Дом по ул. Марата, 62 — жилой дом, памятник деревянного зодчества, с оформлением в духе древнеславянской культуры.
Деревянное узорочье этого дома, возведенного в конце XIX века, как и многих других иркутских домов, построенных в этот период, содержит знаки, выражающие обрядно-мифологические представления наших предков, связанные с земледельческим культом.
Если мы посмотрим на самый верх окна, увидим, что он украшен полукругом посредине и еще и еще двумя четвертинками кругов по краям.
Б. А. Рыбаков в своих трудах “Язычество древних славян” (1981), “Язычество древней Руси” (1987) приводит значения многих языческих религиозно-магических символов. Опираясь на них, можно утверждать, что декоративные элементы дома по ул. Марата, 62, символизируют небесное светило в трех состояниях ежедневного ритмически повторяющегося цикла солнцехода: восход, полдень и закат.
Наличие знака солнца в нижней части окна объясняется тем, что представления о мире у древних славян имели трехчисленную структуру. В соответствии с этими представлении, солнце после прохождения по небесной части своего пути спускалось под землю, где омывалось в подземных водах, а затем вновь восходило на небе, чистое и жизнетворное. Этими представлениями, кстати, предопределено особое значение водоплавающих птиц и коней в сюжетах древнерусского быта - в вышивке, резьбе на домашней утвари и т.п. - именно они везли солнце в его надземной (кони) и подземной (гуси) частях пути.
Небесная часть в соответствии с языческими мировоззренческими представлениями, разделялось на два неба — “ближнее”, облекающее землю (небо светил и воздуха), отделенное от “верхнего” неба голубым куполом “тверди”. И собственно “верхнее”, где обитал Род — верховный повелитель вселенной и распорядитель “хлябей небесных” (запасов воды). На деревянных наличниках дома по ул. Марата, 62, мы встречаем знаки дождя (хлябей небесных) — изображенные в виде деревянных капель, направленных вниз — к знаку поля.
Помимо знаков воды, в декоре встречается еще несколько устойчивых идеограмм. Можно предположить, что это знаки божественной оплодотворяющей силы, обеспечивающей, по мнению древних, воспроизводство всего живого. Это проявление высшей эманации — “женского семени”, обеспечивающего возобновление жизненного цикла. Оно периодически появлялось перед изумленным взором предков в виде возникающих из ниоткуда, а следовательно, чудесным, божественным образом, капель росы. Эти капли трактовались как капли животворного молока, извергнутые на землю богиней плодородия Макошь, и именовались “грудами”. Они изображаются в виде округлой формы, присущей как каплям росы, так и женской груди. Эти знаки располагались в верхнем ярусе магически-заговорного декора, соседствуя со знаками дождя, потому что животворная влага — такой же неотъемлемый элемент плодородия, что и солнечная благодать.
Часто под ними встречаются знаки прорастающих растений.А еще ниже знаков хлябей небесных и груд располагается один или два прямоугольника или ромба или плоские геометрические фигуры иных конфигураций. Это знаки поля, причем поля “засеянного”, благодаря изображени ю семени.Часто знаки прорастающих растений располагаются и внутри знака поля, и по бокам от него.Иногда знаки прорастающих растений появляются рядом со знаком семени в границах знака поля. А иногда знаки растений замещают знаки поля, располагаясь на его месте.
Постоянство и цикличность солнцехода, регулировавшего жизнь и деятельность людей, необходимость цикличного проявления женского осеменяющего начала, дождя, периодически проливающегося на поля и вызывающего рост растений, являлись устойчивыми элементами аграрно-мифологической обрядности. Таким образом, наши предки просили благосклонности у природы у природы, чтобы получить хороший урожай.
Сводя заговорно-обрядовые символы древнерусского языческого типа орнамента в единое изображение, можно составить схему взаимосвязи элементов декоративного убранства в единую системы и изобразить идеальную схему-модель обережного аграно-магического декора, располагавшегося вокруг окна.
Деревянный декор данного стиля — это универсальное идеографическое письмо, элементы которого, несмотря на формальные различия, визуально “читаемы” и вполне понятны даже для человека, незнакомого с русским языком или письменностью. А дом по ул. Марата, 62 — яркий пример обережного заговора, воплощенного в дереве.
Марк Меерович "Здесь чудеса, здесь леший бродит, русалка на ветвях сидит...” Дом по ул. Марата, 62. // Проект Байкал : журнал. — №29-30.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей