Здание Русско-Азиатского банка

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Здание Русско-Азаитского банка

С начала ХХ века здание практически не изменилось
С начала ХХ века здание практически не изменилось
Автор: Не известен
Источник: www.irk.ru
Источник: www.irk.ru

Здание Русско-Азиатского банка, ныне Поликлиника №2 историческая постройка в центре г. Иркутска, расположенная на пересечении улиц К. Маркса и Ленина. Спроектировано в стиле модерн архитектором В.И. Коляновским. Зданию присвоен наивысший в России статус памятник федерального значения.  

История здания Русско-Азиатского банка

На углу главных улиц города — Маркса и Ленина — находится здание, притягивающее внимание сложностью форм и изысканностью оформления. Строилось оно специально для Иркутского отделения Русско-азиатского банка, одного из крупнейших частных банков России. Сам банк был создан в 1910 году при слиянии Северного и Русско-Китайского банков. Его головное отделение находилось в Санкт-Петербурге, а многочисленные филиалы — по всей стране и за рубежом.

Торжественная закладка здания иркутского филиала состоялась 16 мая 1910 года, а в 1912 году строительные работы были полностью завершены. Проект в актуальном для того времени стиле модерн был разработан иркутским гражданским инженером В.И. Коляновским.

После революции 1917 года, когда банк прекратил свое существование, здание в своих целях использовала новая власть. В конце 1917-го – начале 1918 года здесь размещался  Губернский военно-революционный комитет. В ноябре 1919 года в его помещениях заседало правительство А.В. Колчака, а в 1920-х годах находились губревком и губисполком. С балкона этого здания председатель ВРК А.А. Ширямов приветствовал вступившую в Иркутск Пятую армию. С 1930 года и до настоящего времени здание используется под районную поликлинику.

Стиль и архитектура

Естественно, что для крупного динамично развивающегося банка требовалось не просто репрезентативная и солидная постройка, свидетельствующая о его надежности и стабильности, но и нечто неординарное. Всем этим условиям соответствовал проект Колянского. Непривычные абрисы куполов, усложненность объема, подчеркнутая асимметрия, строгий изысканный декор — все это выгодно выделяло здание в застройке города. Неслучайным был и выбор участка — в самом центре на пересечении двух улиц.

Асимметричное  двухэтажное здание  со сложной объемно-пространственной структурой как бы скомпоновано  из нескольких соподчиненных объемов, обстраивающих южную конечность узкого квартала. Общая композиция, тонко сочетающая общую асимметрию со строгой симметрией каждого из объемов, мастерски уравновешенна и воспринимается одновременно и живописной и статичной.

В общем объеме выделяются  более высокие  угловые башни, увенчанные разными по форме куполами. При этом особо акцентирована башня, выходящая на перекресток улиц, — именно здесь сосредоточен более пышный декор и использованы более сложные формы. И это неслучайно: на первом этаже находятся парадные входы, на втором — один из залов. Также активно выделен объем по ул. Карла Маркса, на верхнем этаже которого первоначально располагался главный операционно-кассовый зал.

Декорации

Как известно, в начале XX века стиль модерн активно использует элементы  различных неостилей (древнерусского, готики, классицизма). Так и в данном случае, в декоративном оформлении фасадов и интерьеров использованы мотивы и элементы из арсенала неоклассики: характер оформления  оконных проемов, абрис аттиковых завершений, рисунок металлических решеток балконов и ограждения кровли, лепные элементы в виде переплетенных колец, лавровых венков, пояса иоников и др.

Помимо декоративных целей, некоторые элементы несут и символический смысл. Например, наличники 1 этажа главного фасада украшены замковыми камнями с накладными кадуцеями (кадуцей — геральдический жезл, обвитый змеями, — атрибут бога торговли Гермеса). Лепные рога изобилия указывают на богатство и процветание. Медузы Гаргоны — чудовища  с женским лицом и шевелящимися змеями вместо волос, помещенные в обрамление овальных проемов угловой башни, призваны охранять капиталы (само имя означало покровительница, хранительница). А миловидные девичьи лица над парадными входами приглашали вовнутрь.

В декорации также использованы редкие для Иркутска  круглые скульптуры. Сейчас на фасаде  по ул. К.Маркса, по обеим сторонам от медальона с рельефным изображением профиля  императрицы Екатерины II установлены две одинаковые зеркально отраженные скульптуры со скипетрами и державами — символами монаршей власти. Но эти скульптуры появились в 1980-х годах, и они в свою очередь сменили фигуры “Медицины” и “Гигиены”, установленные в 1952 году и отражавшие функцию здания в тот период. А первоначально скульптуры изображали бога торговли Гермеса (в римской версии Меркурия) и богиню правосудия Фемиду, что вполне соответствовало банковской тематике.

Интерьер

Оформление интерьеров также выдержано в общей стилистике. Наиболее пышно украшены пятигранный вестибюль и главный зал на втором этаже, ныне регистратура.

Литература

  1. Елена Ладейщикова Здание Русско-Азиатского банка по ул. Ленина, 38 // Проект Байкал : журнал. — №29-30. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Ладейщикова Елена | Источник(и): Проект Байкал, журнал | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 14 февраля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.