Новости

Гидрология Байкала. Вода // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд. (2010)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом: влияние байкальской воды

«Сердце стран­ника».
«Сердце стран­ника».
Медитация на мысе Саган-Хушун (Байкал).
Медитация на мысе Саган-Хушун (Байкал).
 М. Эмото и Я. Вержбицкий.
М. Эмото и Я. Вержбицкий.
Снежинка.
Снежинка.

Свое размышление о главной ценности священного моря и значи­мости воды в целом можно и нужно начать с одного предания, которое врезалось мне в душу. Это предание о рождении Байкала. Есть такая ле­генда, записанная фольклористом Л.Эльясовым, «Сердце стран­ника», в которой рассказывается о том, что люди у Саянских гор жили без достаточного запаса воды. И когда они не выдержали этой жизни и стали уходить, встретился им странник и сказал, что здесь будет вода. Но они прождали несколько времени, а воды нет. Тогда люди вновь пошли в другие края и по дороге опять увидели этого странника и спросили его: «Почему ты обманул нас?» Тогда стран­ник вырвал свое сердце, бросил его на землю, и там, где упало его сердце, стала распространяться вода. Ее стало очень много, и так появился Байкал. «Байкал» - потому что странник сказал это сло­во. Мне нравится эта легенда именно потому, что она одухотворяет и одушевляет воды Байкала и говорит нам, что сегодня, губя, загряз­няя их, мы губим живую душу. Душу не только самого Байкала, но и свою собственную.

Литература о воде

Одухотворение байкальских вод важно и в связи с теми функ­циями, которые они выполняют для человека. Благодатное их влия­ние всегда чувствовали люди. В якутском богатырском эпосе есть сказание о доблестном витязе Эр Соготохе - воине хана Одуна - близкого родственника Чингисхана. Эр Соготох хотя и был верен своему господину, но имел и более значимые ценности.

«Был он искренне предан Одуну,

но любил больше жизни не хана,

а Байкал — свою родину-море,

почитал, как святилище предков.

Возвращаясь из дальних походов,

приходил он с сыновним почтеньем

к древним водам байкальским и скалам,

припадал, изнывая от жажды,

к вековечной струе, освященной

дымом отчих костров, и молился,

и дарил свою песню Байкалу:

«Дже боу! Этот первый глоток

в душу радость и добрость вселяет,

груз лишений, несчастий, тревог

позабыть заставляет.

Дже боу! От второго глотка

сила духа и мышц прибывает,

даже рана от сабли врага

на глазах заживает.

Дже боу! Предпоследний глоток

затуманенную мысль проясняет.

Дже боу! А последний глоток

Духов злых отгоняет...»

Не трудно понять, что подобная богатырская признательность байкальской воде - это прежде всего благодарность ей от всего наро­да. Уникальные чувства, которые испытывает витязь после каждого глотка животворящей воды, подчёркивают её конкретное благодат­ное влияние на людей, и об этом мы ещё  скажем.

Кстати, сравнение о сходстве воды и души человека в свое время делал еще и Гете:

Душа человека

Воде подобна

С неба сошла,

К небу взнеслась,

И снова с неба

На землю рвется, Вечно меняясь.

Медитации и заговоры о воде

Вода во многих древних трактатах символизировала связь с жиз­нью и даже саму жизнь: «чистая река воды жизни». Реальный вид, а тем более образ воды и ее воплощений (лед, снег, пар, туман) всегда имел богатейшие ассоциации с различными атрибутами жизни. К.Г.Юнг в докладе «К психологии восточной медитации» показыва­ет взаимосвязь и взаимопроникнутость йоги и буддизма и приводит ряд превозносимых Буддой медитаций о воде, каждая из которых своеобразна и наполнена специфическими образами.

В одной из них ясная и чистая вода в последующем развертыва­ется в восприятие сверкающего и прозрачного льда, «переходящего в камень лазурит, на основе которого создается впечатляющая картина из флага, алмазов с тысячами лучей, а «у каждого луча 84000» цве­тов, которые, отражаясь на основании лазурита, выглядят как 1000 миллионов солнц...»

Другая медитация о воде так же уникальна. «Эта вода находится в восьми озерах. Вода в каждом озере состоит из семи алмазов, кото­рые мягки и податливы. Источником воды является король алмазов, исполняющий всякое желание... Посреди каждого озера находится 60 миллионов цветков лотоса, каждый из них состоит из семи алма­зов... Текущая между цветками вода издает мелодичные и приятные звуки, слагающиеся в превознесение всех совершеннейших добро­детелей - «страдание», «несуществование», «изменчивость» и «от­сутствие Я»... От короля алмазов текут окрашенные золотом лучи необычайной красоты. Их сияние преображается в птиц, цвета коих имеют оттенки ста алмазов. Они поют песнь гармонии, сладостно и восхитительно прославляя память Будды и память о законе, и память о церкви. Таково восприятие воды восьми добрых свойств и такова Пятая Медитация».

У русского народа также существовало благоговейное отноше­ние к воде, практиковались различные наговоры над водой с целью повышения ее лечебного влияния на душу и тело. Стоит вспомнить только, сколько сказок и легенд несет образы «живой» и «мертвой» воды, скольким богатырям глоток воды приносил жизненную энер­гию. Об этом ее и просили.

...Матушка-водица всему миру помощница.

Помоги ты и мне рабе Божьей

Смой ты с меня страхи-переполохи

Щипоты-ломоты, узоры-призоры

С семидесяти жил, с семидесяти суставов

С рук-ног, с больной головы

С ретивого сердца, с бела лица

С серых очей, с черных бровей... и т.д.

Такие заклинания можно было услышать и в давнее, и не в столь давнее время. Этой наговоренной водой омывали детей, омывались взрослые, и - было проверено опытом -  помогало от разных не­дугов и хворей, улучшалось состояние человека.

Исследования воды

Принимаемые в недалеком прошлом за чисто субъективные яв­ления философское осмысление ассоциаций воды с другими разноо­бразными атрибутами жизни и, казалось бы, потусторонних сил, или народные лечебно-прагматические заклинания и наговоры, отражают прежде всего ее основополагающую сущность в бытии и Природы и Человека. На сегодня появляется все больше и больше доказа­тельств, что духовное общение о воде и с водой — это естественная реальность, предусмотренная природой. В русле медитаций о воде интересны позиции, наблюдения и практические рекомендации япон­ского исследователя Масару Эмото, поддержанные теоретически и экспериментально его немецкими коллегами.

Суть концепции М.Эмото можно отразить в следующих обобщен­ных положениях:

вода при замораживании создает великолепные по красоте и из­ящной форме кристаллы, которые живут около двух минут и кото­рые можно фотографировать (по аналогии со снежинками и узорами на стекле и других предметах);

каждая капля воды хранит память о том, с чем и кем она взаимодействовала, она как дискета или «флэшка» может нести в себе информацию о людях, их настроениях и эмоциях, их реакциях на предметы внешнего мира; именно поэтому «одна вода не похожа на другую», причем это «памятливое» своеобразие воды ярко проявля­ется в форме кристаллов; вода хранит информацию о своем кругово­роте в окружающей среде;

в связи с названными обстоятельствами кристаллы и сама вода меняют свои ипостаси в зависимости от «восприятия» условий существования, цвета и света, слов (адекватно хорошим и плохим, до­брым и недобрым из них), приятной и неприятной музыки и т.д.;

эти природой установленные связи говорят о том, что воду мож­но и нужно делать своим собеседником и союзником, высказывая ей любовь и благоговение, признательность и благодарность, и вода обязательно ответит человеку тем же. В возможностях двустороннего диалога человека с водой — ее бесконечная и безграничная исцеляю­щая и совершенствующая людей сила (но вполне возможно и альтер­нативное развитие событий: «как аукнется, так и откликнется»);

через искренние и благодатные взаимодействия с водой человек может в корне изменить и улучшить отношения с природой и свою духовную сущность.

М.Эмото со своими единомышленниками из Германии выпустили книгу, которая называется «Исцеляющая вода», проиллюстрировав высказываемые мудрости и откровения оригинальными фотография­ми водных кристаллов с различным информационным содержанием (некоторые из них см. на вкладке нашей работы). Не бросаясь в длительные рассуждения, хочется сказать, что аналогичныве научно-практические разработки по байкальской воде (в частности, чистой и одухотворенной или загрязненной стоками) весьма востребованы и значимы сегодня. Зачин этому уже сделан на Байкале 3 августа 2008 года с участием самого М. Эмото. Под его руководством проведена международная акция «Церемония благословления воды». Ее участ­ники на берегах острова Ольхон мысленно посылали слова любви и благодарности байкальской воде. Одновременно по просьбе органи­заторов акции то же самое делали тысячи людей во многих городах Европы, Азии и Америки.

В дни пребывания на Ольхоне профессор Масару также показал слайды, на которых запечатлены кристаллы воды, взятой у побережья острова. Они были удивительно красивыми! Воде показали записанное слово «море». При замораживании она образовала кристалл причуд­ливой формы, символизирующий переменчивость моря. Озеро Байкал согласилось со статусом моря.

Естественно, в интерпретации сути воды люди не могли обойти вниманием саму живородящую природу — образ матери. Поэтому у многих народов вода - чрезвычайно распространенный мифологи­ческий эквивалент материнского лона. К примеру, христианский об­ряд крещения связан, скорее всего, с этой мифологемой: погрузиться в воду значит не только внешне очиститься, но и вернуться в хаос, во тьму материнского чрева, чтобы заново возродиться и начать жизнь по-новому. Вода в большей степени символизирует материаль­ную основу жизни, без которой не может быть и духовного развития человека. В Новом Завете Христос говорит фарисею Никодиму «... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух» (Иоанн, III, 5-6).

Известный столетиями и используемый многими людьми — верую­щими и неверующими - эффект «крещенской» непортящейся воды, как и эмпирические исследования М. Эмото, показывают таинственные возможности этого великого создания природы. Вода, по-видимому, мо­жет на какое-то время вбирать в себя любую информацию, как кремний является основой компьютерной памяти. В водном «резервуаре сведе­ний» могут храниться сообщения о прошлом и настоящем, мифы и ар­хетипы былых времен и т.д. Насыщенная информацией вода способна под воздействием некоторых чудотворцев менять свою сущность. В дан­ном свете становится понятным библейское предание о том, что Иисус превратил воду в вино — его слово придало воде вкус, цвет, аромат и пьянящие свойства вина.

Не только использование, но и вид чистой проточной воды пси­хологически  стимулирует  человека  на  активную  и  полноценную жизнь. В одной из восточных притч, мудрец учил людей: чтобы быть здоровым надо больше смотреть на текучую воду, на зеленые растения и на красивых женщин. Один из обывателей спросил его: нельзя ли ограничиться только третьим, а водой и растениями пре­небречь? На что мудрец ответил: «Если не будешь смотреть на бы­струю воду и пышные растения, на женщин не захочется смотреть само по себе».

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "Байкал"