Еще один момент (кроме модальностей и восприятия цветовых образов), связанный с психологией человека, - это влияние экстравертированности и интровертированности человека на его отношение к природе, частоте и эмоциональной отдаче «свиданий» с ней. Напомним, интроверт - человек больше сориентированный на свой внутренний мир, и нередко в зрелом возрасте, начиная с молодости, не особо рвется на контакты с другими людьми, предпочитая побыть одному, порассуждать и помечтать. Экстраверт наоборот чувствует себя среди других людей, как в своей тарелке, быстро устанавливает связи с другими людьми и не представляет свою жизнь вне общения. Два этих подхода, скорее всего, отражаются и на отношении к природе и Байкалу.
Байкал в восприятии экстравертов - это прежде всего местные обитатели или гости, с которыми можно поговорить о многом, в том числе и о красоте природы. Вне общения с другими такой человек не чувствует полного удовлетворения от окружающей красоты. Характерна в этом отношении позиция известного декабриста Г.С.Батенькова, сумевшего одним из первых талантливо описать величие и прелесть Байкала в разных его ипостасях: от зеркальной тишины вод до неистовой бури: «В отдаленной синеве седые исполины, препоясанные густым туманом, гладкая зеркальная поверхность воды в тихое время и страшные черные волны во время бури, оглушающие ревом своим и как бы готовые испровергнуть в бездну мшистые скалы, препятствующие их буйству, — вот зрелище, какое представляет Байкал в летний день с первого взгляда».
Но любое чудесное описание, по Батенькову, мало что значит при отсутствии возможности общаться с интересными партнерами: «Наступят ясные дни; поверхность сего вместилища вод, как гладкий хрусталь, ярко отражать будет лучи солнца; ветер, подобно тщательному блюстителю чистоты, сметает с него все постороннее, уносит снег на берега и сильным вихрем в ущелинах подымет до вершины гор, дабы украсить алмазами и изумрудами мрачную их одежду.
Вот Байкал для поэта и живописца! Вот место, близ которого я теперь живу. Но сколько бы мертвая натура ни представляла величественного и изящного, все без нравственных наслаждений оставит она великую пустоту и сердце. И унылая тоска, всегдашний спутник одиночества, возьмет верх над всеми ее впечатлениями. Людям всего любезнее люди со всеми их недостатками и слабостями».
Красота сибирских, и в частности, байкальских мест — это прежде всего поле размышлений и эстетических чувств человека с высокой интровертированной выраженностью, с умением самоуглубляться и через влияние внешних стимулов раскрывать богатство собственной души. Вот еще одно литературное описание середины XIX века с выходом на интровертированность человека: «Друзья! Не говорите с таким презрением о Сибири, по крайней мере, со стороны физической, Сибирь -земля живописная; девственная ее природа до сих пор мало еще обнажалась рукою мудрого испытателя природы. До сих пор восхищался живописными берегами Селенги, с благоговейным ужасом смотрел на высотыХамар-Дабана, Ныку-Дабана — один только путешественник, силою случая или обязанностей туда завлеченный. Мудрая природа, кажется, с намерением рассыпала здесь чудеса свои, чтобы заменить ими недостаток людскости и душевных бесед».
Современный Байкал не отличается отсутствием «людскости».
Да и сам человек стал все больше «экстравертированным» ему все больше и больше хочется контактов с себе подобными. На наш вопрос «В своих поездках (путешествиях) по Байкалу вы скорее предпочитаете?», 36,3% респондентов ответили «находиться в кругу друзей, знакомых, тех, с кем можно приятно провести время и одновременно длиться впечатлениями». 25,6% опрошенных отметили что «все зависит от моего настроения в тот или иной период времени. 25,1% респондентов предпочитают «находиться только в кругу очень близких людей, которым можно доверить любые свои переживания. И только 11,6% опрошенных оказались выраженными интровертами: они стремятся быть в одиночестве, поскольку общение с Байкалом для них — это, прежде всего, красота собственных мыслей и впечатлений.
Можно показать ещё один этнически интересный момент в дифференциации лиц по некоторым критериям. В опроснике мы предложили респондентам отнести себя к одному из типов людей в зависимости от основного рода занятий, профессии, по преобладающим ориентациям в учёбе и науке. Были предложены для выбора три типа:
1. Естественник: деятельность и интересы больше связаны с природой, животным и растительным миром, медициной, биологией, сельским хозяйством и т.п.
2. Гуманитарий — деятельность и интересы связаны с воспитанием и развитием человека, его обслуживанием, с разного рода искусствами (музыка, живопись и т.п.), с литературой и журналистикой.
3. Техник — деятельность и интересы, связанные с разного рода техникой, инженерными системами, компьютерами, математическими и экономическими программами.
Эта несколько упрощённая типология (её необходимо совершенствовать) показала пусть и небольшие, но характерные различия в этнических приоритетах (см. таблицу 5).
Таблица 5
Соотношение разных - «типов» людей в этнических группах
Типы |
Их представленность (в %) |
|
У русских |
У бурят |
|
«Естественник» |
18,5 |
32,7 |
«Гуманитарий» |
43,5 |
40,4 |
«Техник» |
32,8 |
25,0 |
Типология закономерно показывает пусть даже только тенденцию, но всё же большей близости бурят к природе, их определённую отстранённость от техники. Дальнейшие исследования позволят уточнить полученные данные. Но для нас в данной информации важна другая тенденция: представители разных «типов» проявили некоторые свои особенности восприятия образов Байкала, отношения к природе и т.п. К примеру, среди «естественников» по сравнению с «гуманитариями» и «техниками» оказалось в процентном отношении больше «выраженных визуалов», что, несомненно отражает особенности их профессиональных и личных интересов; для гуманитариев большей символической силой обладает голубой цвет и т.д. и т.п. Данный момент в чём-то детализирует нашу мысль о том, что у каждого человека в душе свой Байкал, с его красотами и великолепием, с его живописными картинами, и этот внешний образ гармонично сочетается с психологическими особенностями личности. Внутренний мир человека, социальный мир и мир Природы могут и должны существовать только в благодатном единстве.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей