Новости

Якуты, архитектура и изобразительное искусство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Материальная культура якутов

Соттинцы - это музей под открытым небом. На переднем плане жилище якутов - балаган. За балагоном ураса.
Соттинцы - это музей под открытым небом. На переднем плане жилище якутов - балаган. За балагоном ураса.
Автор: Не известен
Внутри урасы.
Внутри урасы.
Автор: Не известен
Все сделано без гвоздей.
Все сделано без гвоздей.
Автор: Неизвестен
Сердэ - коновязь.
Сердэ - коновязь.
Автор: Неизвестен
Старое кладбище
Старое кладбище
Автор: Неизвестен
Древняя могила.
Древняя могила.
Автор: Неизвестен
Зашиверская церковь, когда-то построенная на севере Якутии до сих пор стоит в Новосибирске, в Академгородке.
Зашиверская церковь, когда-то построенная на севере Якутии до сих пор стоит в Новосибирске, в Академгородке.
Автор: Не известен
 Вышитый чепрак (вверху; середина 19 в.) и вышитый коврик (внизу; 1950-е гг.).
Вышитый чепрак (вверху; середина 19 в.) и вышитый коврик (внизу; 1950-е гг.).
Автор: Не известен
Источник: dic.academic.ru
Берестяное ведёрко. 20 в.
Берестяное ведёрко. 20 в.
Автор: Неизвестен
1957 г. С. Н. Пестерев. «Охота на медведя». Мамонтовая кость.
1957 г. С. Н. Пестерев. «Охота на медведя». Мамонтовая кость.
Автор: Не известен
 1938 г. П. П. Романов. «Богатырь с невестой».
1938 г. П. П. Романов. «Богатырь с невестой».
Автор: Не известен

Якуты — племя, составляющее ныне значительную часть населения Республики Саха (Якутия). Якуты живут мелкими группами среди других инородцев Сибири  в Туруханском округе на реке Енисее, в бассейне Амура — выселенцы с юга, но до сих пор не удалось точно установить ни времени поселения их в стране, где они являются теперь преобладающей расой, ни местопребывания их до переселения. По мнению различных исследователей, прежде они жили либо в верховьях Лены или Енисея, или же в Прибайкалье или Забайкалье. Относительно причин передвижения якутов на Север преобладает мнение, что во время великого передвижения народов в Средней Сибири потесненные ими буряты, в свою очередь, оттеснили якутов, двинувшихся на север.

Традиционные поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов

Старинным жилищем якутов была прямоугольная в плане деревянная юрта, или балаган «буорджие», со слегка наклоненными внутрь стенами. Конструктивная основа юрты — вбитые в землю столбы и лежащая на них горизонтальная рама из брёвен. На раму опирались крыша и стены из пластин и жердей с наружной толстой саманной обмазкой.

У богатых балаганы отличались большими размерами и часто имели пристройку – хотон (хлев для скота). В бедных балаганы были ниже и меньше по площади основания. Это – невысокая, вытянутая в длину четырехугольная постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной кровлей. Для утепления стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Балаган имел нечетное количество окон, которые зимой прикрывались льдом, летом слюдой, рыбьим пузырем, последом теленка…Печь камельковая находилась на северной половине дома в углу. Вдоль стен располагались нары. Двери выходили на восток.

Поселения были маленькие, из 1-3 усадеб.

Летним жилищем до конца XIX века служила «ураса» — коническая постройка из жердей, крытая берёстой.Ураса была довольно большим сооружением. Диаметр ее в среднем достигал 10 м., высота 11 - 12 м. Конструктивное устройство было несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опирались на круглый остов – обруч. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч покрывались резным орнаментом, нанесенным якутским ножом. Ураса покрывалась берестой. Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами.

Ампаар дьиэ – многоугольный (6 - 8) срубный дом, являлся сезонным летним жилищем якутов. Нижние венцы сруба до 6—8 возводились вертикально затем, постепенно суживаясь, переходили в земляную, слегка выпуклую крышу. Открытый очаг находился в центре жилища.

С XIX в. распространилась срубная изба, перенятая у русских поселенцев. С XVII в. возникали остроги, выраставшие затем в города (Якутск, Вилюйск и др.), где господствовала деревянная застройка; с начала XVIII в. строились и кирпичные здания.

В прошлом якуты были в основном скотоводами и поэтому их хозяйственные и надворные постройки были связаны именно с этим видом деятельности. Это, прежде всего, зимний хлев (хотон) – упрощенный тип балагана. На зиму его обмазывали глиной с толстым слоем навоза. Через окно выбрасывали навоз, пол был из бревен. Летний хлев (титиик) сооружали в стороне от жилых помещений, т.е за пределами усадеб. Щели на стенах между бревнами не обмазывали для лучшего проветривания. В большинстве своем были 4-угольные, но могли быть и многоугольными. Помимо крупного рогатого скота якуты разводили лошадей, для которых вблизи от дома строили крытый загон – в целях защиты от метелей, снежных заносов и атмосферных осадков.

Изгородь (кюрюё, бютэй) – разнообразие и широкое применение ее является одним из основных признаков оседлого характера якутского скотоводства. Система огораживания освобождала человека от необходимости постоянного присмотра за скотом в условиях ограниченных земельных угодий Якутии. Различные типы изгородей применялись в зависимости от назначения и важности охраняемого городьбой объекта.

Амбар – надворная постройка для хранения вещей и продуктов питания. Амбары были различной конструкции, начиная с простейших четырехугольных срубов, где в основном хранили вещи и двухэтажными амбарами для хранения зерна.

С приходом русских якуты стали заниматься также и земледелием и начали стоить мельницы (миэлингсэ), состоящие из большого деревянного зубчатого колеса, укрытого навесом и двухъярусного срубного амбара в 18 венцов, где помещались жернова. Жернова приводились в движение с помощью установленного горизонтально упомянутого зубчатого колеса. Колесо, в свою очередь, вращалось при помощи тягловой силы, преимущественно пары запряженных волов, двигавшихся по кругу. Помост для сушки снопов (бурдук кылаатын атага) — это приспособление для сушки снопов и хранения их до обмолота.

Для сохранения скоропортящихся молочных и мясных продуктов, а также для получения свежей воды изо льда, якуты строили ледник (булуус) и погреб (иин, онгкучах).

Как известно, в прошлом якуты шили одежду из меха животных, а выделка кожи требовала специальных условий и различных приспособлений. Одно из них коптильная землянка (ыыс балагана, ыыс джиетэ) для выделки кожи. Рыли квадратную яму примерно 250 х 120 см в ширину и глубину. Сверху ставили «балаган», размеры которой были равны размеру ямы, обмазывали ее коровьим навозом. На дне ямы поджигали березовые гнилушки, а кожи, свернутые в рулон, подвешивали к потолку балагана. Дней через 5 или 6 кожи были готовы к использованию.

Крепостные и оборонительные сооружения

Летописные источники, архивные и другие документы сохранили сведения о существовании у якутов укрепленных сооружений задолго до прихода в Сибирь русских. Основной причиной, побудившей якутов строить «крепостцы» была постоянная вражда между родовыми племенами. Осадный амбар – это особый тип крестьянской деревянной постройки. Они служили прежде всего временным укрытием для всех жителей аласа, а в мирное время их использовали для сна и отдыха в летние дни, укрывались от дневной жары. Описание об этих амбарах можно найти в монографии А.В.Ополовников и Е.А.Ополовникова «Деревянное зодчество Якутии». Здесь же вы найдете описание башни Якутского острога. Дополнит картину книга «Якутск в былые годы (XVII—XIX вв.): фотографии, рисунки»,где можно увидеть рисунки старого острога.

Церкви и часовни

С приходом русских на территории Якутии стало распространяться христианство, началось строительство культовых сооружений: церквей и часовен. А.В. Ополовников и Е.А. Ополовникова в названной выше работе описывают шатровую Зашиверскую церковь XVII века, клетскую церковь в Шатобе на Алазее, церковь кубоватого типа в Покровске, часовню в местности Станчик. Для всех этих строений характерны особенности древнерусского деревянного зодчества с чисто якутскими архитектурными приемами.

Особое место в деревянном зодчестве якутов занимает коновязный столб – сэргэ. С глубокой древности сэргэ является частью традиционного мировоззрения, взглядов на быт и религию, которое господствовало у Ленских скотоводов. Происхождению сэргэ, их классификации посвящена работа В.Ф.Яковлева «Коновязь сэргэ». Сергэ – это различные простейшей конструкции деревянные сооружения хозяйственного или ритуального назначения. По своему назначению сэргэ можно разделить на три группы: надворные коновязи, культовые и ритуальные сэргэ. Надворные сэргэ представляло собой столб длиной до 200 – 270 см., диаметром примерно от 20 до 50 см. В верхней его части делалась выемка, называвшаяся мооньох. Вокруг шейки сэргэ украшались резным геометрическим орнаментом. На вершине ставились вырезанная из дерева голова коня, ромбик, шар и крест. К надворным сэргэ привязывали лошадей. Культ лошади способствовал формированию у якутов различных обрядов, обычаев традиций. Например, и ныне существующий традиционный якутский праздник ысыах. Все эти обряды, обычаи традиции сопровождались применением коновязных столбов – сэргэ. Ритуальные сэргэ ставили в соответствии с различными ритуалами. Так, в честь божества рогатого скота с соответствующими ритуалами ставили сэргэ, называемое «Ынахсыт сэргэтэ». Оно никогда не использовалось в качестве коновязи.

Старинные надгробные сооружения якутского народа

Следующий вопрос, который необходимо разобрать для более полного представления изучаемой темы: старинные надгробные сооружения якутского народа. Эти сооружения – самый древний и самый распространенный вид памятников. Здесь более, чем где–либо, сказывается приверженность людей к стародавним обычаям. Для тех, кто занимается реконструкцией прошлого бесписьменных народов, надмогильные сооружения показывают старые формы мировоззрения.

Арангас – это не что иное, как гроб покойника, установленный на столбах. Формы арангасов были различны. Он обычно выдалбливался из массивного лиственничного бревна или составлялся из толстых плах, а сверху покрывался сшитыми берестяными пластинами. Нередко гроб-колода втискивался в продолговатый ящик-камеру, тоже сделанный из массивных лиственничных плах.

Чардат – один из разнообразных видов якутских надмогильных сооружений. Это сооружение представляющее собой четырехугольный сруб с двускатной крышей.

Городское строительство

В XVII веке Якутск представлял собой острог, где были «старая и ветхая о 8 башнях крепость, деревянная», «замок внутри крепости о 6 башнях», гостиный двор, уездное училище, церкви и т.д. В XVIII веке происходит стихийная застройка прежних лет, двухрядное расположение домов продиктовано возникновением главной и второстепенных улиц, что особенно отчетливо видно по плану 1806 г. В начале XIX века в Якутске возникают два четко выраженных центра: административный и торгово—общественный. Административный центр примыкал к территории исторического ряда города – стенам старой деревянной крепости, и здесь размещались почти все казенные учреждения. Торгово-общественный центр складывался на берегу протоки Лены рядом с Преображенской церковью. Здесь располагалась ратуша, гостиный двор, малый базар и лавки частных лиц.

В Советской Якутии обновляются старые и возникают новые города (Алдан, Ленек, Мирный) и посёлки (Чернышевский и др.); строительство ведётся по утвержденным генпланам и проектам застройки. В условиях вечной мерзлоты здания (многоэтажные, кирпичные или каменные) в основном возводят на столбчатых или свайных фундаментах с проветриваемым подпольным пространством. Большое внимание уделяется проблеме озеленения городов и населённых пунктов. В разработке проектов принимают активное участие якутские архитекторы С. В. Данилов, В. С. Петров, И. Г. Смольков, Н. В. Суханов и др. В 1964 создано Якутское отделение Союза архитекторов СССР.

Народное творчество якутов

К эпохам неолита, бронзы и раннему железному веку восходят обнаруженные на территории Якутии керамика с сетчатым, шашечным и другими узорами, украшения из рога с нарезным геометрическим орнаментом, писаницы (Суруктаах-Хая на р. Мархе, у сёл Тойон—Арыы, Чуран, Синское и др.). Традиция создания писаниц жила в Якутии вплоть до XIX века.

В народном творчестве якутов сочетаются элементы южной тюрко-монгольской и автохтонной таёжной культуры. Деревянные изделия (резные коновязи — «сергё», мебель, высокие сосуды для кумыса — «чороны», ложки, черпаки, коробки) орнаментировались узкими поясками шнуровидного, решётчатого, зубчатого узора. Благородная, изысканная по цвету вышивка гладью и тамбуром украшала седельные покрышки, конские чепраки, детали женского и мужского национального костюма. В этих вышивках и ювелирных изделиях (в технике гравировки и чеканки) преобладали растительные узоры (часто встречаются также рогообразный, лировидный и сердцевидный узоры). Берестяные коробки, укладки, туеса, табакерки украшались накладной берёстой, тиснением, оплёткой из конского волоса. С 18 в. распространилось изготовление шкатулок, гребней из мамонтовой и моржовой кости с ажурной резьбой; развивалась мелкая пластика. Для якутов, эвенов, юкагиров, чукчей характерно изготовление меховых одежды, обуви («торбаза»), перемётных сум, ковров, орнаментированных меховой мозаикой, аппликацией и вышивкой бисером.

Изобразительное искусство

После Октябрьской революции успешно развивается изобразительное искусство Якутии, в становлении которого важная роль принадлежит М. М. Носову и И. В. Попову, авторам картин, посвященных старому и новому быту якутов.

В 1930-е гг. выступили живописец В. А. Кандинский, живописец и график П. П. Романов, скульптор П. И. Добрынин, театральный художник Г. М. Туралысов, в первые послевоенные и в 1950-1960-е годы — живописцы С. Л. Александров, Л. А. Ким, М. В. Лукин, А. Н. Осипов, А. П. Собакин (композиции на историко—революционные и бытовые темы, портреты), Л. М. Габышев, Е. М. Крылов, Ф. Г. Павлов (пейзаж) и др., графики В. Р. Васильев, А. П. Мунхалов, Л. М. Неофитов, Э. С. Сивцев и др., скульпторы—портретисты С. А. Егоров, К. Н. Пшенников.

Для возрождения косторезного искусства много сделали И. Ф. Мамаев, Л. М. Никифоров и др. Традиции народной пластики нашли новое воплощение в жанровых группах К. Ф. Герасимова, С. П. Заболоцкого, Д. И. Ильина, В. П. Попова, анималистической миниатюрной скульптуре из кости С. Н. Петрова, С. Н. Пестерева, орнаментальной резьбе Т. В. Аммосова. Возрождаются также образы и приёмы народного декоративно—прикладного искусства (изготовляются деревянные чороны, меховая обувь, сумки с вышивкой бисером и т. д.).

Читайте в Иркипедии:

  1. Якуты (общие сведения)
  2. Якуты // История Сибири / гл. ред. А.П. Окладников
  3. Бый-Гал (якутское сказание)
  4. Так решили древние

Литература

  1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

Ссылки

  1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978 // Академик : сайт.
  2. Материальная культура народа Саха – памятники деревянного зодчества
  3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона  // Все слова : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.