Этимология слова «театр» восходит к древнегреческому «театрон» (θέατρον). Велик соблазн перевести его, как «трон божества» (θέον — бог; θρόνος — трон). Но происходит оно от слова «смотрю» (θεάομαι).
И все же божественное начало не случайно. В Древней Греции театр возник на основе праздничных обрядов, посвященных богу виноделия и веселья Дионису. Театрализованные действия совершались и в величественных готических соборах. Но с другой стороны, театр — это и первое действо, отошедшее от религиозной ритуальности, сориентировавшееся на светский, общественный характер. И неудивительно, что древнегреческие театральные сооружения строились в расчете на все население полиса. Схожий путь проходит и средневековый театр, постепенно он приобрел самостоятельную, далеко не клерикальную направленность.
Так объединяются божественное и человеческое. Театр всегда был мерилом возвышенного и духовного в жизни городского сообщества.
Еще одна миссия театра — пространство единения горожан. Сюда, несмотря на иерархию мест, приходят люди разных сословий, религий, национальностей. Это особенно важно во второй половине XIX в. - в период самоопределения гражданского общества в России, его демократизации. Именно в это время и в крупных центральных городах, и в провинции строится большое количество театральных зданий. Не был исключением и Иркутск.
Первое специализированное деревянное здание театра появилось в Иркутске в 1851 г., но через несколько лет оно сгорело. Та же печальная участь постигла и еще два деревянных здания, возводившихся после очередного пожара. Когда в 1890 г. сгорел третий по счету деревянный театр, было решено строить каменное здание, а проект заказать какому-либо известному архитектору.
Конкурс на проектирование иркутского театра был организован петербургским обществом архитекторов (председателем в то время был Николай Бенуа) и проведен в апреле-июне 1893 г. Всего было рассмотрено 34 проекта, в том числе один из Иркутска. По итогам конкурса первая премия была присуждена профессору В.А. Шрётеру.
Виктор Александрович Шрётер (1839—1901) — неординарная личность, известный петербургский архитектор, автор значительного количества построек, один из организаторов петербургского общества архитекторов, преподаватель архитектурно-строительной школы. Современники сравнивали его с мастерами эпохи Возрождения.
Шрётер специализировался в области театрального строительства, с 1882 г. занимал должность главного архитектора дирекции Императорских театров. По его проектам были построены театры в Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде, Киеве, перестроены Большой и Мариинский театры в Петербурге. Ряд крупных проектов (оперный театр на Марсовом поле в Петербурге, театры в городах Туле, Оренбурге, Новочеркасске) не были реализованы. Всего же В.А. Шрётером было спроектировано около 15 театральных зданий, что является уникальным в мировой архитектуре.
В основе всех этих построек была заложена отработанная до совершенства схема так называемого «ярусного театра». Тип театра с партером* (значение слов, отмеченных звездочкой, см. в конце текста) и ярусами лож, глубинной сценой с порталом и заглубленной оркестровой ямой складывался на протяжении нескольких столетий и воплотил в себе все достижения зрелищных построек предыдущих эпох. Он достаточно удачно решал основные, необходимые для зданий театров функциональные задачи: рациональное размещение большого количества зрителей, организацию их быстрой загрузки и эвакуации, обеспечение хорошей видимости и акустики.
Конкурсный проект драматического театра для Иркутска был реализован со значительными изменениями. Шрётер переработал проект в соответствии с замечаниями конкурсного жюри и иркутского театрально-строительного комитета. Все эти предложения касались в основном корректировок функционального характера и основывались на соображениях удешевления строительства. Однако в окончательном варианте претерпел изменение и внешний облик здания.
В конкурсном проекте композиционные акценты рассредоточивались по периметру здания, расчленяя основной объем на ряд меньших по величине эпизодов. Этот прием, апробированный автором на проектах крупных общественных зданий (кроме указанных выше театральных зданий, вокзал и биржа в Одессе, Русского для внешней торговли банка, Дом кредитного общества в Петербурге и др.), позволяет нейтрализовать масштабное несоответствие громадного здания и находящегося рядом человека.
Однако иркутский театр, более скромный по величине и уже по этой причине сомасштабный человеку, требовал иного подхода. Подобное расчленение небольшого объема могло привести к излишней измельченности форм, и в осуществленной постройке основной образной темой становится центричность здания, раскрывающаяся в подчеркивании двух главных перекрещивающихся осей театра, и выявление его композиционного ядра - зрительного зала.
Шрётер мастерски обыгрывает небольшие размеры и придает зданию подчеркнуто монументальный внешний облик. Это достигается благодаря статичной симметричной осевой композиции, укрупненному масштабу членений, поярусному перспективному сокращению, объединению декоративных элементов по высоте.
Окончательный облик здания отличается от проектного большей лаконичностью, цельностью и чистотой форм.
Объемное построение здания следует логике организации его внутренних пространств. На центральной продольной оси последовательно расположены три основных функциональных блока, выделенные в общем объеме:
1) парадно-входная группа — вестибюль, лестницы, тамбуры, аванзалы*;
2) зрительская часть - зрительный зал с огибающим его на всех этажах коридором и боковыми кулуарами;
3) сценическая часть — сценическая коробка и расположенные по бокам и позади нее актерские комнаты, репетиционные залы, обслуживающие и вспомогательные помещения.
Выступающий на главном фасаде объем парадно-входной группы помещений венчается высоким корытообразным куполом, украшенным терракотовым жертвенником.
Зрительный зал с кулуарами перекрыт пологой двухскатной кровлей. Сам зал хорошо прочитывается в композиции здания. На фасаде его очертания как бы повторяют диагональные стенки, устроенные в месте перехода центрального ризалита* в общий объем. Кроме того, первоначально зал также превышал по высоте боковые части, в которых расположены буфеты, и тем самым был выявлен еще более определенно. Позднее этот эффект был отчасти снивелирован в связи с надстройкой этих боковых частей.
Высоту сценической коробки значительно увеличивают устроенные над сценой колосники*. Перекрытая двухскатной кровлей и возвышающаяся над остальной постройкой эта часть здания, тем не менее, не доминирует в общей композиции. В конкурсном варианте, наоборот, предполагалось активное акцентирование именно этой части — венчание мощным куполом. Реализованная форма, утратив самоценность, «работает» на поперечную планировочную ось, отражающую смысловую внутреннюю театральную границу между актерами и зрителями — сценический портал. Эту же задачу решают и фланкирующие башенки с куполами и венчающая скульптурная группа (утрачена в 1960-х гг.).
В объеме, выступающем на заднем фасаде, расположена группа подсобных сценических помещений.
Постройка рассчитана на обозрение со всех сторон, и все фасады имеют равнозначную проработку,
Первый этаж, решенный как цоколь, утяжелен рустом. Второй этаж, представленный более значимым, выделен высотой и насыщенностью декором. Третий имеет значительно меньшую высоту и трактован, как аттиковый*.
Стены в уровне первого этажа оштукатурены, в уровне второго и третьего — открытая кладка контрастирует с отдельными штукатурными и лепными деталями.
Горизонтальные членения — широкие межэтажные пояса - проходят по всему периметру. Венчает постройку полный антаблемент*.
Подчеркнуто репрезентативно решена парадная лицевая часть.
Главный фасад имеет два плана: его центральная часть значительно выступает вперед. Здесь использована характерная для классицизма трехчастная композиция с центральным на выносе портиком* и небольшими боковыми фрагментами. Четырехколонный актовый портик большого ионического ордера поднят на высоту второго и третьего этажей. Портик установлен на ризалите, лицевая стенка которого, расчлененная тремя парадными входами, служит как бы продолжением пьедесталов* колонн и антов.
Основной декор сосредоточен в пределах портика. Оконные проемы богато декорированы, и различные вариации этого оформления повторены на остальных фасадах. В уровне второго этажа расположены высокие оконные проемы с арочным верхом, обрамленные наличниками с архивольтами* и выделенными замками. Богато украшены и небольшие циркульные окна третьего этажа, их рамочные наличники дополнены фигурным обрамлением в виде барочного картуша* с лепными элементами.
Пологий треугольный фронтон* портика не декорирован. По проекту пред-. полагалось, что в тимпане будет помещена скульптурная группа с гербом города. Выполненный Шрётером эскизный проект заполнения фронтона не был реализован в силу ряда обстоятельств.
На главном фасаде особое внимание уделено решению внутренних трехгранных углов, образованных при переходе от выступающего объема к основному. Выразительное выделение этих фрагментов было функционально обосновано — таким образом на фасаде выявлялся зрительный зал, и, кроме того, в уровне первого этажа здесь расположены тамбуры с входами на бельэтаж. В оформлении использованы те же элементы, что и в центральной части, но трактованные иначе. В частности, такие же наличники оконных проемов второго этажа на диагональной стенке усложнены фланкирующими пилястрами*, а на боковых — контрналичниками. Причем последние объединяют по вертикали по два оконных проема. Циркульные наличники проемов третьего этажа дополнены фигурными фартуками с крупными волютообразными* завитками по бокам. Объединенные с межэтажным поясом, эти фартуки служат как бы венчанием оформления проемов предыдущего яруса.
Прием объединения наличников по ярусам в общую композицию, отработанный на всех фасадах в узловых местах, зрительно укрупняет масштаб членений и усиливает общее впечатление монументальности.
Эту же задачу решает и фланкирование главного фасада (как первого, так и второго планов) нерасчлененными глухими плоскостями, ограниченными угловым рустом. Создается особый ритм глухих поверхностей, чередующихся с декорированными, расчлененными проемами. Только по бокам от портика, в уровне третьего этажа, на глухих стенках помещены картуши с датами начала и окончания строительства.
В уровне кровли главный фасад завершается аттиком с выделенными тумбами, изначально венчавшимися десятью терракотовыми вазами (утрачены). Фрагментарно аттиковая стенка прерывается и заменяется ажурной металлической решеткой, что дополнительно усложняет и обогащает фасад.
В лицевой части здания, в уровне межэтажного пояса, помещены шесть фонарей на фигурных литых чугунных кронштейнах*. Первоначально фонари были шестигранными с матовыми гнутыми стеклами. Существующий же вид, повторяющий форму фонарей на торшерах, расположенных на площади перед зданием, они получили в 1910-1920-х гг.
Решение одинаковых боковых фасадов также следует внутреннему устройству здания. Но если на главном фасаде композиционно решалось последовательное выявление центральной оси, то на боковых фасадах — различие функциональных блоков (зрительского и сценического) при общем единстве.
Соответственно этим блокам боковые фасады разделены тремя ризалитами на две части. Кроме различий в уровнях размещения наличников и их оформлении, устройстве дополнительных входов в сценической части, первоначально эти части различались и по высоте: зрительский имел два этажа и в 1950-х гг. был надстроен третьим по проекту Б.М. Кербеля. Надстроенный этаж (с обеих сторон здания) объединил выступающие объемы лестничных клеток и выровнял постройку по высоте. Пристроенные объемы выполнены чрезвычайно тактично, в стилистике основной постройки, и также заслуживают сохранения, как и первоначальные формы.
Сложное внутреннее устройство театра имеет отработанную ясную лаконичную схему.
Зрительская и сценическая части функционально разделены и вместе с тем, взаимосвязанные логикой «технологического процесса», последовательно расположены на центральной оси: входная группа - зал с кулуарами - сцена — вспомогательные помещения.
Четко организовано движение зрителей от входа в зрительный зал. В соответствии с проектом предусмотрено распределение потоков по ярусам еще с улицы - для каждого яруса устроены самостоятельные входы (к сожалению, в последнее время, как правило, функционировал только главный вход). Центральный вход ведет с улицы в небольшой восьмигранный в плане вестибюль. Далее пространство раскрывается веерообразно на лестницы, связанные с коридором партера и бельэтажем.
Все ярусы зрительской части имеют общую схему: полукольцевой коридор опоясывает зал и связывает с ним все помещения - лестницы, гардеробные, фойе. По первоначальному замыслу ощущение тесноты узких коридоров нейтрализовалось активным раскрытием их на более обширные помещения. Пространственным ядром здания являются зрительный зал и сцена, окруженные рядом обслуживающих помещений.
Относительно небольшой зрительный зал отличает особая возвышенная праздничная атмосфера. Его пространственное решение по-настоящему удачно: хорошо найдены общие пропорции и линии основных членений.
Изысканные плавные очертания сцены, портала, ярусов, а также сама форма зала и его перекрытие, продиктованы не только эстетическими соображениями, но и требованиями акустики.
В уровне первого этажа расположен партер, с уклоном в сторону сцены, и ложи бенуара. В уровне второго — ложи бельэтажа и над ними (на антресоли*) – ложи первого яруса, в уровне третьего — второй ярус лож.
В ярусном театре места зрителей распределялись в соответствии с сословным делением (наиболее обеспеченная публика занимала партер и ложи бенуара и бельэтажа, менее состоятельная располагалась выше - на балконах и галерке). Именно поэтому ярусный театр имеет и другое название - «ранговый».
Ложи бенуара и бельэтажа состоят из двух частей: собственно открытых лож, разделенных низкими перегородками на «французский манер», и закрытых аванлож на «итальянский манер», выходящих в коридор.
Иное решение имеют ложи первого яруса (в уровне антресоли) — часть из них (вдоль боковых стен) выполнена в виде обычных открытых лож, а часть (у задней стенки) — в виде ступенчатого амфитеатра* в форме сектора.
В виде амфитеатра выполнена и галерка — второй ярус лож. Но в данном случае глубина амфитеатра увеличена за счет коридора.
Устройство амфитеатров в верхних ярусах позволило увеличить количество достаточно недорогих зрительских мест, что было одним из условий программы проектирования.
С самого начала эксплуатации театра делались попытки увеличения числа посадочных мест. В частности, неоднократно рассматривался вопрос о переустройстве бенуара в амфитеатр за счет коридора и т. д. Один из проектов расширения был выполнен Григорием Борисовичем Бархиным в 1911 г. Г.Б. Бархин (1880-1969 гг.) - один из крупнейших зодчих советского периода — в 1911— 1914 гг. работал в качестве городского архитектора в Иркутске. Впоследствии он много занимался проектированием театров, в 1947 г. написал фундаментальный труд «Архитектура театра». И иркутский театр был как бы первой ступенью на этом поприще.
Главным смысловым центром зрительного зала является сцена. Ее монументальный портал с мощной пологой коробовой аркой, опирающейся на развитые кронштейны, подчеркнуто богато декорирован. Крупные членения контрастируют с тонко прорисованными прихотливыми рокальными* элементами декора.
Значимость сцены как бы подчеркивается насыщенностью декором. Так, примыкающие с обеих сторон к порталу литерные ложи подчеркнуто богато украшены и имеют свой масштабный строй. В уровне бельэтажа эти ложи предназначались для генерал-губернатора и губернатора, над ними - «для городского головы и членов театрального комитета».
Интересное пространственное решение имеют кулуары театра. Небольшие по площади отдельные залы обогащены устройством второго света.
Например, в расположенном над вестибюлем фойе бельэтажа («зеленый зал») с одной стороны устроены высокие окна, открывающиеся на пространство за колоннадой портика и далее — на площадь, на противоположной – входы из коридора (сейчас раскрыт только центральный, боковые заложены), а над ними, уже в уровне антресоли, — три проема с балконами. В том же зале над угловыми входами были первоначально устроены и полуциркульные окна на лестницы, заложенные, вероятно, в 1950-х гг. Преображают пространство и расположенные друг против друга большие зеркала.
Выразительно и фойе, расположенное в уровне третьего этажа (сейчас — музей театра), которое также имеет сложное пространственное решение. Восьмигранное в плане, в центральной части оно перекрыто высоким сомкнутым зеркальным сводом с плоскими боковыми фрагментами.
Существующее в настоящее время внутреннее оформление было выполнено в течение нескольких строительных периодов. Как известно, к моменту завершения строительства по интерьерам был выполнен минимум декоративных работ из-за жесткой нехватки средств. И оформление как бы развивалось во времени, дополняя и обогащая появившиеся ранее формы.
Разностильность использованных элементов, заложенная еще Шрётером, не нарушает цельности убранства и не снижает общего впечатления праздничности и торжественности. В оформлении применены элементы архитектуры Возрождения, барокко, рококо, мотивы античного орнамента (аканты*, лавровые венки, ионики и т. д.).
Декор портала, выполненный, судя по историческим документам, по эскизам В.А. Шрётера, послужил отправной точкой в оформлении зала для местных мастеров. Отдельные элементы были буквально повторены, другие использованы в трансформированном и дополненном виде, в некоторых случаях вводились новые детали, соответствующие стилистике. Например, барочные картуши, украшавшие кронштейны арки, повторены на чугунных колоннах. Неоднократно отработан мотив волютного завитка в различных вариациях и т. д. Известно, что металлические элементы, в частности чугунные колонны, были отлиты в мастерских иркутского промышленного училища. Все лепные украшения выполнил заводчик Павел Яковлевич Пузыно. Им были изготовлены кронштейны, сухарики, орнамент для окон, терракотовые вазы для аттика, «жертвенник» на главный купол и пр.
Во время реконструкции 1950-х гг. был использован аналогичный подход. В частности, в оформлении барьеров лож всех ярусов была использована изящная виньетка, скомпонованная из переплетенных рокальных завитков, первоначально декорирующая кронштейн и лицо арки портала. В 1950-х гг. такие же виньетки, выполненные из папье-маше, были помещены на лицевых сторонах барьеров лож. Объединенные горизонтальными тягами, они были расположены в мерном порядке и чередовались с орнаментальным узором из завитков аканта. К настоящему времени сохранились только виньетки, а их мерный ритм и большие промежутки создают впечатление монотонности и незавершенности. Аналогичные виньетки были использованы и в оформлении плафона потолка зала, первоначально украшенного только тягами и росписью по холсту.
При строительстве здания были декорированы вестибюль, фойе бельэтажа и фойе галерки (музей). Их стены и потолки были украшены филенками, тягами и лепным орнаментом. В 1950-х гг. первоначальное оформление и этих помещений и ряда других было дополнено орнаментальными лепными поясами (акант, меандр, ионики, лавр и т. д.), потолочными розетками для люстр, картушами с надписями («партер», «бельэтаж»...) и др.
Были также дополнительно введены такие классицистические детали, как сандрики* оконных и дверных проемов в виде карнизов на кронштейнах (буфет бельэтажа).
В целом декорация и зрительного зала, и кулуаров, и части сценических помещений, выполненная в 1950-х гг., как бы развивала и дополняла первоначальную идею оформления.
Аванзал — передний, первый зал в общественных зданиях перед большим главным залом.
Акант — декоративный элемент в виде листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем.
Амфитеатр – сооружение с расположением мест для зрителей равномерно возвышающимися уступами.
Антаблемент – горизонтальная верхняя часть ордерной композиции, обычно поддерживаемая колоннами либо пилястрами; обычно членится снизу вверх на три части: архитрав, фриз, карниз.
Антовый портик — портик с антами (выступающими наружу торцами внутренних стен, расположенными по сторонам от входа) на флангах.
Антресоли — балкон-галерея внутри высокого помещения.
Архивольт – рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края.
Аттик – пониженный верхний этаж здания в ордерных формах, ограниченный снизу карнизом.
Волюта — декоративный элемент в виде спирального завитка.
Капитель — венчающий элемент колонны или пилястры, отличающийся от ее основной части более сложной формой и большей шириной.
Картуш — декоративный элемент в виде щита либо свитка с закрученными краями.
Колосники — специальное перекрытие над сценой, на котором устанавливают шкивы для подъема и спуска декораций.
Кронштейн - художественно оформленная консоль.
Партер - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей.
Пилястра - плоский, каннелированный или филенчатый выступ на фоне стены, имеющий базу и капитель.
Портик — композиция на фасаде здания, образованная колоннами, полуколоннами либо пилястрами, несущими антаблемент.
Пьедестал — художественно оформленный постамент.
Ризалит — выступающая часть фасада.
Рокальный — характерный для асимметричного архитектурного декора стиля рококо.
Рустовка — декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней или имеющая вид горизонтальных полос равной ширины, рельефно выступающих над фоном.
Сандрик — архитектурная обработка стены нал оконным или дверным проемом в виде карниза или фронтона.
Фронтон — треугольное, полукруглое, лучковое либо сложнофигурное завершение карниза или натичника.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей