Новости

Жилой дом по улице Марата, 62 — историческое здание

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фото

Автор: Не известен
Источник: fotki.yandex.ru
Автор: Не известен
Источник: fotki.yandex.ru

Дом по ул. Марата, 62 жилой дом, памятник деревянного зодчества, с оформлением в духе древнеславянской культуры.

Языческий декор

Деревянное узорочье этого дома, возведенного в конце XIX века, как и многих других иркутских домов, построенных в этот период, содержит знаки, выражающие обрядно-мифологические представления наших предков, связанные с земледельческим культом.

Если мы посмотрим на самый верх окна, увидим, что он украшен полукругом посредине и еще и еще двумя четвертинками кругов по краям.

Б. А. Рыбаков в своих трудах “Язычество древних славян” (1981), “Язычество древней Руси” (1987) приводит значения многих языческих религиозно-магических символов. Опираясь на них, можно утверждать, что декоративные элементы дома по ул. Марата, 62, символизируют небесное светило в трех состояниях ежедневного  ритмически повторяющегося цикла солнцехода: восход, полдень и закат.

Наличие знака солнца в нижней части окна объясняется тем, что представления о мире у древних славян имели трехчисленную структуру. В соответствии с этими представлении, солнце после прохождения по небесной части своего пути  спускалось под землю, где омывалось в подземных водах, а затем вновь восходило на небе, чистое и жизнетворное.  Этими представлениями, кстати, предопределено особое значение водоплавающих птиц и коней в сюжетах древнерусского быта - в вышивке, резьбе на домашней утвари и т.п. - именно они везли солнце в его надземной (кони) и подземной (гуси) частях пути.

Небесная часть в соответствии с языческими мировоззренческими представлениями, разделялось на два  неба — “ближнее”, облекающее землю (небо светил и воздуха), отделенное от “верхнего” неба голубым куполом “тверди”. И собственно “верхнее”, где обитал Род — верховный повелитель вселенной и распорядитель “хлябей небесных” (запасов воды). На деревянных наличниках дома по ул. Марата, 62, мы встречаем знаки дождя (хлябей небесных) — изображенные в виде деревянных капель, направленных вниз — к знаку поля.

Помимо знаков воды, в декоре встречается еще несколько устойчивых идеограмм. Можно предположить, что это знаки божественной  оплодотворяющей силы, обеспечивающей, по мнению древних, воспроизводство всего живого. Это проявление высшей эманации — “женского семени”, обеспечивающего возобновление жизненного цикла. Оно периодически появлялось перед изумленным  взором предков в виде возникающих из ниоткуда, а следовательно, чудесным, божественным образом, капель росы. Эти капли трактовались  как капли  животворного молока, извергнутые на землю богиней плодородия Макошь, и именовались “грудами”. Они изображаются в виде округлой формы, присущей как каплям росы, так и женской груди. Эти знаки располагались в верхнем ярусе магически-заговорного декора, соседствуя со знаками дождя, потому что животворная влага — такой же неотъемлемый элемент плодородия, что и солнечная благодать.

Часто под ними встречаются знаки прорастающих растений.А еще ниже знаков хлябей небесных и груд располагается один или два прямоугольника или ромба или плоские геометрические фигуры иных конфигураций. Это знаки поля, причем поля “засеянного”, благодаря изображени ю семени.Часто знаки  прорастающих растений располагаются и внутри знака поля, и по бокам от него.Иногда знаки прорастающих растений появляются рядом со знаком семени в границах знака поля. А иногда знаки растений замещают знаки поля, располагаясь на его месте.

Постоянство и цикличность солнцехода, регулировавшего жизнь и деятельность людей, необходимость цикличного проявления женского осеменяющего начала, дождя, периодически проливающегося на поля и вызывающего рост растений, являлись устойчивыми элементами аграрно-мифологической обрядности. Таким образом, наши предки  просили благосклонности у природы у природы, чтобы получить хороший урожай.

Сводя заговорно-обрядовые символы древнерусского языческого типа орнамента в единое изображение, можно составить схему взаимосвязи элементов декоративного убранства в единую системы и изобразить идеальную схему-модель обережного  аграно-магического декора, располагавшегося вокруг окна.

Деревянный декор данного стиля — это универсальное идеографическое письмо, элементы которого, несмотря на формальные различия, визуально “читаемы” и вполне понятны даже для человека, незнакомого с русским языком или письменностью. А дом по ул. Марата, 62 — яркий пример обережного заговора, воплощенного в дереве.

Источник

  1. Марк Меерович "Здесь чудеса, здесь леший бродит, русалка на ветвях сидит...” Дом по ул. Марата, 62. // Проект Байкал : журнал. — №29-30. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Меерович Марк | Источник(и): Проект Байкал, журнал | № 29-30 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 января 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Культура"