Новости

Транспорт Байкала. Навигация и судоходство // Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Материал воспроизводит главу из книги академика Галазия Г. И. "Байкал в вопросах и ответах" (1989). Сквозная нумерация вопросов по книге сохранена.

653. Чем занимается гидрография?

Гидрография изучает форму котловины озера, харак­тер берегов, топографию дна и условия навигации. Ин­тересно образное сравнение Г. В. Дубаха и Р. В. Табера «...сравним океан с ведром воды, тогда можно сказать, что гидрография изучает самое ведро, а океанография — воду в нем». Гидрографы наносят на карты береговую черту водоема, измеряют глубины, рельеф дна, магнит­ные склонения и наклонения, приливные колебания уров­ня, течения и метеорологические элементы.

654. Когда была выполнена первая гидрографическая съемка на Байкале?

В конце XVIII века на участке от Ангары до Посоль­ского берега, расположенного с юга от дельты Селенги. Гидрографическая съемка всего Байкала выполнена под руководством Ф. К. Дриженко с 1896 по 1902 гг.

655. Когда была составлена первая карта судоходных путей Байкала?

Это было сделано гидрографической экспедицией Ф. К. Дриженко в начале нашего века, когда появилась потребность в регулярном судоходстве на Байкале и бы­ли построены навигационные маяки, позволяющие конт­ролировать судовой курс.

656. Что такое меркаторская проекция?

Меркаторская проекция — это способ изображения сферической поверхности Земли на плоскости (карты). Меркаторская проекция является равноугольной карто­графической проекцией, то есть сохраняет правильность углов и направлений, но не сохраняет правильности раз­меров. Недостаток ее в том, что с увеличением широты растет и масштаб. Но есть и неоценимое достоинство — простота построения и нанесения на нее точек и линий. Кроме того, прямая линия, проведенная в произвольном направлении, является линией постоянного курса (пере­секает меридианы под одинаковым углом). Именно по­этому меркаторскую проекцию и применяют для навига­ционных карт. Изобретена Г. Меркатором, фламандским картографом и математиком XVI века.

Навигационная карта Байкала составлена в меркаторской проекции. Карты южной, средней и северной частей озера составлены в масштабе 6 верст в дюй­ме. Генеральная меркаторская карта составлена в масш­табе 14 верст в дюйме гидрографической экспедици­ей под руководством Ф. К. Дриженко.

657. Что такое плавание по счислению и когда оно применяется на Байкале?

Определение положения судна отсчетом пройденного в направлении курса корабля пути от последней хорошо известной точки. Положение судна по счислению опре­деляется в том случае, когда нельзя применить другие, более точные методы.

На Байкале суда ходят по счислению в туманы, ког­да видимость очень мала, а также в ночные часы при пасмурной погоде. При вождении судов по счислению необходимо очень хорошо знать течения, а также дрейф судна. В настоящее время все крупные суда оснащены радиолокаторами, поэтому пользоваться определением положения судов по счислению приходится все реже. Ма­лые суда, на которых нет радиолокаторов, в трудных ус­ловиях отстаиваются в безопасных местах.

658. Когда была издана первая лоция Байкала?

В 1908 г. Главным гидрографическим управлением на основании исследований, которые провела специальная экспедиция под руководством Ф. К. Дриженко.

659. Когда в Иркутске были открыты Адмиралтейство и навигацкая школа?

Адмиралтейство в Иркутске было открыто в 1764 г. и просуществовало до 1839 г. Оно осуществляло руковод­ство судоходством и морскими исследованиями не только в Восточной Сибири, но и на Дальнем Востоке. При Ад­миралтействе существовала Охотская морская команда, которая наряду с другими работами производила топо­графическую съемку берегов Байкала. Школа навигации и геодезии была открыта в 1754 г.

660. Какова длина судоходного пути на Байкале?

На пассажирских и туристических маршрутах около 1200 миль.

661. Можно ли стать на якорь на самой большой глубине Байкала?

Научно-исследовательское судно Лимнологического института СО АН СССР «Г. Ю. Верещагин» оснащено глубоководным якорным устройством, которое позволяет ему становиться на якорь на любой глубине.

662. Какие волны могут вызывать повреждения судна?

Опасна для судна резкая качка (сильный крен и броски). Она вызывается не столько высокими, сколько крутыми волнами. На Байкале штормовые волны всегда крутые, гораздо круче, чем морские.

863. Какой район Байкала самый опасный для судоходства?

Район между северной оконечностью острова Ольхон, Ушканьими островами, Нижним изголовьем полуострова Святой Нос и мысом Телегина, а также участок Малого моря против долины (ущелья) р. Сармы, пролив Малые Ольхонские ворота и акватория Байкала, к востоку от этого пролива. В первом районе наиболее высокие кру­тые и часто неупорядоченные волны — до 5—5,5 м и бо­лее; во втором — наиболее свирепый, порывистый ветер из всех, какие бывают на Байкале.

664. Какова продолжительность навигации на Байкале?

Для пассажирских и грузовых судов обычно с июня по сентябрь. Научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завер­шают ее с замерзанием Байкала, то есть с мая по ян­варь.

665 Когда на Байкале появились первые паровые суда?

В 1844 г. были построены два буксирных парохода: один с машиной в 30, а другой 50 л. с. Нередко случа­лось, что пароходы эти при сильных встречных ветрах бросали буксируемые ими баржи, а потом, когда стихал ветер, на второй или третий день, отыскивали их в озере.

666. Когда началось судоходство на Байкале?

С 1643 года. Первые 7 лет оно было нерегулярным и проводилось только для сбора ясака на кочах и шитиках. С 1650 г. началось постоянное судоходство через Байкал, предназначенное для нужд дипломатических и админи­стративных служб.

667. Когда была самая крупная судовая катастрофа на Байкале?

Осенью 1902 г. в районе Малого моря сильно постра­дал пароход «Адмирал Невский», погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход вынужден был обрубить бук­сиры и оставить баржи па произвол судьбы. Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и лю­ди на ней спаслись. А две других баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те из немногих людей, кото­рым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаж­дения.

Основная же причина катастрофы — недостаточное знание капитаном судна природных особенностей Байка­ла. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природ­ные предвестники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ве­тер начинается, как только образуется небольшой про­свет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если ворота открылись — через 20—30 минут начинается ве­тер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией. А скопление непод­вижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2—3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел или пренебрег, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в про­ливе. Но просчитался, дорого заплатив за это жизнями людей (погибло 172 человека). Само судно чудом сохра­нилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полный вперед.

668. Когда и где были построены ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

В самом конце прошлого века в Англии фирмой Амстронг, а из частей собраны па судоверфи в пос. Лиственичное. В 1900 г. на воду спущен ледокол «Байкал», а в 1903 г. ледокол «Ангара». Эти ледоколы в тяжелой ледовой обстановке совместными усилиями совершали регулярные рейсы, преодолевая лед толщиной до 50— (10 см; а лед толщиной до 30—40 см сравнительно легко и каждый в отдельности. Предельная толщина льда, ко­торую преодолевали ледоколы, от 60 до 100 см.

669. Каково водоизмещение ледоколов?

Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т, «Ангара» около 1400 т. «Байкал» был самым мощным паромом ледокольного типа и вторым в мире судном по мощности, водоизмещению и способности взламывать лед (самым мощным был «Ермак», построенный в Англии, по идее и техническому заданию адмирала С. О. Макарова). «Байкал» имел длину 290 футов, ширину 57 футов, три паровых машины общей мощностью 3750 л. с, три греб­ных винта. На «Байкале» было три палубы, на второй палубе три железнодорожных ветки, он принимал 25 ва­гонов, кроме того, ледокол имел трюмный груз до 800 т. В каютах верхней палубы размещалось до 300 пасса­жиров.

Интересно отметить, что первые суда, приспособлен­ные для плавания во льдах, появились, по-видимому, еще в XI—XII вв. у зверопромысловиков в Белом море. Пер­вый ледокол с паровой машиной «Пайлот» совершил пла­вание в 1864 г. между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Этот ледокол явился прототипом многих речных и мор­ских ледоколов как у нас в стране, так и за рубежом.

670. Где в настоящее время находятся ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

Ледокол «Байкал» сильно пострадал от пожара во время гражданской войны в августе 1918 г. у пристани Мысовая, затем был разрезан на металлолом. Ледокол «Ангара» сохранился до настоящего времени и передан в ДОСААФ. В нем предполагается организовать музей революционной и боевой славы сибиряков и байкальских моряков — участников революции и гражданской войны.

671. Работают ли в настоящее время ледокольные суда на Байкале?

В настоящее время специальных ледоколов на Байка­ле нет. Маломощные (до 300 л. с.) рейдово-буксирные теплоходы выполняют ледокольные работы главным образом на акватории портов, да пока лед тонкий, до 103 15 см, перевозят людей от порта Байкал до Листвянки и обратно. А когда лед становится толще, до 20—25 см, от порта Байкал до Лимнологического института и обрат­но по незамерзающей открытой части озера у истока р. Ангары.

672. Когда было построено первое исследовательское судно на Байкале?

В 1916 г. по инициативе и под руководством В. Ч. Дорогостайского был построен катер «Чайка». Для его по­стройки использовались средства Академии наук и част­ные пожертвования. Правда, просуществовал он сравни­тельно недолго. Но вместо него байкальской экспедицией Академии наук был построен новый катер — его точная копия, — который прослужил около полувека. Для дере­вянных судов это завидное долголетие. За это время он несколько раз модернизировался и перестраивался.

673. Какое в настоящее время самое крупное  исследовательское судно на Байкале?

Судно «Г. Ю. Верещагин» Лимнологического институ­та Сибирского отделения Академии наук СССР, построен­ное в 1962 г. в Киеве на заводе «Ленинская кузница». На Байкал доставлено в разобранном виде, на судоверфи в пос. Лиственичное собрано и спущено на воду. С 1964 г. на нем начаты исследовательские работы. Его водоизме­щение 560 т, длина 43,6 м, ширина палубы 7,8 м. Оно имеет 6 оборудованных лабораторий, в которых одновре­менно могут работать 15 человек исследователей различ­ных специальностей. Это современное судно оснащено эхолотами, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебедками, траловой лебедкой, глубоководным якорным уст­ройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала, и другим экспедиционным и навигационным оборудованием.

674. Сколько прогулочных а рыбацких лодок на Байкале?

По сообщению инспекции Байкалрыбвод, в бассейне Байкала более десяти тысяч лодок.

675. Как зимой осматривают и ремонтируют подводную часть судов на Байкале?

Вмороженные в лед суда «вымораживают», удаляя лед слой за слоем на определенную глубину вокруг суд­на. Таким образом, подводная часть судна обнажается, и оно оказывается стоящим на килевой части в ледовой чаще. Далее проводят нужный ремонт. Для того чтобы не затопило водой всю выемку по обводу судна, через определенные расстояния оставляют ледовые перемычки, которые выполняют также роль ледовых кильблоков.

676. Как строят деревянные причалы на Байкале?

Сначала делают нужных размеров сруб из бревен или бруса (лучше лиственничных) вблизи того места, где при­чал должен быть установлен. Затем прорубают во льду полынью по размерам причала и в нее сдвигают сруб. А затем постепенно загружают его балластом, обычно ка­менным. Если сруб недостаточно высок, то по мере по­гружения его наращивают. Сруб садят на заранее под­готовленное дно. Если причал длинный, его делают со­ставным из нескольких затопляемых срубов, которые ус­танавливают впритык. Когда причал посажен на дно и выведен на нужную высоту, его обустраивают. Деревян­ные причалы, сделанные из лиственницы, которая в воде практически не гниет, могут служить несколько десятилетий.

677. При каких условиях происходит обледенение судов?

Обледенение судов происходит при морозном паре­нии, при выпадении дождя и мокрого снега и от брызг при шторме, когда температура воздуха ниже точки за­мерзания воды. Капли воды, попадающие на палубу и надстройки судна, должны иметь температуру, близкую к нулю, или быть переохлажденными. В этом случае вода при соприкосновении с твердыми предметами бы­стро превращается в лед, который покрывает судно сплошной ледяной коркой. Нарастание льда идет обычно очень быстро. Морозное парение состоит из переохлаж­денных капель воды, часть которых при соприкосновении с твердыми предметами замерзает почти мгновенно, а другие замерзают несколько позже. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивании движущегося  судна при ветре силой более 5 баллов, температуре воз­духа ниже точки замерзания воды, а температура воды близка к точке ее замерзания.

678. Может ли обледеневшее  судно перевернуться?

Может, если надводная часть судна станет тяжелее подводной, и центр тяжести переместится выше ватер­линии.

В связи с обледенением судов на Байкале в осенне-зимнее время навигация прекращается довольно рано. Малые исследовательские суда вынуждены ограничивать район экспедиций не далее 20 км от бухт, заливов, дру­гих убежищ.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Галазий Григорий Иванович | Источник(и): Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, 1989 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1989 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал в вопросах и ответах | Байкал | Библиотека по теме "Байкал"