Золото колчака ищут на севере Усольского района

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Совершенно неожиданно для себя несколько деревень на севере Усольского района оказались в центре внимания кладоискателей–любителей. В октябре 2007 года в деревнях Тайтурка и Холмушино появились два энтузиаста из Иркутска, которые утверждали, что в одной из холмушинских пещер, не обозначенной на картах, может находиться часть знаменитого золотого запаса Колчака. В золото Колчака местные верят с трудом, но, к слову, вспоминают легенды о других кладах, которые могут находиться где–то поблизости.

Часть золота Колчака может быть в заваленной пещере

В двадцатых числах октября два человека среднего возраста появились в Тайтурке. Они сначала обратились к директору средней школы Тайтурки Валентине Егоровой с вопросом, не осталось ли в деревне стариков, которые могут помнить про золото Колчака. Валентина Михайловна ничего подобного никогда не слышала, поэтому порекомендовала им задать этот вопрос одному из преподавателей школы, директору краеведческого музея Татьяне Лисовой.

Они пришли, представились, сказали, что туристы–любители и хотят составить туристические маршруты по пещерам Иркутской области, чтобы водить по ним людей. Для этого, мол, один из них пишет путеводитель, – вспоминала Татьяна Борисовна. – Он сказал, что у него есть какие–то исторические документы о том, что часть золота Колчака может быть спрятана в холмушинских пещерах. Еще сказал, что это привлечет к нам туристов.

Кладоискатель рассказал, что в документах есть данные о том, что где–то в этом районе колчаковцы перегрузили на подводы часть золота из знаменитого впоследствии бесследно пропавшего поезда, что до сих пор остается легендой. После этого подводы через Тайтурку двинулись в сторону Холмушино и дальше. Местные жители в это не особо верят. Дело в том, что холмушинские пещеры давно подробно описаны, в них постоянно бывают туристы. Разночтение, оставляющее возможность для предположений о спрятанном золоте, только одно: хорошо известна только одна пещера, а в некоторых старых описаниях пещер Иркутской области говорится о нескольких пещерах на Холмушинской горе. Но никаких других пещер местные краеведы не находили.

От нас до Холмушино около десяти километров. Если проехать за село еще километра полтора–два, то будет небольшой подъем, оттуда хорошо видно одну пещеру. Она протяженностью около пятнадцати метров, и мы всю ее излазили вдоль и поперек. Мы с ребятами из школы бываем там каждое лето, но ничего там не находили, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Я читала книгу автора Хороших, написанную еще в пятидесятые годы, там дано описание пещер Восточной Сибири, и у него пещера описана не так, как мы видим. И холмушинцы нам объяснили, что в семидесятых годах пещеру подорвали, так как все лазили, а она в глубине нависла и могла обвалиться. В книге говорилось, что вход узкий и гладкий, на стенах есть наскальные рисунки. Но мы ничего такого уже не видели. Этих иркутских кладоискателей мы тоже свозили в пещеры, они походили, ничего, конечно, не нашли, ни кладов, ни новых пещер, и уехали.

Татьяна Лисовая сказала, что теоретически это возможно: через Тайтурку в те времена действительно проходил основной (или торговый) тракт, и часть золота могли разгрузить где–нибудь в Половине и провезти через Тайтурку и реку Белую или дальше по тракту в сторону Мальты либо в направлении Холмушино. Однако никто этих подвод с золотом ни в Тайтурке, ни в Холмушино не видел. Во всяком случае, старожилы не помнят... Опять же, Колчак сам никогда в Тайтурке не был, но в двадцатых годах через нее проходили части его армии.

Вы сами посудите: если золото прятать в пещере, то сразу понятно, что ребятишки будут лазить, рано или поздно кто–нибудь наткнется. Так что если и спрятали часть золота Колчака где–то за Холмушино, то пещеру наверняка завалили, – считает Татьяна Борисовна.

Иногда старые легенды не врут

Легенд в наших местах ходит много. Одна даже подтвердилась, – с улыбкой вспоминает Татьяна Борисовна. – Например, у нас на окраине села, около Московского тракта, стояли дома попа и дьячка. А на другом конце села, около берега реки Белой, стоит старинная церковь – храм святых апостолов Петра и Павла, построенный в 1765 году. И старики рассказывали, что под всем селом вдоль старого тракта шел подземный ход – такой широкий, что в него въезжала подвода.

В Тайтурке и ее окрестностях раньше было очень много разбойников, и в царское время, и после революции купцов, едущих с товаром по тракту, часто грабили. И рассказывают, что купцы на ночь прятали подводы в Тайтурке: въезжали в село, а у дома попа караван подвод пропадал – купцы загоняли его в подземный ход, сами ночевали у попа или дьяка. А утром подводы появлялись во дворе церкви, переправлялись через Белую и шли дальше, через Мальту в Иркутск. Церковь много лет стояла разрушенная. И когда ребятишки лазили, они находили подземные ходы и какие–то старые захоронения под храмом.

На горе Костино может быть спрятан клад отступавшего отряда каппелевцев

В золото Колчака ни в Тайтурке, ни в Холмушино не верят, но есть другая, более достоверная, легенда о кладе белогвардейцев. Когда школьный отряд краеведов из Тайтурки исследовал верховья реки Белой, проводник отряда Николай Суржиков рассказывал о нехорошей славе горы Костино, с которой течет ручей, дающий начало Белой.

Мы поднимались все время по ручью вверх, я ругалась, говорила, мол, Костя описался. А Николай сказал, что название горы не от имени Костя, а от слова "кости", – рассказала Татьяна Лисовая. – Я читала, что сам Каппель отступал через Байкал. Но отдельные отряды шли через наши места. Говорят, что каппелевцы не зверствовали, а я видела недалеко от Бельска две могилы: на одной написано "расстрелянные каппелевцами", на другой – "замученные каппелевцами". Так что крови было много. Когда они проходили Тайтурку, повесили старика Пеньковского, его именем у нас названа улица. А повесили за то, что он доставлял сыновьям–партизанам продукты.

Как выяснили юные краеведы Тайтурки, когда армию Каппеля разбили, основная ее часть отступала в направлении Иркутска, но небольшой отряд во время боев отбился и уходил сам по себе через Тайтурку и Холмушино. Бабушка Сутупова помнит, что, когда каппелевцы уходили, они так бесчинствовали, что во всех домах родные прятали молодых девчонок в ямах, куда ссыпают картошку для скота. Она и сама так пряталась, в то время ей было четырнадцать лет. А ее отца каппелевцы забрали с собой, вместе с его лошадью и подводой. Они прошли через Холмушино и пошли дальше вдоль реки Белой.

Отец Сутуповой сумел сбежать – в темноте просто упал плашмя с телеги, его и не заметили. Потом он рассказывал, что на подводах везли не только раненых, но и большой груз награбленного по дороге. А отряд каппелевцев поздней осенью дошел до истоков реки и засел на горе Костино в охотничьих зимовьях.

Мы предполагаем, что они хотели уйти в Монголию через Саяны. Во всяком случае, местное население знало об этих планах. Видимо, они готовились к походу, забирали в деревнях теплые вещи, какое–то еще необходимое в дальнем переходе имущество, охотничье снаряжение. Но осенью горы уже перекрыты снегом, и охотники знают, что перейти их в это время года невозможно, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Охотники не ходили на гору Костино около пяти лет – так боялись каппелевцев.

Местные рассказывали впоследствии, что белогвардейцы расстреляли тех людей, которых захватили с подводами в селах, и расстреливали всех, кто появлялся на горе той осенью. Поэтому гору и назвали Костино. Много лет спустя там находили человеческие кости расстрелянных, а возможно, и самих каппелевцев, умерших от ран или болезней. Через несколько лет, когда охотники осмелились появиться в тех местах, на озере за горой Костино стали находить землянки, в которых каппелевцы некоторое время отдыхали и собирались в дальнюю дорогу. Охотники выяснили, что отряд не остался на зимовку и, скорее всего, погиб в дороге.

На озере еще долго находили сабли, наганы, винтовки, много другого снаряжения белогвардейского отряда. И конечно, сразу начали искать золото – не могли они уйти с пустыми руками, – вспоминает Татьяна Лисовая. – Но никто ничего не нашел – там достаточно мест, где золото можно спрятать очень надежно. В золото Колчака я не верю, а вот этот клад вполне может существовать.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Корк Берт | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.