Новости

Чернышевский, Николай Гаврилович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Не известен
Источник: runivers.ru
Автор: Не известен
Источник: runivers.ru

Николай Гаврилович Чернышевский (12 [24] июля 1828, г. Саратов, Российская империя — 17 [29] октября 1889, там же) — философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Биография

Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не окончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности, делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.

В 1853 встретил будущую жену О. С. Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературную деятельность начал в 1853 небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».

В начале 1854 он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов(В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С.Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление[3], в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению ученой степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году он первый редактор журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский,Шелгунов и др.), был вовлечен им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарев, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».

В июне 1859 Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе» .

С сентября 1861 находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 г. в Петербурге.

В мае 1862 «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

12 июня 1862 Чернышевский арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией, опровергая фальшивые документы и ложные свидетельские показания, которые фабриковались по заданию комиссии (источник?) и приобщались к делу. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.

19 мая 1864 в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера.

Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск.

В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал К. М. Фёдоров). Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Н. Чернышевский в Иркутске

В 3 часа утра 28 сентября 1883 года в Иркутск тайно прибыла жандармская повозка с "секретным преступником №5". Под этим именем скрывали Николая Гавриловича Чернышевского, вилюйского узника; до этого два года он сидел в Петропавловской крепости и вот уже 19 с лишним лет томился на сибирской каторге.

Исполнительный комитет "Народной воли" потребовали от Александра II освободить Чернышевского. Опасаясь новых террористических актов, царь вынужден был посчитаться с общественным мнением и решил перевести Чернышевского из Вилюйска в европейскую часть России. Весь путь Чернышевского от Вилюйска до Якутска и далее до Иркутска должен был быть совершен в полной тайне.

В Иркутске Чернышевского держали в жандармском управлении. Это был четвертый подневольный приезд Чернышевского в Иркутск. Первый раз он прибыл сюда 2 июля 1864 года, направляясь в сопровождении жандармов на семилетнюю каторгу:

В Иркутской тюрьме Н.Г. Чернышевский пробыл 7 дней. Иркутск не был конечной целью "путешествия" Чернышевского, он об этом не знал. Николай Гаврилович убедился, что Иркутск является не только столицей Сибири, края с большим будущим, но и центром сибирской ссылки. Его снова посадили в повозку и по знакомой дороге доставили на Усольский солеваренный завод до: особого распоряжения. Оно не задержалось. Уже 23 июля, через 12 дней, Н.Г. Чернышевский вновь проехал по пыльным улицам Иркутска, направляясь на Нерчинские рудники.

Два года Н.Г. Чернышевский томился в Кадаинской тюрьме, а потом пять лет — на Александровском заводе.

Каторга не сломила Чернышевского. Он воспользовался огромным авторитетом среди политических ссыльных, не терял революционной бодрости, занимался литературной деятельностью.

В мае 1865 года в Иркутск приехала жена Чернышевского — Ольга Сократовна с сыном Михаилом. Она добивалась разрешения на встречу с мужем. Наконец в сопровождении жандарма она прибыла в Кадаю. Там, в присутствии охранника, произошло их долгожданное свидание.

10 августа 1871 года истек срок пребывания Н.Г. Чернышевского на каторге. Он писал жене: "10 августа кончается мой срок оставаться праздным, бесполезным для тебя и для детей. К осени, думаю, устроюсь где-нибудь в Иркутске или около Иркутска и буду уж иметь возможность работать по-прежнему".

18 декабря 1871 года Чернышевского в третий раз тайно привезли в Иркутск. В Петербург он дал родственникам успокоительную телеграмму: "Еду на север жить. Поездка очень удобно устроена. Я совершенно здоров".

20 декабря Чернышевский в сопровождении трех жандармов направился в долгий путь — в Вилюйск. Это был для него страшный удар, так как обрекал его на полное духовное одиночество. 12 лет он прожил в ледяной пустыне, окруженный тайгой, болотами, топями и жандармами.

В январе 1871 года в Иркутск нелегально приехал видный революционный деятель, член Генерального Совета I Интернационала Г.А. Лопатин с целью организовать побег Чернышевского, но его опознали и арестовали. В 1975 году Николая Гавриловича пытается освободить революционер-народник И.Н.Мышкин. Ему удается раздобыть казенные бумаги с печатью и штампом, а также мундир жандарма, но его тоже арестовали. Таким образом, все попытки освободить Н.Г. Чернышевского кончались неудачей.

Н. Г. Чернышевский дважды кратковременно останавливался в Чите. Жандармам было дано указание отправить в "Нерчинские Заводы в установленном порядке ссыльнокаторжного государственного преступника Николая Чернышевского с, жандармами без малейшей остановки в г. Иркутске". Этой малейшей остановки не было разрешено Чернышевскому и в Чите, куда он был доставлен в конце июля 1864 года (предположительно 29 - 30 числа). Забайкальский военный губернатор Дитмар не разрешил заболевшему в дороге Чернышевскому даже суточную днёвку на читинском этапе, и его сразу же повезли дальше, в Нерчинский Завод, куда он был доставлен 3 августа 1864 года совершенно больной и разбитый. 4 августа Чернышевский был привезён в Кадаю и помещён под караулом в тюремный лазарет.

В 1871 году у Чернышевского кончился официально установленный срок каторжных работ, он находился в это время в Александровском Заводе. Непосредственный начальник над Н. Г. Чернышевским полковник А. Е. Кноблох запросил вышестоящие инстанции о дальнейших мерах до отношений Чернышевскому. 22 июня 1871 года пришел ответ, разъяснивший, что Высочайшая милость по отношению к некоторым политическим каторжанам "об обращении сих преступников в разряд сосланных на житьё, не должна быть распространена на преступников: Николая Чернышевского и Николая Ишутина, как по важности совершенных им преступлений, так и ввиду их неблагонадежности".

7 декабря 1871 года под конвоем жандармов Чернышевский был отправлен из Александровского Завода в далекий Вилюйск, к полюсу холода. В Чите он останавливался, по-видимому, 10 декабря 1871 года.

Ссылки

  1. Чернышевский, Николай Гаврилович // Википедия
  2. Килессо Г.Т. "Улица имени..." Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.
  3. Николай Гаврилович Чернышевский // Путеводитель по Чите, 1951.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.