ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ, Новосибирск, памятник архитектуры.
Сооружен на месте старого деревянного вокзала по конструктивистскому проекту архитектора Н.Г. Волошинова, доработанного Г.Я. Бартом, Б.А. Гордеевым, А.Д. Крячковым и других в духе принципов классицизма. Заложен в 1930, сдан в 1941. Имеет важное градостроительное значение в формировании архитектурного ансамбля не только привокзального района, но и центра. Привокзальная площадь объединена с центральной городской площадью им. В.И. Ленина Вокзальной магистралью, благодаря которой здание вокзала, замыкая большую перспективу, хорошо просматривается из центра. В соответствии с требованиями технологии вокзал расположен ниже привокзальной площади, занимающей 4,4 га. Общий объем здания внушителен и решен в простых лаконичных формах, четкая и простая структура — одно из основных достоинств вокзального комплекса. Со стороны площади силуэт вокзала асимметричный, акцентированный с северной стороны башней со служебными помещениями. В центре главного фасада — крупный объем входной части. Фасады имеют 3-частное членение по вертикали с наличием, как в классике, цокольного этажа, невидимого со стороны городского центра, средней части и аттикового этажа. Огромная арка-портал, символизирующая «ворота города», закреплена по бокам массивными пилонами с накладными 3-четвертными колоннами дорического ордера. Разбивка оконных проемов монотонна, с однообразным ритмом плоских пилястр в 2 этажа. Цокольная часть вокзала выполнена в крупных формах, традиционно окрашена в темные тона и слегка диссонирует с верхними этажами, окрашенными в светло-зеленый цвет с белыми карнизами, поясками, пилястрами. Входы в вокзал — с площади на 2-й этаж посредством 2 мостовых переходов, ведущих в центральный холл, по сторонам которого расположены кассовый зал и залы ожидания. Выход на перрон со 2-го этажа обеспечивают виадуки и тоннели. Связь с 1-м этажом, где находятся различные помещения, буфеты и сервис-центр для обслуживания пассажиров, обеспечена внутренними спусками и наружной лестницей с площади. Значительная часть 1-го этажа занимает просторный ресторан. Основные помещения вокзала с большой высотой интерьеров — зал ожидания, кассовый зал, вестибюль — анфиладные, расположены по продольной оси здания, просторны, светлы, открыты и воспринимаются как единое целое. В конце 1990-х гг. произведены комплексная реконструкция и капитальный ремонт внутренних помещений и фасадов вокзала. В 2006 построено новое здание пригородного вокзала.
Лит.: Лщепков А.Е., Журин Н.П. Памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства // Памятники истории и культуры Сибири: Сб. науч. статей. Новосибирск, 1978.
А.Г. Туманик
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей