ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ЮУЖД), филиал ОАО «Российские железные дороги», 2 из 5 отделений которого (Курганское, Петропавловское) обслуживают территорию Сибири. Железная дорога, находящаяся под управлением Курганского отделения, явилась начальным звеном Транссибирской магистрали.
Строительство железной дороги между Челябинском и Курганом началось в 1892. Осенью 1893 на станции Шумиха произошла стыковка Челябинского и Курганского участков, а 4 октября в Курган прибыл первый поезд. Челябинск стал стыковочным пунктом Самаро-Златоустовской и Сибирской железной дороги. В Зауралье в современных границах Курганской области. Транссиб прошел более 400 км с экономическим влиянием по обе стороны дороги более 200 км. С октября 1896 работала станция Курган, куда входило паровозное депо на 9 стойл - самое крупное депо на участке. Станция имела пассажирское здание, товарную платформу, гидравлический кран, пакгауз. В ночное время место остановки поезда на станции освещалось кострами. Позднее на перроне появились газовые и керосинные фонари. Перрон стал местом отдыха как железнодорожников, так и городских жителей.
За время революции и Гражданской войны 60 % путевого хозяйства Курганского отделения пришло в негодность. При советской власти за короткий срок жизнедеятельность дороги восстановилась. С 1934, в рамках воплощения государственной политики по разукрупнению железной дороги, из состава Пермской железной дороги выделилась ЮУЖД. В предвоенные годы дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всем главном ходу от Кропачево до Макушино вступила в строй автоматическая блокировка. Средний вес грузового поезда на дороге в 1940 по сравнению с 1917 вырос в 5 раз, среднесуточный пробег паровоза увеличился со 145 до 231 км.
Резко увеличилась нагрузка на железной дороге в годы войны. С лета 1941 для пропуска большего количества поездов вводился воинский график движения. В 1943 стахановец машинист И.П. Блинов первым осуществил скоростную кольцевую езду, обеспечив существенную экономию топлива, за что удостоился звания Героя Социалистического Труда.
Основным содержанием послевоенного переоснащения ЮУЖД стала электрификация и переход с паровой тяги на тепловозную. К 1957 завершилась электрификация участка Курган-Челябинск. В 1961 после присоединения к дороге Петропавловского отделения электрифицирован последний замыкающий участок Макушино-Исилькуль длиной 272 км. С 1967 началось внедрение ЭВМ; информационное переоснащение дороги продолжилось и в XX в.
Лит.: Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги. Челябинск, 2004.
Г.Г. Павлуцких, И.В. Скородумов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей