Новости

Земство в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЗЕМСТВО в Сибири. Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864, 1890 на Сибирь не рас­пространялись вплоть до 1917 из-за неразвитости на ее территории элементов земства (отсутствие поместного дворянства, обширность территории, низкая плотность населения и т. д.).

Активную пропагандистскую кампанию по формированию общественного мнения о необходимости вве­дения в регионе органов обществееного самоуправления раз­вернула в периодической печати местная интеллигенция во главе с областниками. В 1902 в рамках деятельности сибирских уездных и губернских комитетов Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности этот вопрос получил дальнейшее развитие. Результа­том стал проект, разработанный гласным Красноярской городской думы Е.Г. Шольпом. Выступая за трехкуриальное земство, автор проекта предлагал учредить волостные земские структуры, которые должны были заменить существовав­шие волостные правления. Первым официальным заявлением о необ­ходимости введения земства со стороны представителей местных властных структур можно считать пожелание иркутского генерал-губернатора А.Д. Горемыкина, сформулированное чиновником для особых поручений А.А. Корниловым (впоследствии одним из лидеров конституционно-демократической партии) и включенное во всеподдан­нейший отчет за 1898. В нем высказывалась мысль о том, что сибирское население вполне подготовлено к земской реформе, необходимой прежде всего для улучшения системы управления.

В период революции 1905—1907 практическое обсужде­ние земского вопроса началось после опубликованного рескрипта Николая II иркутскому генерал-губернатору гражданину П.И. Кутайсову от 3 апреля 1905 о необходимости введения земства на восточных окраинах империи. Членами Юридического общества при Томском университете во главе с Г.Н. Потаниным разрабатывается «Проект основных начал положения о земских учреждениях в Сибири», предлагавший со­здание наряду с губернским, уездным и волостным, еще и областного земского самоуправления, включавшего представителей Тоболь­ской, Томской, Енисейской, Иркутской губерний, Якут­ской и Забайкальской областей, Степного и Приамурского генерал-губернаторств. Оно наделялось широкими полномочиями (распоряжение всеми землями региона, заведование путями сообщений, общественной безопасностью и пр.). Основным источником земских доходов должна была стать собственность самоуправлений на землю, недра и леса, включая надельные земли Алтайского и Нерчинского округов Кабинета Его Императорского Величества. Несколько позже формулирует­ся предложение назвать высший орган областного самоуправления Сибирской областной думой. Этот документ с некоторыми доработками утверждается в качестве «Основных по­ложений Сибирского областного союза» на его съезде 28—29 августа 1905 в Томске.

Иркутские областники и либералы, члены местного «Со­юза союзов», в свою очередь, создали специальную комиссию по подготовке альтерного проекта. По поручению комис­сии его окончательно дорабатывал редактор газеты «Восточное обозрение» И.И. Попов. В отличие от томского этот проект предусмотрел организацию для каждой из частей Сибири отдельных областных дум, в принципе допуская в будущем создание на пространствах Сибири и Туркестана десят­ков автономных областей.

С 1906 обсуждение вопроса о сибирском земстве связано с деятельностью Сибирской парламентской группы в Государственной думе. В III Думе эта группа решила положить в основу законо­проекта по данному вопросу положение 1890. На засе­дании нижней палаты российского парламента 19 ноября 1908 состо­ялось обсуждение законодательного предложения 101 депутата о необходимости введения в сибирских губерниях и областях земского самоуправления. Предложение было одобрено, и кадетская фракция вместе с думской комиссией по местному самоуправлению создала специальную подкомиссию под председательством князя А.Д. Голицына, которая в течение года занималась под­работкой законопроекта применительно к земскому по­ложению 1890, внеся в него лишь изменения, вызван­ные местными особенностями Сибири. Они коснулись в основном избирательной системы. Поскольку в регионе отсутствовало поместное дворянство, подкомиссия предложила раз­делить сибирских избирателей на 2 курии — крестьянскую и частновладельческую. В уездное земское собрание крестьянская курия должна была избирать по 1 гласному от волости. Полный ценз частновладельческие курии давали либо владение землей (80 десятин в Тобольской губернии и 150 — в любой другой), либо владение иной подлежащей земскому обложению недвижимостью, стоящей не менее 7,5 тыс. руб., либо уплата торгово-промышленных сборов соответствующего размера. Законопроект был вынесен на обсуждение Думы и ею утвержден 30 января 1912. Однако 5 мая практически без обсуждения (рассмотрение продолжалось всего несколько минут) Государственный совет отклонил законодательное предложение о земском самоуправлении в Сибири.

Вновь вопрос о земстве поднимается во время Первой ми­ровой войны. 8 августа 1915 сибирская парламентская группа собра­ла под законодательным. предложением, в основном повторявшим отклоненный в 1912 законопроект, 72 подписи. Каких-либо практических шагов по обсуждению предложения Дума не успела предпринять. Однако, в противовес инициативе сибирских парламентариев, Министерство внутренних дел 22 декабря 1916 выдало свой проект закона о земском самоуправлении в Тобольской и Томской губерниях с одновременным выделением из последней Алтайской губернии. Он предусматривал вве­дение земских учреждений только в районах массового проживания русского крестьянского населения. Предполагалось передать в их ведение, помимо перечисленных в Положе­нии 1890, вопросы экономического (развитие зернового хозяйства), транспортного строительства и страхования. Бюджеты земства должны были формироваться за счет обложения земскими сбо­рами недвижимого имущества (земля, леса, рыболов, участки) по окладной системе. Избирательные права получали: крестьяне; владельцы обложенных сбором на земские повинности казенных земельных участков в размере 300 десятин в Алтайской и Томской губерниях  и в пределах 475—300 десятин для Тобольской губернии; арендаторы (со сроком аренды не менее 12 лет); священнослужители христиан, исповеда­ний, городские жители, имевшие избирательные права по выборам органов городского самоуправления. Переселенцы, освобож­денные от уплаты земских сборов и налогов, лишались права участвовать в волостных сходах по выборам кандида­тов в гласные. В целом проект МВД «Об управлении земским хозяйством в губерниях Алтайской, Тоболь­ской и Томской» носил консервативный характер и в сильно ухудшенном варианте повторял Положение 1890. При этом выборы земских гласных предполагалось провести только во второй половине 1918, а реально собрания и управы могли начать работу не ранее 1919.

17 июня 1917 Временное правительство приняло закон о введении земства по всей Сибири на основе всеобщего, тай­ного и равного избирательного права. С августа началась избирательная кампания по формированию органов земского са­моуправления. Она проходила в острой политической борьбе на фоне низкой активности населения (общее количество принявших участие в выборах по региону не превышало 35%) и сопровождалась многочисленными нарушениями за­кона о выборах. Организации всех действовавших тогда политических партий приняли участие в выборах, тем самым поддержав идею создания органов местного самоуправления. До конца года земские структуры оформились в Том­ской, частично в Алтайской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. В партийно-политическом отношении в них пре­обладали социалисты-революционеры и меньшевики. В компетенцию земских органов входили продовольственное дело, медицинские, учебные и благотворительные учреждения, оказание помощи в развитии торговли, промышленности и земледелия, раскладка и организация поступления государственных и земских сборов, учет и при­зыв военнообязанных, борьба с дезертирством, выборы мировых судей, выдача видов на жительство, регистра­ция сделок и договоров, страхование строений и т. д. По мере укрепления своих позиций земские структуры пытались сосредоточить в своих руках все функции управления в рамках уездов и губерний.

После Октябрьской революции отношение большевистской влас­ти к земству не было однозначным. Понимая, что советы не способны взять на себя хозяйственно-распорядительные функции зем­ских органов, СНК на первых порах мирился с их су­ществованием и даже увеличивал финансирование и расширял полномочия. Сибирское  земство негативно отнеслись к захвату власти в Петрограде большевиками, выступив в защиту Учредительного собрания. В процессе советизации происходила ликвидация земских структур. В деревне их зачастую переименовали в советы.

После свержения советской власти в регионе летом 1918 началась реанимация земских органов. Она затянулась до осени, когда стали действовать губернские и уездные земские управы, в которых преобладали социалисты-революци­онеры. С приходом к власти на востоке России адмирала  А. В. Колчака формально власть на местах осуществля­ли органы самоуправления. Реально же вся ее полнота принадлежала управляющим губерний и уездов, которые активно вмешивались в деятельность земских и муниципальных ор­ганов, занимавшихся в основном решением культурно-просветительских и хозяйственных проблем. Не обладавшие поддержкой населения, находившиеся в хроническом финансовом кризисе, не имевшие практического опыта работы, безвластные, но амбициозные земства во главе с социалистами-революционерами превратились в течение 1919 в паразитарную структуру. Руководство зем­ских управ примкнуло к возглавляемой социалистами-революционерами оппозиции колчаковскому режиму. Так, на базе Иркутской губернии земской управы в конце 1919 офор­мился Политцентр. С восстановлением советской власти ор­ганы земского самоуправления ликвидировались.

Лит.: Попов И. И. Проект положения о земских учреждениях в Сибири. Иркутск, 1905; Алътшуллер М.И. Земство в Сибири. Томск, 1916; Мальцева Т.В. Земская «оппозиция» колчаковщине // Из истории интервенции и гражданской войны в Сибири и на Даль­нем Востоке 1917—1922. Новосибирск, 1985; Организация самоуп­равления в Тобольской губернии (вторая половина XIX — начало XX  в.): Сб. документов и материалов. Тюмень, 1995; Лаврова М.В. Организация областных и уездных земств в Тобольской губернии // Тюменский ист. сб. Тюмень, 2000. Вып. 4; Шиловский М.В. Про­ект МВД о введении земского самоуправления в Сибири (декабрь 1916 г.) //Проблемы истории местного управления Сибири XVI— XXI   вв. Новосибирск, 2003. Ч. 3.

М.В. Шиловский

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири