Живопись // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Историю Ж. в Сиб. можно разделить на 3 периода: первый до 60-х гг. XIX в. — эпоха первоначального накопления, второй — от 60-х гг. до революции, соответствующий эпохе развертывания в Сиб. торг. капитала и развития пром. капитализма, и третий— от революции, сов. период.

До 60-х гг. XIX в. спрос на Ж. пред’являли две группы населения: 1) крестьяне (в числе к-рых по глухим местам было много сектантов), покупавшие иконопись и картинки на религиозные темы; 2) служилый люд, тянувшийся за крупным чиновничеством, и зажиточное сиб. купечество. Первую группу удовлетворяли в массе привозные изделия из Владимирской губ. и др. районов ремесленно-кустарной иконописи, а в части меньшей, но требовательной, удовлетворяли безымянные художники-сектанты, писавшие «под древнее письмо» и передававшие преемственно технику. Вторая группа требовала светской живописи. Сюда входила официальная портретная Ж. (портреты царей, государственных деятелей, различных генералов, наместников, губернаторов, родственников заказчиков и т. д.) и станковый жанр и пейзаж, к-рые заочно или с оригиналов повторяли собой казенную академическую Ж. со всеми особенностями ложно-классической школы. Эта продукция Ж. скоплялась в губ. правлениях, городск. думах, «благородных» и купеческих клубах, домах губернаторов и генерал-губернаторов, а также в домах купечества. С революцией значит. часть этих накоплений рассортировалась, и то, что имело какую-нибудь художественную ценность, попало в музеи. Кроме этой Ж. казенного характера, было, конечно, в этот период и более свободное творчество. Однако раб. этих художников почти не сохранилось, сведения о них крайне скудны. Известно только, что в 1790 в Иркутске умер живописец Ф. И. Ха-ринский; что В. П. Петров (1770—1811) делает для Строганова 25 этюдов Алтая и что Петров же пишет «Акварельные виды Сибирских казенных заводов» (конец XVIII в.); что проездом в Китай, в свите посла Головкина, И. П. Александров (см.) (1780—1822) и В. Тимофеев пишут в Сиб. этюды. Около того же времени художник М. И. Мягков (см.) (1799—1852) пишет на сиб. тему («Сцена домашней жизни сибирского дикаря») и А. Е. Мартынов (см.) (1768— 1823) иллюстрирует «Живописное путешествие от Москвы до границ Китая». В начале XVIII в. И. Меркульев пишет 24 акварельных этюда сиб. видов. В 1837 имеются сведения о первом выезде сибиряка, барнаульского мещанина П. Петрова в Акад. Художеств. В 40-х гг. Немировский дал камчатские виды. Оставлена память и декабристами: Н. А. Бестужевым (см.), В. П. Киреевым (см.), Фалленбергом и др., написавшими виды Читы и Забайкалья. Тобольский художник Знаменский (см.) известен акварельными рисунками из быта декабристов. В 1851 художник П. М. Кошаров, приехавший в

Томск, пишет виды Томска и Алтая. В 1855 из Иркутска едет в Пб. в Акад. Художеств художник М. И. Песков (см.)—впоследствии член группы передвижников (1834—64) и автор картин: «Ермак сговаривает атаманов волжских разбойников к походу на Сибирь» и «Сибирская сцена ссыльно-посе-ленцев». В 60-х гг. оформилось новое течение в Ж.—«передвижники», к-рое резко порвало с академизмом с его мифологической и библейской тематикой и ратовало за правдивое изображение рус. действительности. Это знаменовало конец аристок-ратическо-дворянского периода рус. искусства. В литературе и живописи действующей силой становится разночинец-интеллигент. Эти настроения находят себе отклик и в далекой провинции.

В Сиб. в эту пору возникает среди либеральной буржуазии меценатство в отношении живописи. В Красноярске золотопромышленник П. И. Кузнецов заводит небольшую картинную галлерею, составленную б. ч. из картин иностранных художников. Он же в конце 60-х гг. посылает стидендиатом в Акад. Худож. впоследствии извести. художника В. Сурикова (см.). В Енисейске И. П. Кытманов помогал учащимся и имел стипендиатом в Акад. Художеств местного уроженца художника Коренева. В Иркутске золотопромышленник Сукачев создал картинную гал-лерею, к-рая послужила базой для современной нам Иркутской картинной галлереи. Галлерея Сукачева была значит. собранием картин преим. иностранных мастеров. В Томске золотопромышленник Цибульский составил собрание ценных картин.

Расширившийся интерес и спрос на произведения Ж. в Сиб. обуславливает численный рост художественных сил. О художниках — сибиряках, работавших в этот период, сведения сохранились полнее. Известно, что в Иркутске при Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва работал художник Смирнов, писавший этюды в Нижнеудинске (1866). В то же время Аткинсон (см.) пишет этюды в Вост. Сиб. (лучший этюд «Ангарские ворота»). Полит. ссылка польских повстанцев (1863) значительно увеличила численность живописцев в Сибири. Художники Вирцинский и Глуховский работали в Енисейске (2-я половина 60-х гг.) занимались в студии местного художника Г. Е. Барышевце-ва. В Томске ссыльный поляк В. В. Флек (учитель крупного галицкого худ. Виткевича) пишет этюды; С. Е. Вронский (см.) работает в Забайкалье и Тунке («Дарасунские минеральные воды», «Иерусалимский утес», «Пред грозой», «Улус Хабак»); на Аргуни и позже на Алтае—академик Мейер (карт. «Езда на собаках»). Ядринцеву был известен художник — сибиряк Калганов. В. И. Суриков, вырастающий в крупнейшего рус. художника, живя в столицах, наезжает в Сиб. и задумывает здесь большие полотна: «Меньшиков в Березове», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири» и ряд др. Живописное выражение древних историч. рус. сюжетов навеяно ему наблюдениями в Сиб.; в его сиб. этюдах казаков, крестьян в старинных костюма можно разгадать его стрельцов в «Утре стрелецкой казни» и множество персонажей в «Боярыне Морозовой». В 70-х гг. художник Д. И. Рождественский работает в Красноярске, где им написаны декорации для 1-го открытого тогда театра (впоследствии сгорел). Казин— художник-скульптор (ссыльный поляк) работал в 70-х гг. в Тобольске. Это был сильный мастер, известный далеко за пределами Тобольска своими раб., а особ. барельефами из глины и воска; несколько его раб. имеются в собраниях Тобольского музея. Художник А. Э. Мако работает в этот период в Томске и пишет Алтайские этюды.

В Иркутске работают М. А. Кроненберг и Н. В. Беклемишев. В 80-х гг.—известный Н. Н. Каразин (см.) и многочисленная семья местных художников: М. И. Зязин и М. А. Рудченко (оба в Красноярске, после—в Иркутске); Г. А. Царегородцев и Г. Е. Некрасов в Красноярске; Н. К. Уласевич, А. В. Лушиников, Барбот-де-Марни—в Троицкосавске и Кяхте; Аргунов—в Таре; Маджи—в Каинске; П. А. Ивачев—в Колывани; П. Я. Пясецкий на Китайской границе и в Китае; А. Блинов, П. В. Николин—во Владивостоке; Д. И. Аркуша и И. О. Охлопков— в Якутске.

В столицах появляется за эти годы ряд картин на сиб. темы: С. В. Иванова—в 1887 «Переселенка», в 1888—«Обратные переселенцы», в 1889— «На дороге»; две картины неизвестного мастера: «Ермак—покоритель Сибири» и «Торжество Ермака и его участь», Малышев пишет картину Ермак («Новь», 1887, 18). В 1891 на XIX выставке передвижников появились три картины: Волкова— «Тайга», Васнецова—«Тундра» и Савицкого—«Христова милостыня» (сиб. обычай старожилов—оставлять на завалинке подаянье для бродяг). Именно в этот период 80-х и 90-х гг. уроженец Сиб. (Омск) Врубель вырастал в большого мастера мирового масштаба, работая в столицах и знакомясь с иностранным искусством.

В 90-х и 900-х гг. потребности и вкусы интеллигентского, буржуазного и мещанского населения сиб. городов выравниваются по интересам и вкусам любого губ. города Европ. России.

Количество художников в Сибири сильно возрастает.

Направления и оттенки их раб. размножаются, в зависимости от усложнения классово-сословного состава об-ва, отвечая на все разновидности вкусов и настроений.

Среди сиб. художников можно уже найти представителей почти всех тех школ, направлений и оттенков, какие имеют место в Европ. России. В это время в Томске работают: B. В. Смитрович, A. С. Капустина. М. П. Черепанова, З. А. Рокачевскии, Н. М. Швецов, Л. П. Базанова, П. М. Тихомиров, А. П. Степанов, М. А. Рейснер, В. Ф. Оржешко, А. В. Евреинов, В. Е. Юдин, М. М. Щеглов, В. Д. Вучичевич, C. М. Прохоров, Н. П, Ткаченко, К. Н. Каль, П. П. Шарлаимов, Котов, М. М. Поляков (см.), интересный мастер, искусствовед и коллекционер. В Иркутске в то же десятилетие: М. А. Рудченко, М. И. Знзин, Скорняков, Моисеенко, Лыткин, П. В. Шабалин, В. Г. и И. Г. Шешуновы, Власенко, Боложинский, И. Г. Козлов, Н. И. Верхотуров, В. И. Камкин. В Омске: Г. Г. Платонов, Клементьев, Златогорский, Н. К. Молочников, Н. К. Россихин, И. B. Волков; Г. И. Чорос-Гуркин—один из крупнейших сиб. художников этого и следующих десятилетии—работает на родине в Ойротии. В Семипалатинске В. Н. Белослюдов, Н. М. Давыдов, В. Т. Винокуров. В Барнауле—Курзин, А. В. Худяшев (см.). В Тюмени— Н. В. Кузьмин. В Красноярске—Д. И. Каражанвв (см.), М. И. Педашенко-Третьякова, Н. К. Константинов, Мельников, Сергеев. В Канске-Шимбаревич. В Чите—с;. О. Би-рибаум. В Кяхте и Троицкосавске—Куклина, Колесников. За это время оставили свои картины: П. П. Верещагин, Бровар (Прибайкалье), В. Казанский (Вост. Урал и С.-З. Сиб.), Добровольский (Иркутск), Н. С. Шульпинов (Алтай), Розанов, Сахаров и др.

События мировой войны с сопровождавшими их явлениями— переброской масс военнопленных в Сиб., появлением беженцев, а затем революция со своими потоками беженцев гражданской войны—все это усложняло состав сиб. населения, вносило пестроту в национальном, классовом и культурном отношении. В числе заезжих людей в Сиб. оказалось много художников. Из числа военнопленных, преим., австрийских художников, оказались: в Томске—Рудольф Веккер (ученик Еггер Лиенца), Ковач, Шполярич, Ганс Франта и Зукопе; в Красноярске — Рапше; в Чите — Винцлицкии; в Иркутске — Малиц, Райхенталь, Жотэре, Шоен, Буденберг, Абердам. Из рус. художников, попавших в это время в Сиб., следует назвать: Д. Бурлюка, Пальмова, М. М. Берингова, К. Зеленовского, Лямина, Машкевича, Никулина („Алтай»), Никонова (автор картины ,,Взятие Красноярска партизанами»), Авилова, Милашевского, А. Н. Тихомирова и др.

Если в начале своего возникновения движение «передвижников» явилось выражением революц. протеста против застывших и рутинных форм академической Ж., и первые произведения мастеров этой школы были отмечены глубоким гуманизмом и искренностью в трактовке тем, то по мере полного овладения буржуазией командными высотами экономики, управления, политики и идеологии появилось бесконечное разнообразие запросов на «красивость» и упадничество по осознанию социального знач. основной темы художественного заказа. С декадентством пришло бесчисленное множество школ, направлений, оттенков. Для пролетариата и крестьянства все это было чуждой накипью.

К концу II и к началу III периода истории Ж. в Сиб. оказались представленными все течения и направления искусства не только в лице сиб. последователей этих течений, но российских и европ. представителей их. После же окончания гражданской войны в Сиб. и после отлива военнопленных и всех родов беженцев, в Сиб. выявился весьма значит. актив прежних и молодых художественных сил, к-рый постепенно воспринимает новую тематику и оформление заказа революционной эпохи и советского строительства. Этот актив к 1928 находится группами по городам Сиб., состоя из представителей разных течений и школ. В Ново — Сибирске работают: А. В. Вощакин (см.), Д. С. Владек, И. И. Ивакин, А. Иванов, С. Н. Липин,

A. Н. Никулин, А. Н. Пакшин, Ю. М. Попова-Ветрова, Я. Сафонов, А. Д. Силич, А. И. Сухарев, Янова-Надольская, А. Н. Фокин, Долгов и мн. др. В Томске работают: И. А. Беляев, А. Ф. Иванов (автор «Грузчиков»), Н. М. Корин, Е. Г. Мако-Тюменцева, В. М. Мизеров (этюды «Алтая»), И. Я. Назаров, В. И. Солодовников, И. И. Тютиков («Партизаны»). В Красноярске: Д. И. Каратанов (см.) («Рыбаки»), К. Ф. Вальдман («Столбы»), Лекаренко, И. И. Ляхов («Похороны новоселов»), В. Л. Петраков («Дворик в Красноярске»). В Иркутске: Н. А. Андреев («Чел-дон», «Тунгусы», «Таежники» и др.), А. И. Вологдин,

B. И. Камкин, И. Б. Козлов, П. А. Кисельков, И. Л. Копылов (см.) (художник-педагог), А. Ларева, Б. И. Лебединский (см.) («Мельница» и др.), Н. В. Ло-дейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев (выехал в Ургу), В. С. Вагин, А. К. Рудаев и ряд молодых: А. Н. Турунов (выехал в Москву), С. Виноградов, А. Емельянова, Я. Николаев. В Омске при местном художественно-пром. техникуме работают: В. П. Трофимов («У парома»), К. П. Трофимов, Е. А. Клодт, С. Я. Фельдман, Н. К. Сверчков, А. М. Монб-ланов, Уфимцев («Мясники», этюды Туркестана), Мамонтов, Шабля и др. В Ойротии Г. И. Гуркин (см.) и Н. И. Чевалков (см.). В Минусинске: Г. Л. Лисовский и Моисеенко. В Барнауле: А. В. Худяшев, Корев, Борисов, Гуляев. В Бийске: Д. И. Кузнецов. В Казакстане: В. Халдеев. В Б.-М. Респ.—молодые художники: Мердыгеев. Дадуев, Сампилон, Ханга-лов, Аржиков, Ажигиров, Окладников. В Чите: И. П. Сверкунов и ряд выдвигающихся новых сил. Сделать полную и сист. классификацию всех многочисленных сиб. художников кисти по школам, направлениям и оттенкам — чрезвычайно трудная и даже неразрешимая задача: большинство из них, развиваясь в разные периоды раб., подвергалось переменным влияниям, а наличный состав их (в виду преобладания молодежи) тоже, не может считаться окончательно закрепленным в принадлежности своих склонностей и Симпатий, к тому же лит-ра Ж. в Сиб. крайне; скудна, а история ее не изучалась. Поэтому лишь часть мастеров может быть группирована, примерно, след. обр.: школа Шишкина (Гуркин, Лебединский, отличающийся от учителя своего не только сиб. колоритом и сиб. темами); школа Сурикова (Ляхов); школа Врубеля (Ивакин); реалисты-передвижники (Пакшин, Лодейщиков, Тютиков); импрессионисты (Иванов, Сверкунов, Вологдин, Овчинников, Вощакин); мирискусники (Мизе-рова, Янова-Надольская, Никулин, Николаев); сезан-нисты (Вальдман); экспрессионисты (Уфимцев, Петраков, Андреев); примитивисты (Каратанов, Чевалков. Емельянова). Некоторые группы этих художников уделяют специальное внимание не столько станковой живописи, сколько художественному плакату, газ.-журн.-книжной иллюстрации, декоративным интересам нового театра, проблемам фресковой Ж. Следует отметить, что сиб. художники все чаще берут современные темы. Часть художников много работает в направлении новых постановок проблемы композиции и конструктивизма, а также над живописным разрешением местных, краевых, световых и цветовых особенностей, зависящих от климатических, орогидрографических и вообще ландшафтных элементов страны, как они преломляются в восприятии местных жителей. Это искание связывается у некоторых с использованием фольклористических и вообще этнографических сюжетов (это особ. относится к художникам-сибирякам и туземцам).

Общественная и выставочная деятельность профес. работников и любителей искусства в Сиб. началась в довоенное время. В Томске в 1909 образовалось «Об-во любителей художников» (43 учредителя). В Иркутске в 1910 «Об-во иркутских художников». Во Владивостоке в 1910 «Об-во поощрения изящных искусств». Первоначальные выставки устраивались одновременно с с.-х. и пром. выставками (1860, 1868 и 1869 в Иркутске, 1863 в Чите), или в виде занимательных панорам или в виде «Выставки картин олеографических и масляных оригиналов древних и новых художеств и акварелей» (1874 в Иркутске). В Иркутске в 1876 выставка картин Якубовского, там же в 1877—выставка трех картин Айвазовского и скульптуры Антокольского. В Томске в 1860 первое выступление со своими работами П. М. Кошарова. Там же в 1877 выставлялся А. Э. Мако. В это же время в СПб. Об-ве поощрения художеств выставлялась коллекция Соловьева (сиб. золотопромышленника). Известно, что выставки были в Томске: в 1900, 1909, 1915 Вучичевича (его же в Красноярске и Иркутске в. 1910); в 1903— петроградских и московских художников; в 1906 и 1910 Г. И. Гуркина; тогда же открыта была Капустиной «Выставка прикладных искусств», в 1908— выставка Никулина, произведшая большое впечатление; в 1908—14 «Передвижные выставки»; в 1909 — выставка томских художников К. Н. Коль, С. М. Прохорова; в 1918 группы томских художников (Зеленевский, Сологуб (см.), Котов, Поляков и др.); в 1920—выставка военнопленных художников и большая выставка томских художников. В Иркутске: в 1910—22 регулярные выставки «Об-ва иркутских художников», устраиваемые Р. С. Про-роковым, К. К. Грюнбергом; в 1919—Д. Бурлюка; в 1920—выставка военнопленных художников; в 1923—выставка «Юрты»; в 1925—группы сиб. художников; ежегодно отчетные выставки «Иркутской художественной мастерской». В Красноярске: выставка военнопленных художников в 1920; в 1922 выставляли: Никонов, Мальков, Щербаков, Троицкий и др. В Чите: в 1905 выставки С. Р. Бирибаума; в 1922—группы «Искусстварь» (левые во главе с Чужаком, Пальмовым, Асеевыми др.). В Семипалатинске: в 1911—выставка Белослюдова. В Омске: в 1911—выставка Белослюдова; ежегодные отчетные выставки Омского Художеств. — Пром. Техникума; в 1928 — выставка об-ва «Новая Сибирь». В Барнауле—выставки происходят в 1920—21. В Бийске с 1920 музеем устраивались неоднократно выставки картин Г. И. Гуркина, Д. И. Кузнецова, Мако, Никулина и др. Кроме перечисленного, об’ездом по разным городам Сиб. демонстрировались выставки передвижные с 1908—14 и регулярные с 1910 «Об-ва иркутских художников». В 1922 «Группа томских художников» выставляет в Тюмени и выезжает в Кузнецкий бассейн, под руководством художника Ив. Хазова. В 1926 по городам Сиб. выставляется Н. И. Верхотуров. В том же году в Москве была организована «Об-вом изучения Урала, Сибири и Д. Востока»—«Сибирская художественная выставка». В 1927 была создана богатая экспонатами «Всесибирская передвижная выставка «Об-ва «Новая Сибирь», об’ехавшая по всем крупным городам Сиб. края. В 1928 «Выставка-передвижка» художников Б.-М. Респ. и Сверкунова, демонстрировались в Иркутске и по городам ДВК. Выставка Иркутской художественной мастерской (ежегодная) выезжала в рабочие районы: Черемхово, Маратово, Сибфарфор.

Музейная деятельность Сиб., возникшая в довоенное время, развивалась тогда отрывочно и слабо. Теперь же, после Октябрьской рев., по городам Сиб. организовались весьма ценные картинные гал-лереи (Омск, Томск, Иркутск, Н.-Сиб., Красноярск, Барнаул, Троицкосавск, Кяхта, Хабаровск) (см. Гал-лереи художественные). Этот неполный перечень показывает, что со времени Октябрьской рев. растет близость сиб. искусства к массам, а эта близость в свою очередь вызовет из рабоче-крестьянских недр новые молодые худ. силы.

В профес.-организ. отношении работники кисти в Сиб. встали на надежный путь. Они организуются по всем городам края в секции ИЗО. В Томске и Н.-Сиб. возникают филиалы АХРР’а. Наконец, энергичной группой новосибирцев в 1926 создается Сиб. ассоциация художников—Об-во художников «Новая Сибирь» с филиалами во всех крупных городах Сиб. края. Стремление к оформленному об’единению особенно ярко выразилось на с’езде в Н.-Сиб. в начале 1927, когда с’ехались 37 делегатов с мест, и все работы с’езда прошли с большим под’емом. и. к. и н. с.

Живопись крестьянская. Искусство изображать предметы на поверхности красками пришло в Сиб., вероятно, с первыми же насельниками, но имеющиеся свидетельства и памятники относятся ко второй половине XIX в. Материалом, на к-ром делаются изображения, является почти исключит, дерево: кутные заборки, потолки, дверн. наличники, крышки столов, кровати, посуда. Употребляются, гл. обр., малярные масляные краски, редко глина с примесями. Раскраска кутных заборок наблюдается в различных видах: ритмически повторяющийся рисунок (имитация стены, мраморной облицовки, обоев и т. п.), панно с орнаментальным мотивом, изображения сцен из жизни (охота, чаепитие и пр.). Проще раскраска потолков: розетка в центре, составленная из концентрических кругов ярких тонов, и части этой же розетки по углам, треугольники, квадратики и кружки. На дверях обыкновенно разрисовываются кусты, цветы. Оконные наличники имеют как узорную роспись, так и раскраску простыми геометрическими фигурами. Отдельные мотивы Ж.: вазон («сахарница». Тункинский край) с симметрично отходящими завитками и цветами, стилизованные цветы и кустики, кирпичная кладка и пр. Верх. часть заборок, обычно расписывается узорчатым обрамлением («под бордюр»): зубчатый подзор с листьями, зигзаги, те же завитки и т. п. Стенная роспись дается в ярких, долго нетуск-неющих красках. Излюбленным является сочетание синего фона с коричневым (роспись под дерево) и холодно-серым (под мрамор). Использование в орнаментальных мотивах белой краски дает особую броскость. Мастеров-расписчиков мало. Чаще всего это выходцы из Зап. Зауралья. Имеющиеся в лит-ре упоминания (Щапов, Шперк, Кле-менц) не дают возможности судить с определенностью о степени распространения памятников живописи. Они очень часты в Забайкалье и особенно в Прибайкальских округах. За последние 20—25 лет заборки покрываются краской, но не расписываются; в новом строительстве живопись уже почти не применяется. См. Писанки и Искусство туземцев. Г. В.

Литература

  1. Собко, Н. П. Словарь русских художников, т. I, в. 1, СПб., 1893; т. II, в. 1, 1895; т. III, в. 1, 1899;
  2. Межов, В. И. Сиб. библиография, т. III, СПб., 1903;
  3. Адрианов, А. В. Гор. Томск в прошлом и настоящем, Томск, 1890;
  4. В. М. Сиб. мотивы на XIX передвижной выставке картин, „Сиб. сборник», М., 1892 (прил. к „Вост. Обозр.» за 1891);
  5. „Город Чита», справочник, Чита, 1907;
  6. „Город Томск», справочник, Томск, 1911;
  7. Копылов, И. Ё. На перевале, „Сиб. Огни», 1927, 1; 1927, 3; „Сев. Азия», М., 1925, 5—6; 1926, 3;
  8. Турунов, А. Сибирь в творчестве В. И. Сурикова, „Сев. Азия», 1928, 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Автор не установлен | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях
Загрузка...