое направление в духе церковности». Так, если в 1862 г. в Иркутской епархии насчитывалась всего 41 школа при церковных приходах, где обучались 672 мальчика и 76 девочек (по этому показателю епархия занимала предпоследнее место в России)[3], то конце XIX в. церковно-приходских школ здесь уже было 138, школ грамоты – 199, школ начальных и других ведомств – около 150[4].
13 июня 1884 г. Александром III были утверждены «Правила о церковно-приходских школах». В этом документе были отражены основные правила, программы, инструкции, а также определена структура обучения.
Цель обучения в церковно-приходских школах определялась первым параграфом «Правил», где говорилось:
«Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности и сообщать первоначальные полезные знания», и далее, в девятом параграфе: «Приходские школы нераздельно с Церковью должны внушать детям любовь к Церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделались навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные занятия начинаются и оканчиваются молитвою»[5].
По содержанию обучения школы могли быть одноклассными с двухлетним курсом и двухклассными с четырехлетним курсом[6]. Во второклассные церковно-приходские школы могли поступать лица всех сословий православного вероисповедания не моложе двенадцати с половиной лет. Желающие принимались в школы только после прохождения курса одноклассной школы.
Учебный процесс строился с учетом традиционного крестьянского календаря. Занятия начинались не раньше 15 сентября и заканчивались 1 мая.
Обучение велось по типовой программе, которая включала следующие предметы: Закон Божий (изучение молитв, священная история и объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. В двухклассных школах, сверх этого, преподавались начальные сведения из истории церкви и отечества, а также грамматика, церковное письмоводство, дидактика, методика преподавания (учащихся готовили к преподаванию в церковно-приходских школах и школах грамоты).
Преподавание школьного курса велось в соответствии с учебными программами, утвержденными епархиальным училищным советом. В процессе обучения в церковно-приходской школе воспитанник должен был получить не только христиански-благочестивое настроение души, но и приобрести общее умственное развитие и полезные знания по программным предметам в соответствии с требованиями времени. При преподавании русского языка исключительное внимание обращалось на выработку навыка правильного и беглого чтения, умений писать без звуковых и этимологических ошибок, передавать содержание прочитанных статей, осмысленно выражать свои мысли устно и письменно. Подобная направленность обучения предоставляла возможность научить детей читать сознательно и выразительно, что, в свою очередь, позволяло значительно обогатить их разносторонними полезными знаниями. В процессе обучения грамоте учащимся сообщались сведения из отечественной истории, географии и этнографии. Обучение арифметике имело целью научить детей основным действиям с числами и формирование умения применять эти знания к решению практических задач из повседневного быта. Преподавание начальных сведений по русской истории было тесным образом связано с курсом истории Русской Церкви и преподавалось совместно. Изучение церковнославянской грамоты прививало детям необходимое понимание церковной речи, давало возможность принимать участие в богослужении. В учебное время проводились утренние молитвы по часослову или краткому молитвослову. Во всех школах преподавалась музыка. На уроках пения ученики пели и напевами, и восьмиголосным пением, которое ценилось в музыкальной культуре как выражение высокого профессионального мастерства.
Ученики, окончившие курс второклассной школы, могли преподавать в школах грамоту, а при желании – продолжать обучение в учительских семинариях, поступать на частную или церковную службу и т.д. Испытания для получения свидетельства об окончании курса должны были производиться на основании общих правил, установленных для начальных училищ.
Преподавание осуществлялось по руководствам, учебным пособиям и книгам, указанным святейшим синодом. Материал для чтения был религиозно-монархического содержания. При школах, по мере средств, составлялись учительские и ученические библиотеки. В них имелись книги по Закону Божию, русскому языку, арифметике, истории, сельскому хозяйству, пению и музыке, а также журналы.
Снабжение церковно-приходских школ учебными пособиями и школьными принадлежностями входило в обязанности Епархиального училищного совета. Однако на первых порах оно не было достаточным и постоянным. Классные принадлежности чаще всего приобретались на средства местных священников, на пожертвования благотворителей, земских учреждений.
В целом финансирование церковно-приходских школ шло из нескольких источников. Значительная часть поступала из средств Государственного казначейства в соответствии со сметой Святейшего Синода. Например, в 1890 г. Епархиальному училищному совету от Иркутского казначейства поступило 10 000 р. для церковно-приходских школ[7]. Православное миссионерство, приходское попечительство, местные общества в статью расходов своего бюджета включали соответствующие суммы денег на содержание школы, а также не оставляли своим вниманием нужды школы и частные лица.
Однако существовавшие пособия на образование и развитие церковно-приходских школ не могли покрыть всех необходимых расходов. Скудость финансового снабжения отражалась на материальном положении школ. Отсутствие необходимых учебных пособий и литературы приводило к снижению качества обучения детей и уменьшению возможности в полной мере реализовать программу начального школьного обучения.
Положение изменяется в конце XIX – начале XX в. Правительство начинает обращать все большее внимание на развитие сети и улучшение деятельности церковно-приходских школ в России. В это время увеличивается и финансирование церковных школ. В связи с этим в церковно-приходских школах улучшается качество преподавания.
Обучение в церковно-приходских школах осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно Церковно-учительские школы и Епархиальные училища. В первое время существования церковно-приходских школ священники нередко исполняли обязанности учителей, не получая почти никакого вознаграждения за свой труд.
Непосредственное заведование церковно-приходскими школами было обязанностью приходских священников, которые одновременно являлись преподавателями Закона Божия. Как заведующие церковными школами, приходские священники должны были руководить и наблюдать за правильной постановкой учебно-воспитательного дела в заведении, заботиться о хозяйственной стороне жизни школы и изыскивать местные средства на школьные нужды. На заведующих школами лежала обязанность ведения отчетности и переписки с надлежащими лицами и учреждениями по делам школы, забота об открытии в приходе новых школ, повторительных классов и воскресных школ. Более того, заведующий обязан был помогать учителю во всех случаях, где это окажется нужным.
Деятельность заведений находилась в ведении попечительских советов, куда входили заведующий школой, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входившие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях. Открытие попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.
В каждой епархии был организован школьный надзор. Попечителям школы и членам инспекции позволялось лишь посещать и осматривать учреждения, не делая никаких при этом распоряжений, и представлять свои выводы руководителю школы или, в случае необходимости, епархиальному архиерею.
Согласно «Правилам» 1884 г., церковные школы должны были открываться приходскими священниками на местные средства приходов или с пособиями от различных обществ и частных лиц, от казны. Помещения для школ, как правило, обеспечивало местное духовенство. Чаще всего школы открывались в церковных домах, в домах священно- и церковнослужителей, в помещениях, нанимаемых благотворителями или церковью, в зданиях бывших министерских или земских училищ, в крестьянских домах.
Несмотря на плохие условия с помещениями для церковноприходских школ, со стороны епархиальных зодчих уделялось значительное внимание оформлению их зданий. Существовали типовые проекты школ, издавался, как руководство по проектированию и строительству «Примерный план церковно-приходских школ», разработанный Николаем Никитичем Никоновым, епархиальным архитектором[8] Санкт-Петербурга, под редакцией «Церковных ведомостей».
Со временем, по мере развития сети церковно-приходских школ и увеличения денежных ассигнований менялись и условия существования школ. Во многих приходах появилась возможность построить собственные дома для школ или нанять помещение, удобное для проведения учебных занятий. Ассигнования на открытие новых школ и строительство зданий поступали, в основном, от городских и сельских обществ, а также частных благотворителей – купцов и крестьян.
Показательной в этом смысле является история иркутской Преображенской церковно-приходской школы Николая Львовича Родионова.
В конце XIX – начале ХХ вв. в Иркутске значительное внимание уделялось развитию народного образования, открывались за счет средств города и состоятельного купечества народные училища и начальные школы. Сознавая важность и необходимость развития просвещения, иркутские купцы своими трудами и капиталами немало сделали для того, чтобы превратить город в крупнейший в Сибири образовательный центр. Так, в Иркутске в конце XIX в. действовали бесплатные начальные училища, открытые на средства В.П. Сукачева, П.А. Пономарева, А.М. Кладищевой (Сибиряковой) и др. Местная пресса отмечала устойчивое финансовое положение таких школ и лучшие условия преподавания по сравнению с казенными заведениями. Десятки купцов входили в попечительские советы учебных заведений, принимая на свой счет работы по их ремонту, обеспечению учебными пособиями и литературой.
В числе щедрых жертвователей на нужды образования – иркутский купец Н.Л. Родионов.
Николай Львович Родионов (1824–1903), из семьи цеховых, томский, позднее иркутский купец 1-й гильдии (с 1865 г.), в которой состоял в течение 23 лет (1865–1888 гг.), потомственный почетный гражданин (с 1888 г.). Активно торговал на Кяхте, имел хорошо отлаженную сеть компаньонов и приказчиков. Одним из его приказчиков был П.А. Пономарев.
В 1860-х – 1870-х гг. Н.Л. Родионов – совладелец фирмы «Родионов, Хаминов и Кº», которая владела чайными плантациями в Китае близ Хань-коу, вела крупное дело по покупке и продаже чая. В 1876 г. компания была продана П.А. Пономареву. В 1870-х гг. Родионов вел в Иркутске собственную торговлю. Являлся крупным ростовщиком и домовладельцем, сдавал помещения в наем, имел кожевенный завод в Бельске.
В 1865 г. назначен одним из душеприказчиков И.Н. Трапезникова. В начале XX в. его суммарный капитал составлял 954 073 р. Вел активную общественную деятельность: гласный городской думы (1870–1889 гг.), в 1885 г. баллотировался на должность городского головы, заседатель в городском суде, попечитель в Сиропитательном доме Е. Медведниковой, попечитель промышленного училища, которому оказывал большую материальную помощь, способствовал открытию в нем чугунолитейного цеха[9], в 1911 г. – член попечительского совета частной школы «Детский сад»[10]. Жертвовал на построение часовни Христа Спасителя, городской театр. Был связан родственными узами с купеческими фамилиями купцов Лушниковых, Герасимовых, Лаврентьевых, Патушинских. Похоронен в ограде Знаменского монастыря.
Его сын Семен Николаевич (1885–1935) получил отличное образование, энтомолог, работал старшим научным сотрудником Восточно-Сибирского института растений. Собрал богатую коллекцию растений. Был одним из первых автолюбителей в Иркутске.
На пожертвованные Николаем Львовичем Родионовым в Иркутске была открыта и находилась на его содержании – на проценты с капитала в 30 000 р. – церковно-приходская школа при Преображенской церкви.
В 1890 г. прихожанка Преображенской церкви Заборская пожертвовала в пользу храма деревянный одноэтажный дом со всей усадьбой, находившиеся напротив Преображенского храма. На месте этого дома в 1899 г. «иждивением иркутского Потомственного почетного гражданина, первой гильдии купца Николая Львовича Родионова» был заложен каменный двухэтажный корпус для церковно-приходской школы. Примечательно, что в 1899 г., когда была начата постройка школы, в Иркутске действовали 24 начальных приходских училищ (из них 14 мужских, 9 женских и одно смешанное), пять церковно-приходских школ (из них одна двухклассная)[11]. При этом острой была проблема устройства детей для получения первоначального образования в связи с отсутствием мест в имевшихся школах.
К концу 1899 г. здание вчерне было готово[12]. Но по правилам строительного устава того времени отделка каменного здания должна была производиться только через год, что и было выполнено. Только 15 октября 1900 г. школа была освящена и открыта для занятий[13]. На освещении Преображенской церковно-приходской школы присутствовали высокопреосвященный архиепископ Тихон, епископ Никанор, начальник края, губернатор, высшие чины администрации[14].
Как же выглядело это здание? О первоначальном облике дома можно судить по фотографии начала XX в. и фотографии 1930-х гг., когда в нем находился изопедтехникум. К сожалению, имя автора архитектурного проекта неизвестно. Предположительно, им мог быть епархиальный архитектор или проект был заказан кому-то из гражданских архитекторов, работавших в то время в Иркутске.
Говоря об архитектурных особенностях здания, воспользуемся характеристикой, данной Е. Хохриным в паспорте на памятник истории и культуры «Здание церковно-приходской школы Родионова». «Здание удачно оформляет угол квартала; уличными фасадами обращено на север и на запад. Представляет собой каменную двухэтажную постройку с Г-образным планом, под вальмовыми взаимнопересеченными кровлями. Объемно-пространственная композиция разнообразится аттиками по углам уличных фасадов, башенкой, помещенной на скошенном углу здания и парапетами. В правой части западного фасада имеется ризалит, в котором помещен парадный вход в здание, ведущий прямо на двухмаршевую лестницу во 2-й этаж. Соответствующий ризалит помещен и на дворовом фасаде западного крыла, в нем имеется черный вход. Кроме того, еще две двери ведут со двора в северное крыло, в узкий коридор, где помещается лестница во второй этаж, служившая для хозяйственных целей. Помимо указанного коридора и блока парадной лестницы и туалетов, в первом этаже здания было три больших помещения, разделенных капитальными стенами; помещения были смежными, с анфиладным проходом от парадной лестницы. Та же планировка, за отсутствием узкого коридора, повторена и во втором этаже. Декор фасадов выдержан в сухих формах официальной “романовской” архитектуры. Основным элементом декора является развитый карниз со ступенчатыми зубцами и сухариками, обходящий все фасады здания. Окна уличных фасадов имеют близкое к карнизу обрамление и помещены в ниши; во втором этаже снабжены сандриками с замковыми камнями. Развитое междуэтажное членение делит фасады здания пополам по горизонтали. В простенках окон второго этажа помещены поребрики. В постройке применен кирпич размером 26х13х6,5 см, общие размеры здания 20,3х17,5 м»[15]. Важно отметить, в настоящий момент существенных перестроек и утрат здание не имеет, кроме внутренних многократных перепланировок.
Итак, как было сказано ранее, здание церковно-приходской школы было построено на средства одного из крупнейших иркутских купцов Николая Львовича Родионова, проживавшего в приходе Преображенской церкви (его усадьба располагалась на современной территории завода тяжелого машиностроения). Н.Л. Родионов пожертвовал на строительство дома более 20 000 р. серебром, а также обеспечил школу капиталом в 30 000 р., положенным в банк[16]. Поэтому на фронтоне здания красовалась надпись: «1898. Преображенская церковно-приходская школа Николая Львовича Родионова. 1900».
Определением Святейшего Синода от 5-го–19-го сентября 1901 г., за № 3412, постановлено: «иркутской Преображенской церковно-приходской школе присвоить наименование: “Иркутская Преображенская церковно-приходская школа Николая Львовича Родионова”, в честь благотворителя сей школы, иркутского 1-й гильдии купца, потомственного почетного гражданина Николая Львовича Родионова, устроившего под помещение названной школы каменное двухэтажное здание в 34 000 р., а пожертвованному тем же благотворителем в обеспечение содержание сей школы капиталу в 30 000 р. – наименование: “Неприкосновенный капитал Преображенской церковно-приходской школы имени Николая Львовича Родионова”»[17].
Первым заведующим церковно-приходской школой и законоучителем в ней по определению Епархиального училищного совета был назначен священник Преображенской церкви Александр Самсонович Писарев (род. 18 августа 1873 г. в Иркутске), который в 1896 г. окончил курс в Иркутской духовной семинарии по первому разряду со званием студента (14 июня того же года рукоположен в дьяконы, а 15 июля – в священники)[18].
В 1908–1909 гг. попечительницей училища имени Н.Л. Родионова (ул. Преображенская, 2/78) значится Ирина Фоминична Люблинская, заведующим назван Сергей Андрианович Инкигрин. Учительницей работает Екатерина Михайловна Орлова[19]. В 1910 г. сообщалось, что в начальной «Преображенско-Родионовской школе учеников 74, все жители г. Иркутска. Учителей в школе 2»[20]. В 1914 г. должность заведующего исполняет протоиерей Николай Затопляев, учительствует Елена Ивановна Кубинцева[21], а на следующий год к ним уже добавляется преподаватель Анна Алексеевна Попова[22].
В соответствии с «Правилами о церковно-приходских школах» 1884 г., образовательный процесс в учебном заведении осуществлялся по типовой программе и в соответствии с учебными программами, утвержденными епархиальным училищным советом. При этом особое внимание уделялось духовно-нравственному развитию воспитанников. На базе школы устраивались культурные мероприятия, на которых присутствовали учащиеся. Так, 10 февраля 1902 г. «в день памяти свт. Иннокентия Иркутское церковное братство его имени в помещении училища Н. Родионова устроило концерт по следующей программе: Бетховен “Прославляем Бога природы” (гимн); “Об обстоятельствах жизни свт. Иннокентия в пределах Иркутска до вступления на иркутскую кафедру” прочитал о. И. Дроздов; Д. Бортнянский. “Боже, песнь нову воспою” (концерт); “О состоянии и деятельности церковного братства со дня основания” прочитал отчет И.Л. Брызгалов; Гимн просвещению. Музыкальные номера исполнил хор под управлением священника о. А. Флоренсова»[23]. Через год, 26 ноября 1903 г., «В день свт. Иннокентия в Казанском кафедральном соборе ученики начальных классов училищ города (Успенского, Знаменского, Глазковского, Троицкого, Пушкинского, Народного, Кладищевского, Ремесленно-Слободского, Пономаревского и Крестовоздвиженского) и церковно-приходских (образцового при духовной семинарии, городского Вениаминовского и Преображенско-Родионовского) в количестве 700 человек пропели Божественную литургию и молебен свт. Иннокентию под управлением священника о. Василия Флоренсова. Пели спокойно и душевно, что произвело на молящихся неизгладимое впечатление. После молебна о. Федор Верномудров раздал всем книги религиозно-нравственного содержания»[24].
22 июня 1903 г. в здании Преображенской церковно-приходской школы им. Н.Л. Родионова была открыта библиотека-читальня Иркутского церковного братства во имя св. Иннокентия[25]. В 1907 г. эта библиотека располагала 1 300 экземплярами книг. В помещении школы проходили собрания членов общества хоругвеносцев [26].
Как уже отмечалось, церковно-приходская школа, построенная на средства купца Н.Л. Родионова, размещалась на земле, завещанной Преображенской церкви, тем самым принадлежала храму. А в административном отношении школа находилась в ведении епархиального училищного совета. Поэтому, когда в 1919 г. встал вопрос о переходе здания к городскому самоуправлению, духовное ведомство отказалось выполнить распоряжения Всероссийского правительства о таком переходе.
Приведем документ, рассказывающий об этом событии в жизни школы.
«МВД
Иркутской городской управы
Секретарский [отдел]
Января 3 дня 1919 г.
№ 79 г. Иркутск
Иркутскому губернскому комиссару
Надписью за № 31778 на заявление учительниц Преображенской школы о препятствии со стороны Духовного ведомства к передаче школы городскому самоуправлению, Вы просили принять меры к приемке Преображенской школы в ведение города. Культурно-просветительный отдел городской управы поручил К.П. Турицыну принять школу в ведение города. Была организована особая комиссия в составе представителей: городского самоуправления, Губернского земства, Министерства народного просвещения и церковно-приходского совета. После ряда совещаний комиссия не смогла приступить к окончательной приемке Преображенской родионовской школы по следующим основаниям: приходской совет не считает для себя обязательным распоряжения Всероссийского правительства, а желает действовать только на основании распоряжений Св. Синода, толкуя правительственные распоряжения в угодном для себя смысле. Духовное ведомство отказалось передать здание бывшей церковно-приходской Преображенской школы и принадлежащего школе капитала. Оставляя в стороне вопрос о капитале, Училищная комиссия, однако, не могла принять школу без здания. Вместе с отказом передать здание, Духовное ведомство предлагает воспользоваться зданием до 1 августа 1919 года, принять на счет городского самоуправления все расходы по ремонту и по проводке электрического освещения, как в здание школы, так и в квартиры учащихся. Подобное условие, не обеспечив школу зданием, налагает на город обязательство произвести значительные расходы. Кроме того, отказ Духовного ведомства передать здание, по существу неправилен.
Сообщая вышеизложенное, городская управа имеет честь просить Вас о принятии мер к понуждению Духовного ведомства подчиниться распоряжению Всероссийского правительства и передать городу здание Преображенско-Родионовской школы»[27].
Постановлением Президиума ГИКа от 19.06.1924 г. № 40 бывшая Преображенская им. Н.Л. Родионова церковно-приходская школа была зачислена в муниципальный фонд[28].
Дальнейшая судьба здания сложилась таким образом. В 1930 г. в помещении бывшей школы по адресу: ул. Тимирязевская, 76 действовали Государственные курсы по изобразительным искусствам. Заведовал ими И.Л. Копылов. Обучение шло на двух отделениях: живописи и педагогическом. При курсах также работали вечерние студии для взрослых и детей[29]. По данным БТИ, в 1932 г. землепользователем усадьбы, где ранее располагалась Родионовская школа, было Управление жилищно-хозяйственного строительства, затем, в 1930-е же годы, – Иркутский изопедтехникум (позднее областное художественное училище). В нем обучались многие известные иркутские художники: С.М. Развозжаев, К.А. Тутеволь, Л.Б. Гимов, В.С. Рогаль и др.
Затем, вероятно, в годы Великой Отечественной войны, здесь была начальная школа № 2. 13 марта 1944 г. Иркутский областной Совет депутатов трудящихся принял решение обязать исполком городского совета депутатов трудящихся к 1 июня 1944 г. возвратить художественному училищу принадлежавшее ему здание по ул. Тимирязева, 76/2, занятое начальной школой, поскольку занимаемое училищем «…помещение ни в какой степени не обеспечивает нормальных условий для занятий…». Но это решение, как следует из материалов БТИ, не было выполнено и в 1948 г.
Позднее усадьбу занимало военное ведомство, однако точно неизвестно, с какого времени. Возможно, с середины 1960-х гг., когда художественное училище переехало на ул. К. Маркса, 28. Военному ведомству усадьба принадлежала довольно долго, его балансодержателем была КЭЧ Иркутского района. Здесь размещались военная комендатура Иркутска и политический отдел спецчастей Иркутского гарнизона. В 1997 г. дом передается в пользование 1035 отделу торговли Управления торговли ЗАБВО Главного управления торговли МО РФ.
В настоящее время здание принадлежит ООО «Охранное бюро «Сократ».
Сегодня помещение церковно-приходской школы им. Н.Л. Родионова входит в заповедную зону – Историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске» (решение облисполкома № 149 от 25 марта 1985 г., рег. номер 710 в «Сводном списке вновь выявленных объектов Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»).
[1] По «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.) высшую ступень образования составляли университеты, среднюю – гимназии (4 года обучения), промежуточную – уездные училища (2 года обучения) и низшую – приходские школы в городах и селах (1 год обучения).
[3] Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII – первая половина XIX века. Иркутск, 1996. С. 161.
[4] Митыпова Е.С. Церковно-приходские школы Забайкалья (ХIХ – нач. ХХ вв.) // URL: http://www.egregor.ru/cpjshz.
[6] В начале XX в. церковно-приходские школы стали, соответственно, трех- и пятигодичными. Следовательно, расширились программы и содержание образования.
[7] Митыпова Е.С. Указ. соч.
[8] Архитектор Н.Н. Никонов (8.04.1849–1918) – один из известных зодчих Петербурга конца XIX – начала XX вв., много и плодотворно работал, особенно в области церковной архитектуры. О нем см.: http://www.borovaya52.narod.ru/nikonov.htm.
[9] Гаращенко А. Дома на Шелашниковской (факты, рассуждения, предположения» // Земля Иркутская. 2010. № 2(37). С. 83.
[10] Памятная книжка Иркутской губернии. Иркутск, 1911. С. 165.
[11] Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 г. Иркутск, б/г. С. 68.
[12] ГАИО. Ф. 266. Оп. 2. Д. 91. Л. 4об., 20; Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. Иркутск, 2003. С. 125.
[13] ГАИО. Ф. 266. Оп. 2. Д. 96. Л. 24; Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / изд. подг. Н.В. Каликаускене. Иркутск, 1993. С. 435.
[14] Восточное обозрение. 1900. 17 октября. № 23. С. 2.
[15] Архив ГУ ЦСН. Паспорт на здание бывшей церковно-приходской школы Родионова.
[16] Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. ... С. 435, 410.
[17] Известия Иркутской городской думы. Иркутск, 1901. Т. 3. №. 19–20. С. 184–185.
[18] ГАИО. Ф. 266. Оп. 2. Д. 96. Л. 16об., 15об.
[19] Чирков Н.С. Иркутск в кармане: Справочник 1908–1909 гг. Иркутск, б/г. С. 58; Весь Иркутск с отделами Забайкальской области: адресно-справочная и торгово-промышленная книга на 1908 год. Иркутск, 1908. С. 240–241.
[20] Голос Сибири. 1910. № 3. С. 5.
[21] Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. Иркутск, 1914. С. 172.
[22] Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. Иркутск, 1915. С. 53.
[23] Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. Иркутск, 2003. С. 141.
[24] Там же. С. 156.
[25] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Каликаускене. Иркутск, 1994. С. 25.
[26] Сибирь. 1908. № 24.
[27] ГАИО. Ф. р-2. Оп. 1. Д. 251. Л. 1.
[28] Из «Справки к списку домовладений, занятых учреждениями ГУБОНО».
[29] Справочник по Иркутску и Иркутскому округу на 1930 год. Иркутск, 1930. С. 110.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей