Новости

Южно-Уральская железная дорога // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ЮУЖД), филиал ОАО «Российские железные доро­ги», 2 из 5 отделений которого (Курганское, Петропавлов­ское) обслуживают территорию Сибири. Железная дорога, находящаяся под управлением Курганского отделения, явилась начальным звеном Транссибирской магистрали.

Строительство железной дороги между Челябинском и Курганом на­чалось в 1892. Осенью 1893 на станции Шумиха произошла стыковка Челябинского и Курганского участков, а 4 октября в Курган прибыл первый поезд. Челябинск стал стыковочным пунктом Самаро-Златоустовской и Сибирской железной дороги. В Зауралье в современных границах Курганской области. Транссиб прошел более 400 км с экономическим  влиянием по обе стороны дороги более 200 км. С октября 1896 работала станция Курган, куда входило паровозное депо на 9 стойл - самое крупное депо на участке. Станция имела пассажирское здание, товарную платформу, гидравлический кран, пакгауз. В ночное время место остановки поезда на станции освещалось кострами. Позднее на перроне появились газовые и керосинные фона­ри. Перрон стал местом отдыха как железнодорожников, так и городских жителей.

За время революции и Гражданской войны 60 % пу­тевого хозяйства Курганского отделения пришло в негодность. При советской власти за короткий срок жизнедеятельность дороги восстановилась. С 1934, в рамках воплощения государственной поли­тики по разукрупнению железной дороги, из состава Пермской железной дороги выделилась ЮУЖД. В предвоенные годы дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всем главном ходу от Кропачево до Макушино вступила в строй автоматическая блокировка. Средний вес грузового поезда на дороге в 1940 по сравнению с 1917 вырос в 5 раз, среднесуточный пробег паровоза увеличился со 145 до 231 км.

Резко увеличилась нагрузка на железной дороге в годы войны. С лета 1941 для пропуска большего количества поездов вво­дился воинский график движения. В 1943 стахановец машинист И.П. Блинов первым осуществил скоростную кольцевую езду, обеспечив существенную экономию топлива, за что удостоился звания Героя Социалистического Труда.

Основным содержанием послевоенного переоснащения ЮУЖД стала электрификация и переход с паровой тяги на тепловозную. К 1957 завершилась электрификация участка Курган-Челябинск. В 1961 после присоединения к дороге Петропавловского отделения электрифицирован последний замыкающий участок Макушино-Исилькуль длиной 272 км. С 1967 началось внедрение ЭВМ; информационное переоснащение дороги продолжилось и в XX     в.

Лит.: Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги. Челябинск, 2004.

Г.Г. Павлуцких, И.В. Скородумов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири