Новости

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Первое учреждение для детей дошкольного возраста открыл в 1837 г. в Германии немецкий педагог Фридрих Фребель, которому в 1840 г. дал название «Детский сад». По Фребелю, цель воспитания ребенка – развитие его природных способностей. Воспитание, считал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду.

В России первые детские сады стали появляться в 60-е гг. XIX в., почти одновременно с распространением сведений о системе воспитания Ф. Фребеля, который еще в XVIII в. утверждал, что школьное воспитание лишено фундамента, если ему не предшествует дошкольное развитие[1].

Следует отметить, что в системе учебных заведений, созданной в России в начале XIX в. и включавшей начальную (приходские и уездные училища), среднюю (гимназии) и высшую (университеты) ступени, не существовало преемственности в программах. Например, со знаниями, полученными в одно-двухлетнем приходском училище, поступить в гимназию было нельзя, требовалась серьезная дополнительная подготовка. Проблемой являлось и сословное разделение общества: дети имущих родителей и интеллигенции не посещали приходских школ, а готовились к поступлению в гимназию дома, с репетиторами, что не всегда давало нужный результат. Поэтому идея использовать дошкольное учреждение для подготовки к гимназии все более утверждалась в российском обществе.

Иркутск в 1860-е гг. – столица генерал-губернаторства Восточной Сибири, город торговый и ремесленный. Среди местного купечества немало меценатов, которые дают средства на устройство учебных заведений, библиотек, больниц, на научные экспедиции. По свидетельству современника, Иркутск того периода по справедливости может быть назван городом благотворительных и учебных заведений, главными задачами которых были воспитание и обучение неимущих.

К этому периоду устанавливаются образовательные и культурные связи с Петербургом и Москвой, поэтому не случайно прогрессивные идеи Ф. Фребеля дошли и до Сибири, и в 1868 г. педагог Мария Гавриловна Тюменцева (выпускница первого выпуска местного Девичьего института 1849 г., затем – его пепиньерка[2]), предложила открыть в Иркутске новое образовательное заведение в виде так называемого «Детского сада». Инициатива ее была встречена современниками «с некоторой холодностью», что вполне объяснимо. Идея М.Г. Тюменцевой многим казалась непонятной, опыт таких заведений отсутствовал не только в Сибири, но и в Европейской России.

Детский сад в глубинке России, безусловно, не только резко отличался от своего первообраза – немецкого детского сада, но мало походил и на любой столичный детский сад тех лет. Учредители детских садов в Петербурге или переносили в них целиком немецкий сад, устроенный по Ф. Фребелю, или видоизменяли его, следуя собственным взглядам на потребности развития детей, не достигших школьного возраста, и о местных потребностях здесь не могло быть речи. В то время воспитательные заведения могли существовать лишь при живом содействии общества. Местные условия в провинции имели большое значение, поэтому при устройстве детского сада необходимо было их учитывать, иначе учредители рисковали остаться без воспитанников, так как родители, убедившись, что их чад учат не тому, что тем следует знать по практическим соображениям, перестанут пускать своих детей в сад.

Энергично взявшись за осуществление своей идеи, М.Г. Тюменцева в 1868 г. в короткий срок собрала пожертвования от разных лиц в сумме 1650 р. Ее поддержал главный инспектор училищ Восточной Сибири Ричард Карлович Маак, который лично обратился с ходатайством к генерал-губернатору М.С. Корсакову. Корсаков одобрил проект первого детского сада в Иркутске, рассматривая его как экспериментальный, «в виде опыта»[3]. 20 ноября 1868 г. разрешение было получено, и в этот день в городе было распространено объявление: «…жители извещаются, что предполагается к открытию образовательное заведение по системе Фребеля в виде так называемого “Детского Сада”, для детей в возрасте от 4 до 8 лет. Плата предполагается 15 р. в год. Желающие поместить своих детей в сказанное заведение должны подать до 1 декабря в канцелярию главного инспектора училищ Вост[очной] Сибири письменное заявление»[4].

В отношении главного надзора учебное заведение подчинялось инспектору. «Для забот о материальной стороне его должны были быть попечительница и попечитель, какими явились супруга главного инспектора С.А. Маак и почетный гражданин А.А. Белоголовый»[5].

4 марта 1869 г. городское общество праздновало открытие учебного заведения для детей младшего возраста, устроенное на общественные деньги. Иркутская летопись свидетельствует: «…По прочтении утвержденного г. генер[ал].-губернатором Вост[очной] Сибири положения об этом заведении было отслужено молебствие с водоосвящением в присутствии председательствующего в совете Главн[ого] управл[ения], директора училищ Иркутской губернии, начальницы сада г. Тюменцевой и ее помощниц, поступивших в училище детей и их родителей. Записано желающих поступить в это заведение до 50-ти детей, поступило же в день открытия 20 детей»[6].

Первоначально для школы выделили старое здание Главного управления Восточной Сибири. Регулярные занятия начались 5 марта «при 20 воспитанниках, в июне их уже было 39»[7]. Дети собирались в 10 часов утра и в 2 часа возвращались домой. «Плата за обучение и завтрак, состоявший из чая и хлеба, составляла 36 р. в год и вносилась поровну в январе и августе. За танцы дополнительно выплачивалось по 3 р. за каждое полугодие. Дети малоимущих родителей принимались бесплатно»[8].

К концу учебного года ясно выразились требования местного общества, предъявляемые к «Детскому саду» как воспитательно-учебному заведению. На него смотрели главным образом, как на начальную школу, и поэтому пришлось придать заведению именно тот характер, какой от него ожидался. К двум имевшимся в учреждении отделениям, или группам, нужно было прибавить третью, в возрасте от 7 до 9 лет, в которой главным образом обращено внимание на чтение и пересказ прочитанного, письмо под диктовку, счет и т.п. Таким образом, определилась цель обучения в «Детском саду» – подготовка воспитанников к поступлению в первый класс мужской гимназии.

Теперь в заведении было три группы детей, которых учили рисовать и различать несложные геометрические фигуры, прививали навыки счета в пределах первого десятка, развивали наблюдательность. В двух старших группах воспитанники изучали чтение и письмо, естествознание, географию и историю родного края.

За жалование в детском саду работали начальница и две помощницы, которые получали все вместе около 1 000 р. жалованья в год. При школе были и бесплатные преподавательницы.

Никакого прочного денежного фонда сад не имел еще долго; единственная поддержка его – пожертвования от частных и правительственных лиц. В день открытия сада 4 марта 1869 г. в кассе его было 1 650 р. Этой суммой и довольствовалось учебное заведение в течение целого года, причем ему удалось не только обзавестись многими пособиями наглядного обучения, принятого в детских садах, но и положить начало педагогической библиотеке, выписать для руководства журналы «Детский сад», «Народная школа». (В 1873 г., при 82 учениках, школа израсходовала 3 334 р., постоянно пополняя образовательный процесс учебными пособиями и книгами.)

Уже на следующий год после открытия работа «Детского сада» оказалась под угрозой из-за отсутствия средств. 25 ноября 1870 г. поддержать учреждение в материальном отношении вызвались состоятельные иркутяне, среди которых были Александр Михайлович Чуваев, Николай Ипполитович Ворожцов, Никифор Никифорович Синицын, Ефим Иванович Замятин, Иван Александрович Мыльников, Виктор Николаевич Брянцев. Одновременно с разрешения председательствующего в Совете Главного управления Константина Николаевича Шелашникова – гражданского и военного губернатора Иркутской губернии – был учрежден Попечительский совет, членами которого стали лица, обеспечивающие существование школы[9]. «Теперь детский сад содержался на частные пожертвования, субсидию городской думы и плату родителей»[10].

Хотя заведение было всесословным, но преобладали дети чи­новников, купцов, мещан. Так, 31 декабря 1870 г. в «Детском саду» обучались 54 ребенка (33 мальчика и 21 девочка), в том числе: детей чиновников – 19, мещан – 21, купцов – 5, духовных – 6, солдат – 3[11].

В 1872 г., благодаря покро­вительству генерал-губернатора Восточной Сибири Н.П. Синельникова, учреждению «удалось привлечь крупного жертвователя – купца И.И. Базанова. На его средства был куп­лен дом с двумя флигелями»[12]. Летописец отмечает это событие: «18 марта. На торгах в Губернском правлении здания Главного управления по Морской улице были куплены для помещения в них школы “Детский сад”. Деньги на покупку даны И.И. Базановым»[13]. По другим данным, указанный факт имел место в 1874 г.[14]

С 1873 г. городские власти ежегодно стали отпускать на содержание школы 1500 р.[15] Это по­зволило часть детей принимать бесплатно.

М.Г. Тюменцева писала в своем отчете за 1873 г.: «Сначала в нашем саду было две группы: в 1-й предполагалось развивать детей посредством подвижных игр, гимнастики, пения и ознакомления с предметами обыденной жизни; во второй – обучать грамоте, письму и счету. Следовательно, сад устроен был нормально; дети учились наглядно без книги до шестилетнего возраста. Но более года не представилось возможности держать сад на упомянутых началах – мало-помалу он преобразовался до такой степени, что его скорее можно назвать приготовительной школой, чем садом, и во всех 4-х группах, на которые разделены были дети, больше учились, чем играли, так что в двух последних группах игры, пение допускались только в антрактах между уроками»[16]. Это объяснялось местными потребностями подготовить детей к поступлению в казенные учебные заведения или, наконец, научить грамоте до их устройства на обучение какому-нибудь ремеслу. Поэтому в Иркутске маленьких детей до приближения школьного возраста редко отдавали в детский сад.

В начале существования школы некоторые из иркутян перестали водить в нее детей, поскольку не всех устраивало содержание их образования. Родители рассматривали цель учреждения утилитарно – научить детей чи­тать и писать. В 1875 г. газета «Сибирь» писала, что на долю М. Тюменцевой выпала «нелегкая задача»: по возможности наиме­нее удаляясь от фребелевского взгляда на воспитание детей от 3 до 8 лет, удовлетворять и требование родителей об обучении грамоте[17].

На первом месте в работе учреждения тех лет стояло физическое развитие воспитанников посредством игр, гимнастических упражнений, а не обучение грамоте по старинной методе. В программу «Детского сада» входили все предметы приготовительной школы. Во всех группах пели русские народные песни, взятые из журнала «Детский сад», из «Родного слова» и собрания детских песен Рубца.

Заведение имело в своем распоряжении верстак, переплетный станок, футлярщик и выпильщик. Всеми упомянутыми инструментами научились пользоваться многие дети. Девочки научились шить и вязать. Все это было бы излишне для детского сада, но совершенно к месту в приготовительной школе. Наглядное обучение не ограничивалось ознакомлением с домашними предметами, дети совершали прогулки за город, в городской сад. Они учились отличать лиственные деревья от хвойных, знакомились с некоторыми из сорных трав, росших на улицах. Гуляли вдоль Ангары, по направлению течения научились определять стороны реки и безошибочно говорили, на котором ее берегу стоит город Иркутск. Летом значительную часть времени воспитанники проводили на приусадебном участке, где занимались садовыми работами, для чего в заведении имелись все необходимые инструменты. Дети узнавали приемы обработки земли, сами сажали овощи, ухаживали за ними и по окончании каникул собирали их[18].

12 апреля 1877 г. участок казенной земли, занимаемый заведением «Детский сад», передается в ведение Министерства народного просвещения. Участок имел такие размеры: по фасаду, выходившему на Морскую улицу, – 30 саж., по ул. Луговой – 33 саж., в глубину – 36½ саж. Ранее это место принадлежало купеческой вдове Зубовой, у которой оно куплено казной за 2 500 р. ассигнациями (крепостной акт совершен 21 июня 1827 г.), и «на нем были построены здания для Главного управления Вост[очной] Сибири» [19].

К началу 1879 г. в школе «Детский сад» числились 103 воспитанника, в течение года прибыло 30, убыло 58, из них 40 мальчиков, 35 девочек. По сословиям дети распределялись следующим образом: из семей чиновников – 24, купцов – 29, мещан – 19, духовных – 3, солдат – 2, переселенцев – 2, крестьян – 1; по возрастам – от 6 до 10 лет. На содержание училища за год израсходовано 2254 р. 52 к. Средства учреждения на 1 января 1880 г. составляли 11 376 р. 62 к.[20]

Во время знаменитого пожара, который произошел в Иркутске 24 июня 1879 г., здание школы полностью сгорело, спасены только несколько книг и настенный атлас. Сразу же после пожара М.Г. Тюменцева и члены попечительского совета стали добиваться возобновления работы школы «Детский сад». Принимая во внимание, что благодаря пожару, уничтожившему заведение, была разорена и половина жителей Иркутска, «…можно только удивляться энергии Марии Гавриловны, – писала газета Восточное обозрение, – не опустившей бессильно руки, а вновь принявшейся за хлопоты к восстановлению погибшего дела»[21]. В первый год после пожара в здании девичьего института была отведена одна комната для занятий с воспитанниками школы. По окончании срока был взят в наем частный дом[22].

Пока «Детский сад» переезжал с одного места на другое, срочно изыскивались денежные средства на строительство для него собственного здания. Так, например, 5 февраля 1882 г. были организованы «детский вечер и бал-базар в пользу Детского сада. Получено за входные билеты 1426-50, от торговли 1400-5, за сохран[ность] платья 42 р., от продажи остатков в буфете 13 р. Всего 2881-55, израсходовано 761-10. В пользу сказанно[го] учрежде[ния] осталось 2120 р. 45 к.»[23]. Большую же часть необходимой суммы (30 тыс. р.) выделил почетный попечитель учреждения Петр Александрович Сиверс. По его просьбе один из лучших иркутских архитекторов барон Г.В. Розен представил попечительскому совету план и смету, по одобрении которых строительство началось.

К осени 1882 г. «Детский сад» открыл свои двери для воспитанников в собственном доме. Он был возведен на прежнем месте по Амурской улице, 32 (ныне – ул. Ленина) и представлял собой деревянное двухэтажное сооружение, выстроенное в виде терема и украшенное затейливыми кружевами и резьбой, с верандой, застекленной красивыми витражами из цветного стекла, резными балконами и остроконечными угловыми башенками.

Приведем описание этого здания: «…этот терем действительно напоминал сказочный домик. Его планировка чрезвычайно компактна: на первом этаже коридоров нет вообще, на втором только один. На первом этаже расположены три комнаты под квартиры начальниц, один большой зал и два класса для занятий, а также передняя, столовая, буфет и кухня; на втором этаже располагался гимнастический зал, три комнаты отданы под классы или спальни; туалеты были на каждом этаже. Большую живость плану придают четыре крыльца и одна веранда. Благодаря наличию нескольких печей в здании была идеально организована система вентиляции и отопления, что так важно для учебного заведения, особенно детского. Очень интересно решена угловая часть здания с расположенным в ней главным входом: благодаря далеко вынесенному парадному крыльцу и одноэтажному объёму передней угол здания воспринимается легко, даже воздушно, и большую композиционную роль начинает играть ризалит по боковому фасаду с резным балконом, искусно изукрашенным фронтоном и изящными колоннами, поддерживающими крышу балкона. Здание чрезвычайно интересно еще и тем, что, помимо затейливого, богатого и тонкого декора, оно обладает очень грамотным, интересным объёмно-планировочным решением. Безусловно, это одно из лучших зданий, спроектированных и построенных Розеном в Иркутске»[24].

14 октября 1882 г. строение освятили[25]. В этом году «Детский сад» посещали 64 мальчика и 52 девочки[26]. К четырем группам детей, на которые были разделены воспитанники, пришлось прибавить пятую. Таким образом, две старшие группы образовали, в сущности, начальную школу, по окончании которой «мальчики могли поступать в приготовительный класс мужской, а девочки в 1-й класс женской гимназии»[27].

Поскольку все имущество школы при пожаре было утрачено, оснащение нового здания необходимым оборудованием, учебными и наглядными пособиями потребовало значительных финансовых затрат. Изыскивались любые возможности для пополнения кассы заведения. Так, 2 января 1883 г. в пользу «Детского сада» вновь проводится детский вечер и бал-базар, на котором «получено от торговли 2415 р. 50 к., за входные билеты 1701 р., сохранение платья 42 р. 65 к., всего 4159 р. 15 к.»[28].

1 января 1883 г. в школе «Детский сад» воспитывались по системе немецкого педагога Ф. Фребеля 64 мальчика, 52 девочки[29], а 1 декабря 1884 г. – уже 134 ребенка, из них 70 мальчиков и 64 девочки. «Расходы на содержание детей в год 6622 р. 80 к., т. е. каждый ученик обходится в 59 р. 90 к.»[30].

28 июля 1891 г. в возрасте 58 лет ушла из жизни организатор и бессменный руководитель учреждения – Мария Гавриловна Тюменцева[31]. За время управления «Детским садом» она приготовила прекрасных воспитательниц и учительниц, одна из которых, М.А. Белозерова, стала ее преемницей[32]. С 1892 г. начальницей «Детского сада» становится С.А. Серебренникова, которая окончила курс при Смольном институте благородных девиц г. Санкт-Петербурга.

Заведение и далее содержалось за счет пожертвований, главным образом от попечителя А.И. Пятидесятникова, а также поступлений от родителей воспитанников. Государство выделяло по 1 копейке в год на ребенка. Начальница к этому времени в год получала 700 р., учителя – 30 р., учитель гимнастики – 1,5 р., врач – 100 р.[33]

В ноябре 1899 г. генерал-губернатор А.Д. Горемыкин утвердил новый устав учреждения, на основании которого оно признавалось частным, но владельца документ не указывал. Учебная и воспитательная сферы деятельности подчинялись непосредственно директору народных училищ Иркутской губернии, а хозяйственная деятельность полностью находилась в ведении попечительского совета, в состав которого обязательно входил представитель городского общественного управления. Часть расходов по школе ложилась на городской бюджет[34]. В это время в «Детском саду» воспитывались дети обоего пола дошкольного возраста. Их учили рисовать и различать различные геометрические фигуры, прививали навыки счета в пределах первого десятка, развивали наблюдательность. В двух старших группах воспитанники изучали чтение и письмо, естествознание, географию и историю родного края, были введены и уроки труда. «Детский сад» посещали в основном дети купцов и чиновников[35].

В 1903 г. председателем попечительского совета учреждения по прежнему является Адриан Петрович Пятидесятников. Члены совета: Николай Петрович Поляков, Михаил Мейерович Шейнис (казначей), Борис Григорьевич Патушинский, Никифор Иванович Новицкий, Иван Федорович Исцеленнов, Семен Ефимович Замятин и Леонтий Соломонович Френкель. Начальницей значится Мария Александровна Серебренникова. Законоучитель в «Детском саду» – Измаил Иванович Соколов, воспитатели – Раиса Николаевна Сапожникова, Мария Федоровна Кронович, Елена Степановна Фесюкова, Евгения Ивановна Соломина, Зинаида Сергеевна Кочеткова, Мария Леонтьевна Френкель, учителя – Елена Ивановна Кубинцева и Мария Григорьевна Графф.

Газета «Иркутские губернские ведомости» за 11 апреля 1905 г. сообщала: «Школа “Детский сад” имела 112 учащихся, из которых 71 мальчик и 41 девочка в возрасте от 5 до 11 лет, причем шестеро обучаются на стипендии П.А. Сиверса и Ю.И. Базановой, а одиннадцать бесплатно на средства школы. Школа “Детский сад” в настоящее время состоит из 5 отделений, из которых два младших (это и есть “Детский сад”) и три старших (начальная школа). “Детский сад” существует на субсидии городского общества в 1 500 р., членские взносы Попечительского совета 325 р. и на плату за обучение в 4 392 р. 50 к.»[36].

3 октября 1911 г. городская дума отказала «Детскому саду» в многолетней субсидии в сумме 1 500 р.[37] Это решение поставило школу в тяжелое положение, но пожертвования иркутян не дали исчезнуть полезному начинанию.

В 1911 г. занятия проводились по программе, в которой был обязателен французский язык, для его преподавания были приглашены француженки. Внимание обращалось как на умственное, так и на физическое развитие детей, чему способствовали беседы, трудовое воспитание и игры, развивавшие воображение и наблюдательность. Занятия гимнастикой дважды в неделю были обязательными для всех, а в старших группах воспитанников обучали также хорошему пению и танцам один раз в неделю. При поступлении детей в заведение требовались метрические и оспенные свидетельства. Занятия с детьми, как следует из «Памятной книжки Иркутской губернии», вели Н.М. Паулер, Е.Б. Калашникова, Е.К. Ларионова и Б.А. Кельчевская, учитель гимнастики В.Е. Каменский, учитель французского языка Берта Шанэ и врач М.Ю. Колоколова. Священник о. Николай Соколов «работал с детьми бесплатно»[38].

В 1910–1911 гг. для удовольствия детей была устроена рождественская елка на средства членов попечительского совета и родителей. В 1911 г. почетными членами попечительского совета школы являются Ю.И. Базанова и Е.К. Трапезникова. Председатель попечительского совета – И.Ф. Исцеленнов, члены совета – С.Н. Родионов, Я.Е. Метелев, Я.Г. Патушинский, П.М. Буйвид, В.А. Лисснер.

В 1914 г. в «Детский сад» поступило постоянной правительственной субсидии 1 000 р. от Министерства народного просвещения, а поступления по процентным бумагам Иркутского отделения банка составили 323 р. 36 к. По данным на 21 января 1915 г., всего детей в «Детском саду» было 92 человека. 43 от общего количества были зачислены на стипендии: два – в память камергера Его Величества И.А. Сиверса, остальные – на стипендии Трапезниковой, Осиповой, в память Колесниковой, Князева и один – за счет «Детского сада»[39]. В 1916/1917 учебном году учреждение посещали 123 воспитанника[40]. (По данным другого источника – 223[41].)

После революции, 20 июля 1919 г., школа «Детский сад» ходатайствует о передаче ее в ведение городского самоуправления[42]. В том же году первое в Иркутске учреждение для маленьких детей – школа «Детский сад» – получает новое название – «Первый народный детский сад» – и находится в ведении дошкольной секции ГубОНО. Отмечается наплыв воспитанников, детский сад завоевывает симпатию среди демократических слоев населения. В это время было принято 125 малышей дошкольного возраста. Из школьного фонда выделены 1 000 пар обуви и по шесть аршин мануфактуры на ребенка. Пособия, игрушки материал в небольшом количестве выделяют Губотдел и ИркоСоюз[43].

В этот период дошкольные учреждения получают документы, регламентирующие их работу, и начинают реализовывать программу развития детей, предложенную в них. Это были «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919 г.), «Инструкция по ведению детского сада» (1921 г.) и другие нормативно-правовые акты. В этих документах центральное место занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. Для игр и занятий, кроме игрушек, рекомендовались самые разнообразные материалы: глина, песок, бросовый и различный строительный материал, цветные карандаши, краски, материалы для изготовления кукол, мячей, корзин; гвозди, набор инструментов по работе с деревом; рекомендовалось иметь в детских садах аквариумы, террариумы, живые уголки с растениями и животными. Следовало проводить с ребятами разнообразные развивающие занятия: рисование, лепку, ручной труд, вырезывание, строительство из кубиков, кирпичиков и песка, пение, ритмические движения, слушание музыки, индивидуальные и групповые беседы, рассказывание, уход за растениями и животными, свободные и организованные игры детей. В инструкциях обращалось большое внимание на развитие речи и уточнение детских представлений об окружающем мире, на методику проведения индивидуальных и коллективных бесед, на воспитание наблюдательности и любви к природе. Для рассказывания надлежало брать народные сказки и доступную возрасту художественную литературу. Большое внимание уделялось созданию в детских садах благоприятных условий для оздоровления и правильного физического развития воспитанников, организации горячего питания, медицинского обслуживания.

В 1920-е гг. «Первый народный детский сад» становится центром формирования сети дошкольных учреждений города и всей области.

В апреле 1920 г. отдел народного образования устраивает различные курсы для педагогических работников региона[44]. На базе первого народного детского сада открываются двухмесячные курсы по подготовке руководителей детских площадок. Курсантов было 60 человек, из них 22 – из уездов. В мае был осуществлен первый выпуск слушателей.

Работавшие в массовых детских садах воспитатели, получившие дошкольную подготовку курсах, руководствовались полученными знаниями и передавали их другим воспитателям. Много внимания уделялось играм детей, лепке, рисованию, рассказыванию сказок, пению. Где возможно, привлекались к работе музыкальные работники, но в организации занятий не было системы, она была больше ориентирована на текущие интересы детей. Молодых работников воодушевляла возможность дать детям радостное детство, предоставить возможность свободного проявления их активности и инициативы.

В январе 1921 г. «в помещении бывшей школы “Детский сад” открылась дошкольная библиотека по педагогическим вопросам»[45]. В этом году в здании детского сада на Амурской улице работают семинары для выявления педагогических вопросов, возникающих в практике работы дошкольных учреждений. Коллектив учебного заведения работает под руководством заведующей и методиста-общественника А.Ф. Лебедевой.

Интересный факт в истории учреждения фиксирует «Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг.»: «Детский дом на Амурской улице в помещении “Детского сада” имеет 84 детей беженцев-татарчат из голодающих местностей, причем из этого числа 24 человека имеют чесотку. При доме нет бани. Содержит какая-то военная часть»[46].

В 1930-х гг. заведение носит название «Центральный детский очаг при педтехникуме» и является центром методической работы в области.

В 1937 г. учреждение отдали в ведение швейной фабрики. А в 1947 г. детский сад № 14 (такой ему присвоен порядковый номер), в соответствии с «Положением о санаторных детских садах для детей с туберкулезной интоксикацией», реорганизован в санаторный, рассчитанный на 50 воспитанников.

В 1938 г. по решению президиума Горсовета, в связи со строительством на участке «Спецполиклиники»[47], здание детского сада было перенесено на территорию Харлампиевской церкви. Чиновники, расчищая место на главной улице города, все же не решились снести архитектурный шедевр, а перенесли его вглубь квартала (ул. Горького, 5а). Там он и находится до сих пор. Дом поставили прямо на погост, и уже тогда он потерял часть деталей и элементов, делавших его облик гармоничным и законченным, как, например, парадное крыльцо и веранду. В таком вопиюще неподходящем месте и в таком истерзанном виде он простоял больше семидесяти лет. Конечно, за годы советской власти здание утратило свою первоначальную красоту, однако сохранило свою уникальность.

23 января 1998 г. учреждение зарегистрировано Инспекцией МНС России по Правобережному округу г. Иркутска Иркутской области под названием «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 присмотра и оздоровления г. Иркутска»[48].

Постановлением Администрации города Иркутска от 12 февраля 2010 г. № 031-06-335/10 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 присмотра и оздоровления» г. Иркутска ликвидировано, поскольку занимаемое им здание не соответствовало санитарным нормам, а своим ветхим состоянием представляло угрозу не только здоровью, но и жизни детей и персонала.

Источники и литература

  1. Восточное обозрение. 1891. № 32. 4 августа.
  2. Двадцатилетие детского сада в Иркутске // Восточное обозрение. 1894. № 46. 17 апреля.
  3. Дедов Г. Фридрих Фребель // Школа и жизнь. 1911. 16 июня.
  4. Детский сад. 1875. № 2.
  5. Дошкольное образование города Иркутска на рубеже веков / под. ред. В.С. Басюка, Г.А. Ицковой, В.А. Куковской. Иркутск, 2008.
  6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. М., 1986.
  7. Иркутск деревянный: Альбом-путеводитель / фото И. Бержинского, текст Л. Басиной, А. Гаращенко, И. Калининой, Е. Ладейщиковой. Иркутск, 2010.
  8. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. Иркутск, 2003.
  9. Иркутские губернские ведомости. 1905.11 апреля.
  10. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII – первая половина XIX веков). Иркутск, 2000.
  11. Медведев С. Иркутск на почтовых открытках. М.: Галарт, 1996.
  12. Памятная книжка Иркутской губернии на 1903 год. Иркутск, б/г.
  13. Памятная книжка Иркутской губернии. Иркутск, 1911.
  14. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. Иркутск, 1914.
  15. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / изд. подг. Н.В. Каликаускене. Иркутск, 1993.
  16. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Каликаускене. Иркутск, 1994.
  17. Севостьянова Е.В. Идея общественного дошкольного воспитания и ее реализация в Восточной Сибири в конце XIX – начале XX века // Научный вестник Байкальского государственного университета. Чита, 2008. № 13. С. 34–42.
  18. Сибирь. 1875. 29 июня.
  19. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. Иркутск, 2011.
  20. Чеботарева Т. Детский сад на погосте // Проект Байкал. 2009. № 20. С. 150–151.
  21. Чернигов А.К. Иркутские повествования 1881–1917 года. Т. 2. Иркутск, 2003.
  22. http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=28859
  23. http://www.infobaikal.ru/news/s178/n34875/

Примечания:

[1] Дедов Г. Фридрих Фребель // Школа и жизнь. 1911. 16 июня.

[2] Пепиньерка – окончившая женский институт и оставленная в нем для приготовления в наставницы.

[3] Двадцатилетие детского сада в Иркутске // Восточное обозрение. 1894. № 46. 17 апреля.

[4] Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. Иркутск, 1914. С. 238–239.

[5] Двадцатилетие детского сада в Иркутске…

[6] Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. ... С. 243.

[7] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / изд. подг. Н.В. Каликаускене. Иркутск, 1993. С. 306.

[8] Дошкольное образование города Иркутска на рубеже веков / под. ред. В.С. Басюка, Г.А. Ицковой, В.А. Куковской. Иркутск, 2008. С. 8.

[9] Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. ... С. 260.

[10] Севостьянова Е.В. Идея общественного дошкольного воспитания и ее реализация в Восточной Сибири в конце XIX – начале XX века // Научный вестник Байкальского государственного университета. Чита, 2008. № 13. С. 36.

[11] Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. ... С. 261.

[12] Севостьянова Е.В. Указ. соч. С. 36.

[13i] Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. ... С. 275.

[14] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. ... С. 306.

[15] Там же. С. 30, 306; Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. Иркутск, 2003. С. 80.

[16] Цит. по: Дошкольное образование города Иркутска на рубеже веков... С. 9.

[17] Сибирь. 1875. 29 июня.

[18] О практике работы детского сада г. Иркутска // Детский сад. 1875. № 2. С. 63–65.

[19] Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. ... С. 363.

[20] Там же. С. 399.

[21] Двадцатилетие детского сада в Иркутске…

[22] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. ... С. 306.

[23] Там же. С. 41.

[24] Чеботарева Т. Детский сад на погосте // Проект Байкал. 2009. № 20. С. 150–151.

[25] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. ... С. 51.

[26] Там же. С. 58.

[27] Двадцатилетие детского сада в Иркутске…

[28i] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. ... С. 64.

[29] Иркутская летопись 1661–1940 гг. ... С. 82.

[30] Там же. С. 85.

[31] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. ... С. 246.

[32] Двадцатилетие детского сада в Иркутске…

[33] Дошкольное образование города Иркутска на рубеже веков… С. 12.

[34] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. ... С. 414.

[35] Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. Иркутск, 2011. С. 85.

[36] Иркутские губернские ведомости. 1905.11 апреля.

[37] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Каликаускене. Иркутск, 1994. С. 161.

[38] Чернигов А.К. Иркутские повествования 1881–1917 года. Т. 2. Иркутск, 2003. С. 249–251.

[39] Дошкольное образование города Иркутска на рубеже веков… С. 13.

[40] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. ... С. 230.

[41] Иркутская летопись 1661–1940 гг. ... С. 320.

[42] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. ... С. 357.

[43] Дошкольное образование города Иркутска на рубеже… С. 20.

[44] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. ... С. 403.

[45] Иркутская летопись 1661–1940 гг. ... С. 422.

[46] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. ... С. 455–456.

[47] Здание построено в 1940 г. по проекту архитектора Б.М. Кербеля. Ныне – ГБУ здравоохранения «Областной гериатрический центр» по адресу: ул. Ленина, 20. Центр открыт 05.09.2005 г. на базе Иркутской областной больницы № 2.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.