Новости

Железнодорожный вокзал, Новосибирск // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ, Новосибирск, памятник архитектуры.

Сооружен на месте ста­рого деревянного вокзала по конструктивистскому проек­ту архитектора Н.Г. Волошинова, доработанного Г.Я. Бартом, Б.А. Гордеевым, А.Д. Крячковым и других в духе принци­пов классицизма. Заложен в 1930, сдан в 1941. Имеет важное градостроительное значение в формировании архитектурного ансамбля не только привокзального района, но и центра. Привокзальная площадь объединена с центральной городской площадью им. В.И. Ленина Вокзальной магистралью, благодаря которой здание вокзала, замыкая большую пер­спективу, хорошо просматривается из центра. В соответствии с требованиями технологии вокзал расположен ниже привокзальной площади, занимающей 4,4 га. Общий объем здания внушителен и решен в простых лаконичных фор­мах, четкая и простая структура — одно из основных досто­инств вокзального комплекса. Со стороны площади силуэт вокзала асимметричный, акцентированный с северной стороны баш­ней со служебными помещениями. В центре главного фасада — крупный  объем входной части.  Фасады имеют 3-частное членение по вертикали с наличием, как в класси­ке, цокольного этажа, невидимого со стороны городского центра, средней части и аттикового этажа. Огромная арка-портал, символизирующая «ворота города», закреплена по бо­кам массивными пилонами с накладными 3-четвертными колоннами дорического ордера. Разбивка оконных проемов монотонна, с однообразным ритмом плоских пилястр в 2 этажа. Цокольная часть вокзала выполнена в крупных формах, традиционно окрашена в темные тона и слег­ка диссонирует с верхними этажами, окрашенными в свет­ло-зеленый цвет с белыми карнизами, поясками, пи­лястрами. Входы в вокзал — с площади на 2-й этаж посредством 2 мостовых переходов, ведущих в центральный холл, по сторонам которого расположены кассовый зал и залы ожидания. Выход на перрон со 2-го этажа обес­печивают виадуки и тоннели. Связь с 1-м этажом, где находятся различные помещения, буфеты и сервис-центр для обслуживания пассажиров, обеспечена внутренними спус­ками и наружной лестницей с площади. Значительная часть 1-го этажа занимает просторный ресторан. Основные помещения вокзала с большой высотой интерьеров — зал ожидания, кас­совый зал, вестибюль — анфиладные, расположены по продольной оси здания, просторны, светлы, открыты и воспринимаются как единое целое. В конце 1990-х гг. произведены комплексная реконструкция и капитальный ремонт внутренних помещений и фасадов вокзала. В 2006 построе­но новое здание пригородного вокзала.

Лит.: Лщепков А.Е., Журин Н.П. Памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства // Памятники истории и культуры Сибири: Сб. науч. статей. Новосибирск, 1978.

А.Г. Туманик

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири