Новости

Яницкий, Василий Иванович // Кузнецов И.И. «Золотые звёзды иркутян» (1982)

Вы здесь

Василий Иванович Яницкий родился в 1916 году в селе Старый Кувак Татарской АССР, в семье крестьянина, погибшего в 1919 году на фронте гражданской войны. Русский, кандидат в члены КПСС с 1939 года. Работал батраком, затем в колхозе, одновременно учился в неполной средней школе. Поступил в Казанский пушно-меховой техникум, но не окончил его, по путевке комсомола был направлен в Тамбовское летное училище ГВФ. С 15 ноября 1939 по 18 января 1941 года — пилот Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. В январе 1941 года был откомандирован в Главное управление ВВС. В Великую Отечественную воевал на Юго-Западном фронте младшим летчиком бомбардировочного полка, затем командиром авиазвена, а с 24 мая 1942 года заместителем командира авиаэскадрильи. Указом Президиума Верховного Совета СССР 12 августа 1942 года лейтенанту В.И. Яницкому присвоено звание Героя Советского Союза. В 1942—1944 годах слушатель Военно-воздушной академии. После войны продолжал службу в ВВС, в 1956 году с отличием заочно закончил исторический факультет педагогического института. Работал старшим преподавателем тактики в Борисоглебском военно-авиационном училище. Демобилизовался в 1970 году в звании полковника. Ныне председатель экскурсионного бюро города Борисоглебска. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тринадцатью медалями. Почетный гражданин Борисоглебска.

Василий Яницкий после окончания семилетки решил учиться в пушно-меховом техникуме, но затем изменил свое решение. Это было не удивительно. В то время весь мир был восхищен подвигами летчиков-героев — спасителей челюскинцев. Со страниц газет не сходили имена Чкалова, Байдукова, Громова, военных летчиков Серова, Хользунова и других. Многие юноши и девушки мечтали быть такими же, как они, — все это, безусловно, повлияло на выбор новой профессии.

Не без труда поступил Яницкий в Тамбовское летное училище ГВФ. Помогла комсомольская рекомендация. Вместе с юношами из Татарии Яницкий стал овладевать летной профессией.

В ноябре 1939 года после окончания училища пилот был направлен в Сибирь на новые воздушные трассы. Всего полтора года проработал он, летая из Иркутска на Север. На самолете У-2 он обслуживал Ленские прииски, возил золото, пушнину, шкуры, добытые северными охотниками. Приходилось ему летать на патрулирование лесов, следить, не возник ли где очаг пожара. Были полеты и на аэрофотосъемку. Все это было хорошей жизненной школой для молодого человека, прекрасной закалкой его физических и моральных качеств. А самое главное, он понял, что не ошибся в выборе профессии.

На Западе сгущались тучи. Советскому народу приходилось принимать меры по укреплению обороны Родины. Авиация оснащалась новой материальной частью, пополнялись ее летные и командные кадры.

Коммунисту В.И. Яницкому было сказано, что его долг отдать силы, знания и опыт делу укрепления ВВС, и он повиновался воле партии. После шестимесячной учебы на курсах высшей летной подготовки ГВФ в Моздоке в январе 1941 года он был зачислен в кадры Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

Попал младший лейтенант запаса в 227-й ближнебомбардировочный полк на Украину. Сначала вновь пришлось заниматься теорией, изучать новую материальную часть, а весной 1941 года выехали в лагеря, и вскоре начались полеты на бомбометание. Но мирных, учебных полетов было лишь несколько. Наступил день 22 июня.

Весь полк вылетел в район украинского города Дубно. Первое время бомбардировщики использовались как штурмовики. Нужно было остановить фашистские механизированные колонны. Когда Яницкий вылетел первый раз в составе девяти бомбардировщиков, он был поражен открывшейся картиной. По дорогам тянулись колонны по пятьдесят-шестьдесят танков, автомашин. Такого количества техники он еще никогда не видел.

В первый же вылет пришлось поработать на славу, из пулеметов и пушек ударить по колонне, засыпать ее бомбами. В горячке боя Яницкий даже забыл о зенитной артиллерии, правда, он и не представлял ее. Когда вернулись на аэродром, комэск майор Макк спросил его, видел ли он разрывы зениток, Яницкий ответил, что зенитного огня вроде не было, а только белые облачка видел. «Это и есть разрывы снарядов»,— сказал комэск.

Только во время второго полета он почувствовал реальную опасность. В этот день штурмовали танки Клейста. Во время первого же захода на цель Яницкий услышал голос штурмана: «Зенитки». Глянул на плоскость — увидел рваные отверстия. На четвертом заходе — еще два осколка попало в самолет, с правой стороны оторвало колесо. Едва посадил машину на аэродроме. Но и врагу был нанесен ощутимый удар: все пулеметные ленты были опустошены, все снаряды посланы по цели.

С каждым днем войны росло боевое мастерство летчика. 15 августа 1941 года он был выдвинут на должность командира авиазвена. Немало вылетов на штурмовку и бомбежку поиск он совершил в эти дни. Крупный налет был совершен на фашистский аэродром в районе Белая Церковь. Здесь враг сосредоточил восемьдесят «хейнкелей», до ста «юнкерсов», чтобы бомбить тылы наших войск. Четырнадцать самолетов-бомбардировщиков повел Яницкий на боевое задание. В течение пятнадцати минут штурмовали аэродром. Почти полсотни вражеских самолетов было сожжено. Не обошлось и без потерь в группе, но они были ничтожными по сравнению с вражескими. Приказом командующего Юго-Западным фронтом маршала С.К. Тимошенко от 6 ноября 1941 года младший лейтенант В.И. Яницкий был награжден орденом Красного Знамени.

В ноябре 1941 года он участвует со своим звеном в Ростовской наступательной операции. В Архиве ЦК ВЛКСМ хранятся воспоминания В.И. Яницкого, записанные в 1944 году. В них он подробно рассказывает об осенне-зимних боях на юге в 1941-1942 годах. Летчику поручается важное задание по бомбежке аэродромов, разведке фашистской обороны. Он водит на боевые задания большие группы самолетов.

Во время подготовки нашей наступательной операции под Ростовом В.И. Яницкий вылетает на фотографирование вражеской обороны от Ростова до Таганрога и далее. Во время одного из вылетов на его самолет напало девять «мессершмиттов». Трудно пришлось пилоту, он постарался быстрее уйти в облачность. Один из фашистских истребителей подошел к бомбардировщику так близко, что повредил рулевое управление. В ходе этого преследования сбил два самолета штурман, третий истребитель, проскочивший вперед бомбардировщика, поразил в упор сам пилот. Когда враг был выбит из Ростова, все дороги от города на запад были забиты отступающими колоннами танков, автомашин. Здесь нашей авиации хватало работы. «Даже тот, кто не умел хорошо стрелять, все равно попадал»,— вспоминает летчик. Он сделал восемнадцать вылетов на бомбометание и штурмовку, уничтожив много танков и фашистской техники. Но не всегда вылеты были удачными. Однажды В.И. Яницкий был послан в разведку во вражеский тыл. На обратном пути его самолет подвергся нападению пяти истребителей. Два было сбито в завязавшемся бою, а поединок с тремя оставшимися окончился победой фашистов. Штурман и летчик едва успели выброситься с парашютами. Приземлились на снежном поле, до линии фронта было еще далеко. Обмотавшись белым парашютным шелком, двинулись в путь. По дороге пришлось вступить в схватку с немецкими пулеметчиками. До своих все-таки добрались, хотя и сильно обморозились.

24 мая 1942 года лейтенант В.И. Яницкий назначается заместителем командира авиаэскадрильи 52-го ближнебомбардировочного полка. Командир полка майор А.И. Пушкин полюбил этого скромного, щуплого на вид, но смелого и решительного пилота. До сих пор продолжается эта дружба, зародившаяся на фронте. Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Пушкин и Герой Советского Союза полковник В.И. Яницкий часто пишут друг другу.

В мае-июне 1942 года разгорелись ожесточенные бои под Харьковом на Воронежском направлении. Экипаж Яницкого участвовал в них с самого начала, делая в день но два-три боевых вылета. В эти дни он и совершил свой подвиг, который вызвал изумление даже видавших виды пилотов. Он был описан в «Правде» 8 октября 1942 года военным журналистом, а ныне известным советским писателем Борисом Полевым в очерке «Небо Сталинграда». «Яницкий вел группу на бомбежку немцев, рвавшихся к заводскому предместью. Осколком снаряда ему оторвало руку. Самолеты еще не достигли цели. Капитан, стиснув зубы, собрав мускулы и нервы в комок, продолжал вести самолет одной рукой. Он вывел группу на цель, развернулся, накрыл немецкие танки и, только положив машину на обратный курс, тихо сказал штурману Василию Кочетову, которого в полку почему-то звали Саша:

— Саша, я ранен. Бери управление.— И перед тем как лишиться сознания, он добавил:— Сажать буду сам... слышишь.

Истекая кровью, он помнил о долге, о товарищах, о том, что он ведущий и отвечает за их жизнь. Штурман, конечно, не послушал его, но, когда самолет стал делать виражи над аэродромом, пилот очнулся. На его бледном лице отразился гнев.

— Товарищ Кочетов, почему не выполнили приказание,— тихо, но раздельно сказал он и снова взялся за управление.

Группа, как всегда, села образцово. Яницкого без сознания вынесли из кабины. Штурман рассказывал потом, что этот человек, без руки 35 минут сосредоточенно вел самолет. 35 минут! Разве можно сломить боевое упорство таких воинов?»

Пробыв в госпитале месяц, В.И. Яницкий вернулся в свой полк в разгар Сталинградской битвы. Но на боевые задания летать уже не пришлось. Он занимался подготовкой экипажей к полетам.

А когда через месяц его отправили на учебу в Военно-воздушную академию, героя провожал весь полк.

Всего за время своей боевой деятельности В.И. Яницкий совершил сто сорок пять боевых вылетов, из них тридцать восемь на штурмовку вражеских колонн, девять на бомбежку аэродромов. Им было уничтожено до семнадцати танков, десять самолетов, двести тридцать автомашин с войсками и грузами, до семисот человек пехоты, разрушено две переправы, взорвано несколько артбатарей, разбито до четырехсот подвод с грузами и много другой военной техники.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Кузнецов И. И. | Источник(и): Золотые звёзды иркутян. - Иркутск. 1982. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1982 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутск | Библиотека по теме "История"