Иван Лаврович Копылов (24 февраля 1883, село Кутулик, Балаганский уезд Иркутской губернии – 9 апреля 1941, Ленинград) — художник, преподаватель живописи, основатель Иркутского художественного училища. Положил начало изобразительному профессиональному образованию в Сибири.
Родился в с. Кутулик Балаганского уезда Иркутской губернии в многодетной семье. Отец, Лавр Феофилович, — сельский священник, скончался в 1894 Мать, Надежда Павловна (урожденная Беляева, из семьи священнослужителя), до 1910 служила учительницей. С 8 лет учился в Иркутском духовном училище, затем (с 1897) в Иркутской духовной семинарии, окончил которую в 1903 Осенью того же года поступил в Казанскую духовную академию и, одновременно, в Казанскую художественную школу. С 1903 по 1908 был членом РСДРП, активно включился в революционную борьбу, работая агитатором и пропагандистом. В январе 1904 был арестован в Петербурге и после четырехмесячного заключения выслан в Восточную Сибирь на 2 года. Из Казанской духовной академии и художественного училища исключен "за неблагонадежность".
В Иркутске служил учителем пения в некоторых учебных заведениях, давал частные уроки рисования. В январе 1905 совместно с М.А. Рутченко–Короткоручко открыл в Иркутске недолго просуществовавший класс рисования при Обществе распространения народного образования и народных развлечений.
В августе 1905 по амнистии получил разрешение на въезд в столицу и через месяц отправился в Петербург для продолжения художественного образования. Учился в мастерской С.М. Зейденберга (1905–1906), одновременно продолжая заниматься революционной работой. В 1906 уехал во Францию, учился в парижской Академии Жюльена (у Ж.П. Лоранса). В 1908 порвал связь с РСДРП, примкнул к анархистам–индивидуалистам, оставаясь на их позициях до конца 1920–х.
Летом 1910 в связи со смертью матери вернулся в Иркутск, открыл частную школу рисования и живописи, преподавал рисование в женской гимназии В.С.Некрасовой (1910–1913), в гимназии А.М. Григорьевой (1910–1918), 2–м коммерческом училище (1910–1912), 1–м коммерческом училище (1912–1920), Иркутской приготовительной школе Омского кадетского корпуса, семейной школе А.Э.Третьяковой, Иркутском учительском институте (1918–1920).
В 1918 школа живописи и рисования Копылова перешла в ведение Иркутского народного университета, в 1920 в связи с упразднением университета она была реорганизована в 1–ю Иркутскую художественную мастерскую–студию, находящуюся в ведении губоно. В 1928 мастерская–студия преобразована в Государственные курсы изобразительных искусств, в 1930– в Восточно–Сибирский краевой педагогический техникум по изобразительным искусствам (изопедтехникум). Вплоть до 1932 Копылов оставался заведующим и основным преподавателем этого учебного заведения. Одновременно работал преподавателем рабочего факультета Иркутского государственного университета (1920–1922), преподавателем и доцентом педфака университета (1922–1927), преподавателем 5–й, 7–й и 10–й советских школ I и II ступени (1922–1924), советской школы "кооперативных организаций" (1923–1925) и Иркутского опытного педагогического техникума (1924–1931).
С 1914 и, особенно, в советский период участвовал в качестве лектора, преподавателя или докладчика в большинстве всесибирских, губернских, областных, окружных, городских съездах, конференциях, совещаниях, курсах по вопросам художественного воспитания в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях. В 1921 по персональному вызову Наркомпроса был делегатом 2–го Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию и Всероссийской конференции по вопросам художественного образования в Москве. В 1927– делегат Всесибирского съезда художников в Новосибирске. Член–учредитель и председатель Иркутского филиала общества "Новая Сибирь" (1928–1930). Занимался вопросами изучения сибирского искусства, состоя членом ВСОИРГО (с 1912) и Ученого комитета Бурят–Монгольской АССР (с 1929). Участвовал в работе над Сибирской советской энциклопедией, автор персоналий о художниках Сибири и статьи "Живопись" (в соавторстве). В 1929 был избран профессором композиции Высшего художественно–технического института (АХ) в Ленинграде, но с закрытием живописного факультета остался в Иркутске.
В 1932 вновь был приглашен в Ленинград. В мае – июне 1932– профессор живописи и рисунка педагогического факультета Института пролетарского изобразительного искусства (Академии Художеств), в 1932–1934 гг. – профессор–методист рабочего факультета при Всесоюзной Академии художеств (ВАХ) и профессор истории искусств ВАХ, в 1933–1935 гг. – заведующий учебной частью ВАХ, в 1935–1937 гг. – ученый секретарь Научно–исследовательского института ВАХ, в 1937–1941 гг.– заведующий сектором живописи и рисунка методического кабинета ВАХ и доцент искусствоведческого факультета.
Был женат, жена Мария Григорьевна, имел сына. Умер в Ленинграде.
По приезду в Иркутск после окончания Академии Жюльена Копылов не участвовал ни в каких из проходивших в городе художественных выставок, целиком отдаваясь преподавательскому процессу. Утвердившееся в литературе мнение о проведении им персональной выставки в Иркутске в 1916 неверно. Кроме нескольких эскизов декораций, а также сохранившихся в архиве ИОХМ акварели "Интерьер" и небольшого карандашного рисунка (портрет) никаких художественных работ Копылова не известно.
Ю.П. Лыхин, Т.А. Крючкова. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. — Иркутск, 2000. — С. 159-162.
Детство и юность
Отец И.Л. Копылова, Лавр Феофилович, был сельским священником, все силы отдавая просветительской деятельности. Главной своей задачей Лавр Феофилович считал обращение в православие местных бурят. Он и его семья жили не в русском селе, а в центре Аларского аймака, "язычников". Мать, Надежда Павловна, тоже была из семьи священнослужителя, работала сельской учительницей. Однако глава семейства умер рано, Ивану, старшему из детей, на тот момент было 12 лет.
В восемь лет Ивана Копылова начали готовить к миссионерской деятельности. Его отдали учиться в Иркутское духовное училище, а еще через шесть лет – в Иркутскую духовную семинарию, которую он окончил в 1903. В числе обязательных дисциплин в духовном училище и семинарии было не только слово Божье, но и, например, пение. Рисование тоже поощрялось, поскольку это был прямой путь к иконописи. Осенью 1903 года Ивана Копылова, как одаренного ученика, направили в Казанскую духовную академию. Однако желание Копылова стать художником побеждало желание сделать блестящую карьеру священнослужителя, и он параллельно поступил в Казанское художественное училище. Уже через полгода Иван Лаврович твердо решает бросить провинциальную Казань и духовную академию, и решает поступить в Петербургскую академию художеств.
Политическая деятельность
В 1904 году Петербург отличался не только творческой, но и революционной активностью. Молодежь, в том числе и студенты Академии художеств, мечтали о революции. Не остался в стороне и Иван Лаврович. Сын миссионера воспринял марксистское учение как социальное миссионерство. Он вступил в марксистско–ленинскую партию, с рассказами о социализме и коммунизме ходил по различным организациям, расклеивал листовки. За это уже в январе 1904 года был арестован и после четырех месяцев тюремного заключения на два года выслан в Восточную Сибирь.
Жизнь и работа в Иркутске
Копылов поселился в Иркутске. Стал служить учителем пения и давать частные уроки рисования. Примерно в это время он женился на дочери иркутского купца Марии Большедворской, которая принесла с собой хорошее по тем временам приданное – 10 тысяч рублей.
В августе 1905 года Иван Копылов получил амнистию и уже через месяц снова был в Петербурге, чтобы продолжать свое художественное образование. Здесь он год учился в одной из частных мастерских, но и эта учеба перестала его устраивать. Тогда в 1906 году он уезжает во Францию. Париж того времени – центр мировой культуры. Здесь Иван Копылов поступил в Академию Жюлиана – знаменитую частную Академию художеств в Париже, основанную художником Родольфом Жюлианом [1]. Но в 1910 году умерла его мать, и художник вернулся в Иркутск.
В 1910 году он открывает в Иркутске класс живописи и рисунка. Уже через три года после открытия учебное заведение стало популярным во всей Сибири.
Вел активную пропагандистскую деятельность. Был членом–учредителем и председателем Иркутского филиала общества "Новая Сибирь". Занимался вопросами изучения сибирского искусства, состоял членом ВСОРГО с 1912 года и Ученого комитета Бурят–Монгольской АССР с 1929 года. Участвовал в работе над Сибирской советской энциклопедией, был автором персоналий о художниках Сибири. В 1932 году его приглашают преподавать в Ленинград, в Институт пролетарского изобразительного искусства. Сначала профессором живописи и рисунка педагогического факультета, потом профессором истории искусств.
С 1937 по 1941 год работал заведующим сектором живописи и рисунка методического кабинета Всесоюзной академии художеств в Ленинграде. 9 апреля 1941 года он скоропостижно скончался.
С 2010 года Иркутское художественное училище носит его имя.
Академия Жюлиана — авангард академизма // Practicum : сайт.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей