Новости

Западно-Сибирский учебный округ // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГадминистративная единица, в рамках которой осуществлялось управление учебными заведениями Министерства народного просвещения (МНП) от начальных училищ до вузов.

Указом от 24 января 1803 на территории Российской империи образовано 6 учебных округов. К 1917 их стало 13. Западно-Сибирских учебных округов образован по Высочайше утверж­денному указу от 12 марта 1885 и включал Тобольскую, Томскую губернию, Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую область (последняя в 1898 вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства).

В соответствии с «Положением об учебных округах» от 25 июня 1835 и уставами учебных заведений все права и обязанности по управлению учебными заведениями нахо­дились в руках попечителя учебного округа. За время фун­кционирования Западно-Сибирских учебных округов сменилось 4 попечителя: В.М. Флоринский (1885-89), Л.И. Лаврентьев (1889-1914), А.Ф. Фон-Гефтман (1914-15), Н.И. Тихомиров (1915—18). Ближайшими помощниками попечителя являлись окружные инспекторы. Эта должность учреждена 24 декабря 1863 взамен должности инспектора казенных учи­лищ. По штату 1885 для Западно-Сибирских учебных округов полагалось 2 штатные единицы, однако в связи с возрастающей нагрузкой указом от 1 июля 1908 введена дополнительная ставка. Круг обязаннос­тей окружных инспекторов определялся Положением 1859 и сводился к инспекции учебной и хозяйственной деятельности средних учебных заведений.

При попечителе Западно-Сибирских учебных округов на основании «Положе­ния о советах при попечителях учебных округов» от 20 марта 1860 образован попечительский совет, который контролировал ход решения вопросов административного и учебного характера.

В решении учебных проблем важную роль играл университетский совет, состоявший из ректора и профессоров Томского университета. Совет собирался по мере необходимости под предводительством попечителя учебного округа. В его ком­петенцию входили вопросы, касавшиеся обсуждения и утверждения учебных программ для учебных заведений всех уровней, и аттестация учителей.

Важная роль в контроле над учебным процессом в ок­руге принадлежала директорам и инспекторам народных училищ. Первые попытки введения инспекторских единиц относятся к моменту учреждения Западно-Сибирских учебных округов. С 1 июля 1885 в Семипалатинской и Акмолинской области для надзора за низшими училищами введено по 1 должности инспектора народных училищ.

На основании постановления Государственного совета от 6 декабря 1899 учреж­дены дирекции народных училищ в Тобольской и Томской губернии, 7 января 1902 — дирекция народных училищ в Акмолин­ской и Семипалатинской области. В соответствии с распоряжением Государственного совета от 25 мая 1874 в распоряжении директора народных училищ находились все низшие учебные заведения: уездные, городские, начальные народные училища.

Для непосредственного контроля над деятельностью учебной части при директоре народных училищ с 1 января 1900 формиро­вался институт инспекторов народных училищ, состоящий из 5 штатных единиц: 3 для Тобольской и 2 для Томской губернии. В 1906 число инспекторов народных, училищ увеличено: в Тобольской губернии — с 3 до 5, в Томской — с 2 до 4, в Акмолинской области — с 1 до 3 и в Семипалатинской — с 1 до 2. Инспектор мог увольнять учителей в случае их профессионального несоответствия, контролировал ход учебного процес­са и отчитывался перед училищным советом.

При директоре народного училища создавался училищный совет, состоявший из председателя в лице директора, представителя епархиального управления и министерств, учебного заведения которых находились в ведении дирекции. Училищный совет рассматривал отчеты инспекторов народных училищ, готовил отчеты для Министерства народного просвещения, решал текущие вопросы (открытие и закрытие учебных заведений, обеспечение учебными принадлежностями, назначение и увольнение учителей, рассмотрение жалоб и т. д.).

В 1913 Государственной думой рассмотрен законопроект, который предусматривал расширение Западно-Сибирских учебных округов за счет включения в его состав Енисейской губернии и Тургайской области и увеличение штата окружного управления (введение дополнительной ставки помощника попечителя и окружного инспектора). Однако этот проект не был реализован.

Декретом СНК от 26 июня 1918 «Об организации дела народного образования в Российской республике» управление образованием на местах передавалось отделам народного образования, создаваемым при исполкомах областных, губернских, уездных и волостных советов рабочих и крестьянских депутатов.

Лит.: Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учеб­ного округа за первое двадцатипятилетие его существования. 1885— 1910 гг. Томск, 1910; Блинов Л.В. Организация и развитие Запад­но-Сибирского учебного округа (1885—1918) //Актуальные вопросы Истории Сибири. Матер. Всерос. конф. Третьи науч. чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2002; Он же. Развитие Запад­но-Сибирского учебного округа (1885—1918 гг.) //Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности. Матер. III Всерос. науч. конф. Томск, 2004. Т. 2.

Л. В. Блинов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири