Разделы о религиозных взглядах в Байкальском регионе, их взаимодействии и взаимопроникновении показали, насколько созвучны позиции разных конфессий - буддизма, иудаизма, христианства, шаманизма - в своих подходах к природе. Эти их потенциалы важно всемерно использовать, и мы кратко остановимся на этом. Но прежде необходимо сказать хотя бы несколько слов о возможном влиянии идей мусульманства на экологическую обстановку в байкальском регионе. В первую очередь надо сказать о тюрском происхождении некоторых народов, живущих недалеко от Байкала: тывинцев, сойотов и якутов.
Многими идеями тывинского народа — соседа «пропитались» тофалары. Хотя и по своим конфессиональным взглядам сибирские аборигены — шаманисты, все же потенциальное влияние религии родственных народов — татар и турок — нельзя в полной мере отвергать.
Еще более важно то, что экономические реалии XIX-XX веков принесли в Восточную Сибирь немало «правоверных» последователей ислама, которые в целом-то уверенно адаптировались в наших краях. По обеим сторонам Байкала не менее полутора десятков мусульманских общин и действует около десяти мусульманских религиозных учреждений. Мусульманская мечеть в Иркутске, существующая уже более века, - яркое подтверждение установившегося в регионе духовного своеобразия исламских верующих. В Улан-Удэ строится мечеть; ранее в 30-х годах такой храм был уничтожен. На те регулярные пятничные молитвы приходят сотни людей. В Иркутске, например, коренная татаро-башкирская община составляла в 2006 году около семи тысяч человек, и это говорит о возможном росте приверженцев ислама. В Бурятии число людей, которые относят себя к мусульманам приравнивают к 3-5 тыс. человек. Увеличивается число мусульман и в связи с миграцией в регион граждан из стран СНГ. Немаловажно и то, что среди приезжающих туристов из разных стран мира немало верующих исламского толка, и для них будет интересно узнать о фактах адаптации единоверцев в этих суровых местах и об их попытках внести посильный вклад в улучшение экологической ситуации в регионе.
То, что последнее в принципе для мусульманского мира сегодня важно, подчеркивает следующий пример. Увидев значимость экологических идей во всем мире и стремление некоторых религий показать свою природоохранную сущность, группа религиозных ученых из Саудовской Аравии проанализировала многочисленные главы и стихи Корана, так или иначе связанные с отношением к природе. Результатом этой работы стало создание особого кодекса «Исламские принципы охраны природы».
Заканчивая разговор о наличии разных религиозных взглядов в Байкальском регионе, о их влиянии на людей, вспомним известную мысль о том, что все религии — это всего лишь тропки, которые ведут к одной вершине — к Богу. Все это уникальные стежки — дорожки, по разному отражаясь в сознании и привычках людей все же проходят по одинаковым природным местам, и поэтому просто обязаны чтить и лелеять их, находить разнообразные способы обожествления и защиты их от варварского влияния людей жестоких и неодухотворенных. В этом великая интегративная миссия всех современных религий.
С характерным примером слияния, конвергенции христианских, шаманистских, буддийских и иных экологических установок в масштабах
Прибайкалья встретился автор этих строк на «полудиком» курорте Хонгор-Уула в Тункинской долине вблизи села Жемчуг. В местности расположены недалеко друг от друга ряд минеральных источников разного предназначения: желудочный, почечный, женский, общеукрепляющий, «нервный», сердечный, глазной, кишечный. При подъезде к курорту бросается в глаза надпись на простом щите:
Русский ты или бурят
Буддист или православный —
Духи гор, воды, земли
Не прощают недобрых действий
В окружающем нас мире.
Сама природа в местности Хонгор-Уула своей красотой и девственной чистотой как бы призывает всех посещающих задуматься о неразрывной связи человека с естественной средой, и эта мысль опять-таки выражена в соответствующей надписи:
Найдите гармонию с собой
И отдайте дань уважения
Земле и духовному миру предков!
Не оставляйте дурные помыслы, Грязь и мусор после себя.
Таких стихийно возникших записей о взаимодействии с природой, о благодарности ей за выздоровление и духовное возрождение много на всех названных источниках. Написаны они на дощечках, железных табличках и т.п., и впечатляют своей простотой и естественной эмоциональностью. Касаются записи не только тех, кто набирается на природе здоровья, но и тех, для кого она — поле приложения своих сил. Вот надпись, обращенная к охотникам. Охотник должен:
1. Вести себя тихо, почтительно по отношению к хозяину тайги — Хангаю.
2. Не мусорить, не сквернословить.
3. Не хвастаться, что он — хороший охотник.
4. Не убивать ничего сверх необходимого.
Безыскусны, но в то же время доходят до сердца многие такие наставления. Поэтому не удивительно, что в местности Хонгор-Уула не увидишь замусоренных стоянок современных вандалов от природы, не встретишь кощунственных поступков в адрес окружающей среды. Глядя на такие факты, понимаешь, что духовное отношение к природе живо в человеке, оно прорывается наружу и надо только почаще и понастойчивее затрагивать эти священные «струны». И разные религии в этом деле могут быть и воинственны и последовательны.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей