ЗЕМСТВО в Сибири. Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864, 1890 на Сибирь не распространялись вплоть до 1917 из-за неразвитости на ее территории элементов земства (отсутствие поместного дворянства, обширность территории, низкая плотность населения и т. д.).
Активную пропагандистскую кампанию по формированию общественного мнения о необходимости введения в регионе органов обществееного самоуправления развернула в периодической печати местная интеллигенция во главе с областниками. В 1902 в рамках деятельности сибирских уездных и губернских комитетов Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности этот вопрос получил дальнейшее развитие. Результатом стал проект, разработанный гласным Красноярской городской думы Е.Г. Шольпом. Выступая за трехкуриальное земство, автор проекта предлагал учредить волостные земские структуры, которые должны были заменить существовавшие волостные правления. Первым официальным заявлением о необходимости введения земства со стороны представителей местных властных структур можно считать пожелание иркутского генерал-губернатора А.Д. Горемыкина, сформулированное чиновником для особых поручений А.А. Корниловым (впоследствии одним из лидеров конституционно-демократической партии) и включенное во всеподданнейший отчет за 1898. В нем высказывалась мысль о том, что сибирское население вполне подготовлено к земской реформе, необходимой прежде всего для улучшения системы управления.
В период революции 1905—1907 практическое обсуждение земского вопроса началось после опубликованного рескрипта Николая II иркутскому генерал-губернатору гражданину П.И. Кутайсову от 3 апреля 1905 о необходимости введения земства на восточных окраинах империи. Членами Юридического общества при Томском университете во главе с Г.Н. Потаниным разрабатывается «Проект основных начал положения о земских учреждениях в Сибири», предлагавший создание наряду с губернским, уездным и волостным, еще и областного земского самоуправления, включавшего представителей Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской губерний, Якутской и Забайкальской областей, Степного и Приамурского генерал-губернаторств. Оно наделялось широкими полномочиями (распоряжение всеми землями региона, заведование путями сообщений, общественной безопасностью и пр.). Основным источником земских доходов должна была стать собственность самоуправлений на землю, недра и леса, включая надельные земли Алтайского и Нерчинского округов Кабинета Его Императорского Величества. Несколько позже формулируется предложение назвать высший орган областного самоуправления Сибирской областной думой. Этот документ с некоторыми доработками утверждается в качестве «Основных положений Сибирского областного союза» на его съезде 28—29 августа 1905 в Томске.
Иркутские областники и либералы, члены местного «Союза союзов», в свою очередь, создали специальную комиссию по подготовке альтерного проекта. По поручению комиссии его окончательно дорабатывал редактор газеты «Восточное обозрение» И.И. Попов. В отличие от томского этот проект предусмотрел организацию для каждой из частей Сибири отдельных областных дум, в принципе допуская в будущем создание на пространствах Сибири и Туркестана десятков автономных областей.
С 1906 обсуждение вопроса о сибирском земстве связано с деятельностью Сибирской парламентской группы в Государственной думе. В III Думе эта группа решила положить в основу законопроекта по данному вопросу положение 1890. На заседании нижней палаты российского парламента 19 ноября 1908 состоялось обсуждение законодательного предложения 101 депутата о необходимости введения в сибирских губерниях и областях земского самоуправления. Предложение было одобрено, и кадетская фракция вместе с думской комиссией по местному самоуправлению создала специальную подкомиссию под председательством князя А.Д. Голицына, которая в течение года занималась подработкой законопроекта применительно к земскому положению 1890, внеся в него лишь изменения, вызванные местными особенностями Сибири. Они коснулись в основном избирательной системы. Поскольку в регионе отсутствовало поместное дворянство, подкомиссия предложила разделить сибирских избирателей на 2 курии — крестьянскую и частновладельческую. В уездное земское собрание крестьянская курия должна была избирать по 1 гласному от волости. Полный ценз частновладельческие курии давали либо владение землей (80 десятин в Тобольской губернии и 150 — в любой другой), либо владение иной подлежащей земскому обложению недвижимостью, стоящей не менее 7,5 тыс. руб., либо уплата торгово-промышленных сборов соответствующего размера. Законопроект был вынесен на обсуждение Думы и ею утвержден 30 января 1912. Однако 5 мая практически без обсуждения (рассмотрение продолжалось всего несколько минут) Государственный совет отклонил законодательное предложение о земском самоуправлении в Сибири.
Вновь вопрос о земстве поднимается во время Первой мировой войны. 8 августа 1915 сибирская парламентская группа собрала под законодательным. предложением, в основном повторявшим отклоненный в 1912 законопроект, 72 подписи. Каких-либо практических шагов по обсуждению предложения Дума не успела предпринять. Однако, в противовес инициативе сибирских парламентариев, Министерство внутренних дел 22 декабря 1916 выдало свой проект закона о земском самоуправлении в Тобольской и Томской губерниях с одновременным выделением из последней Алтайской губернии. Он предусматривал введение земских учреждений только в районах массового проживания русского крестьянского населения. Предполагалось передать в их ведение, помимо перечисленных в Положении 1890, вопросы экономического (развитие зернового хозяйства), транспортного строительства и страхования. Бюджеты земства должны были формироваться за счет обложения земскими сборами недвижимого имущества (земля, леса, рыболов, участки) по окладной системе. Избирательные права получали: крестьяне; владельцы обложенных сбором на земские повинности казенных земельных участков в размере 300 десятин в Алтайской и Томской губерниях и в пределах 475—300 десятин для Тобольской губернии; арендаторы (со сроком аренды не менее 12 лет); священнослужители христиан, исповеданий, городские жители, имевшие избирательные права по выборам органов городского самоуправления. Переселенцы, освобожденные от уплаты земских сборов и налогов, лишались права участвовать в волостных сходах по выборам кандидатов в гласные. В целом проект МВД «Об управлении земским хозяйством в губерниях Алтайской, Тобольской и Томской» носил консервативный характер и в сильно ухудшенном варианте повторял Положение 1890. При этом выборы земских гласных предполагалось провести только во второй половине 1918, а реально собрания и управы могли начать работу не ранее 1919.
17 июня 1917 Временное правительство приняло закон о введении земства по всей Сибири на основе всеобщего, тайного и равного избирательного права. С августа началась избирательная кампания по формированию органов земского самоуправления. Она проходила в острой политической борьбе на фоне низкой активности населения (общее количество принявших участие в выборах по региону не превышало 35%) и сопровождалась многочисленными нарушениями закона о выборах. Организации всех действовавших тогда политических партий приняли участие в выборах, тем самым поддержав идею создания органов местного самоуправления. До конца года земские структуры оформились в Томской, частично в Алтайской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. В партийно-политическом отношении в них преобладали социалисты-революционеры и меньшевики. В компетенцию земских органов входили продовольственное дело, медицинские, учебные и благотворительные учреждения, оказание помощи в развитии торговли, промышленности и земледелия, раскладка и организация поступления государственных и земских сборов, учет и призыв военнообязанных, борьба с дезертирством, выборы мировых судей, выдача видов на жительство, регистрация сделок и договоров, страхование строений и т. д. По мере укрепления своих позиций земские структуры пытались сосредоточить в своих руках все функции управления в рамках уездов и губерний.
После Октябрьской революции отношение большевистской власти к земству не было однозначным. Понимая, что советы не способны взять на себя хозяйственно-распорядительные функции земских органов, СНК на первых порах мирился с их существованием и даже увеличивал финансирование и расширял полномочия. Сибирское земство негативно отнеслись к захвату власти в Петрограде большевиками, выступив в защиту Учредительного собрания. В процессе советизации происходила ликвидация земских структур. В деревне их зачастую переименовали в советы.
После свержения советской власти в регионе летом 1918 началась реанимация земских органов. Она затянулась до осени, когда стали действовать губернские и уездные земские управы, в которых преобладали социалисты-революционеры. С приходом к власти на востоке России адмирала А. В. Колчака формально власть на местах осуществляли органы самоуправления. Реально же вся ее полнота принадлежала управляющим губерний и уездов, которые активно вмешивались в деятельность земских и муниципальных органов, занимавшихся в основном решением культурно-просветительских и хозяйственных проблем. Не обладавшие поддержкой населения, находившиеся в хроническом финансовом кризисе, не имевшие практического опыта работы, безвластные, но амбициозные земства во главе с социалистами-революционерами превратились в течение 1919 в паразитарную структуру. Руководство земских управ примкнуло к возглавляемой социалистами-революционерами оппозиции колчаковскому режиму. Так, на базе Иркутской губернии земской управы в конце 1919 оформился Политцентр. С восстановлением советской власти органы земского самоуправления ликвидировались.
Лит.: Попов И. И. Проект положения о земских учреждениях в Сибири. Иркутск, 1905; Алътшуллер М.И. Земство в Сибири. Томск, 1916; Мальцева Т.В. Земская «оппозиция» колчаковщине // Из истории интервенции и гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке 1917—1922. Новосибирск, 1985; Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX — начало XX в.): Сб. документов и материалов. Тюмень, 1995; Лаврова М.В. Организация областных и уездных земств в Тобольской губернии // Тюменский ист. сб. Тюмень, 2000. Вып. 4; Шиловский М.В. Проект МВД о введении земского самоуправления в Сибири (декабрь 1916 г.) //Проблемы истории местного управления Сибири XVI— XXI вв. Новосибирск, 2003. Ч. 3.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей