Новости

Якут, Всеволод Семёнович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Неизвестен
Источник: kino-teatr.ru

Всеволод Семёнович Якут (настоящая фамилия Абрамо́вич; 30 января [12 февраля] 1912, г. Бодайбо, Иркутская губерния, Российская империя – 3 марта 1991, г. Москва, РФ) — актёр театра и кино. Народный артист СССР (1980), лауреат Сталинской премии (1946).

Биография

Детство и юношество

Родился Всеволод и провел свое детство в Бодайбо, небольшом городке на севере Иркутской области (Бодайбинский район). Сева увлекся рисованием и после окончания девяти классов решил поехать в Москву учиться на художника. Родные снабдили мальчика небольшими деньгами и посадили на маленький пароходик, шедший вверх по Лене. До Иркутска, где надо было пересаживаться на поезд, Всеволод добрался благополучно, но уже в дороге, не доезжая Новониколаевска, обнаружил, что у него украли все вещи, деньги и билет до Москвы. Контролеры ссадили мальчика с поезда, и он побрел по незнакомому городу Новосибирску, пока не увидел афишу цирка шапито. Что такое шапито, он не знал и загорелся желанием обязательно проникнуть в этот цирк. Это ему удалось, а после представления он пошел за кулисы и попросил взять его на любую работу. Его приняли подсобным рабочим — кормить животных, от лошадей до цирковых гусей. Некоторое время Сева кормил цирковых животных, а потом начал учиться у одного старого артиста клоунскому мастерству. Вскоре юношу стали выпускать на арену, сначала в утренниках, а потом и в вечерних представлениях.

Рабочим Всеволод пробыл недолго. Его привлекла профессия клоуна, и он стал учиться у старого циркового артиста этому ремеслу. Вскоре его начали выпускать на арену — сначала в утренниках, а потом и в вечерних представлениях. Впоследствии Якут с благодарностью вспоминал нелегкую цирковую школу, особенно жесточайшую внутреннюю дисциплину циркачей, не позволявшую им уходить с арены до тех пор, пока номер не исполнен до конца.

Театр Революции

На манеже молодой клоун отработал всего сезон. Затем случай свел его с труппой артистов Театра Революции, которые, находясь в Новосибирске, пришли в цирк на утреннее представление. После него режиссер Макс Терешкович с двумя коллегами зашел за кулисы и, попросив клоуна снять грим, долго рассматривал юношу без рыжего парика и краски, а затем неожиданно спросил: «А ты в театре хочешь работать?» «Хочу!» — недолго думая, ответил Всеволод. Терешкович дал ему визитку с адресом в Москве. Прошло несколько месяцев, и молодой клоун, накопив денег на дорогу, отправился в столицу.

В Москве

Терешкович руководил в то время Театром-студией им. Луначарского. Направил туда для обучения и Всеволода, однако на экзамене тот с треском провалился. Пришлось ему поработать какое-то время помощником режиссера. В день одного из спектаклей неожиданно заболел артист, игравший одну из главных ролей. Заменить его было некем, и от безвыходности режиссер предложил сыграть полковника-белоэмигранта Всеволоду. Тот сразу согласился, так как знал наизусть все слова и мизансцены. После спектакля, прошедшего с большим успехом, Терешкович сказал: «Зачисляю тебя в труппу. Кстати, как твоя фамилия?» — «Абрамович», — ответил Всеволод. Макс, у которого отчество было Абрамович, замялся, потом неожиданно спросил: «А откуда ты родом?» — «Из Якутии», — последовал ответ. Почему уроженец Бодайбо так сказал? Наверное потому, что в то время еще не было четкого административного деления (Якутская область какое-то время даже была частью Иркутской губернии), а потому точную принадлежность некоторых удаленных территорий к тому или иному субъекту Федерации знали разве что ученые-географы.

Признание

В студии он играл до 1934 года - до поступления в Ташкентский Театр Красной Армии Среднеазиатского округа. В 1938 году он вернулся в Театр имени Ермоловой навсегда. На сцене, которая стала ему родной, Всеволод Семёнович сыграл более 130 ролей. В том числе в спектаклях - "Европейская хроника", "Мачеха", "Диалоги", "Люди с чистой совестью", "Суббота, воскресенье, понедельник", "Преступление и наказание", "Старые друзья", "Костюмер".

Впервые Москва заговорила об актере Якуте после премьеры спектакля по комедии Шекспира «Как это вам понравится?». Образ Жака, созданный Всеволодом, определил подлинный масштаб его дарования.

На пике творческого пути, во всеоружии таланта и виртуозной актерской техники Всеволод Якут встретился с главной ролью своей жизни — образом Пушкина. Это был его звездный час в театре, не просто роль — судьба.

С первого же появления Пушкина-Якута в сцене на балу, когда он в камер-юнкерском мундире медленно шел на рампу, зритель безоговорочно и восторженно принимал его. И дело было не только в портретном сходстве. Несмотря на величие гения, его Пушкин был прежде всего человеком — ранимым, страдающим. Эту свою звездную роль Всеволод Семенович сыграл 840 раз.

Смерть

Ушел из жизни 3 марта 1991 года в возрасте 79 лет. Всеволод Семенович скончался на премьере спектакля «Калигула» по пьесе Альбера Камю (постановка А. Житинкина).

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Был награждён Сталинской премией 2-й ст. (1946) за роль Шуры Зайцева в спектакле «Старые друзья» Л. А. Малюгина. Народный артист РСФСР (1959), народный артист СССР (1980).

Творчество

Режиссеры давали молодому актеру самые разноплановые роли — большие и совсем маленькие, стариков и юношей, классические и современные. Впервые Москва заговорила об актере Якуте после премьеры спектакля по комедии Шекспира «Как это вам понравится?». Образ Жака, созданный Всеволодом, определил подлинный масштаб его дарования.

Совсем другим предстал Якут в спектакле «Старые друзья». В его персонаже Шуре Зайцеве зрители узнавали своих сверстников — фронтовиков, пришедших с войны. За этот спектакль Всеволод Семенович вместе с коллегами был удостоен Государственной премии. На пике творческого пути, во всеоружии таланта и виртуозной актерской техники Всеволод Якут встретился с главной ролью своей жизни — образом Пушкина. Это был его звездный час в театре, не просто роль — судьба. Работал Якут над образом великого поэта долго и мучительно трудно. Искал грим, сделал десятки карандашных набросков. В читке роль шла легко, а в действии актера что-то тормозило, мешало ему. Он нервничал, дергал партнеров.

Выпуск спектакля задержали. Якут поехал в Ленинград, в Музей-квартиру Пушкина на Мойке. Актеру по его просьбе разрешили остаться в кабинете поэта после закрытия музея.

Якут рассказывал: «Все ушли. Горела свеча... На камине стояла миниатюра Натали кисти Брюллова. Книги, диван, снег за окном. И вдруг мне стало страшно... Я сердцем почувствовал трагическое одиночество поэта в мире: Натали уехала на очередной бал, где-то Николай I, Бенкендорф, Дантес, Геккерн, подметные письма. Круг замкнулся, и выхода уже нет... В те минуты Пушкин стал для меня очень близким, родным человеком. В работе над образом эти часы, проведенные в его кабинете, сыграли решающую роль. Я вернулся в Москву освобожденным от оков, которые сковывали меня прежде».

С первого же появления Пушкина-Якута в сцене на балу, когда он в камер-юнкерском мундире медленно шел на рампу, зритель безоговорочно и восторженно принимал его. И дело было не только в портретном сходстве. Несмотря на величие гения, его Пушкин был прежде всего человеком — ранимым, страдающим. Эту свою звездную роль Всеволод Семенович сыграл 840 раз.

Мнение экспертов

Марина Райкина рассказывает об актере, которого называли «рыцарем театра».

В своем трепетном отношении к театру он был по-настоящему старомоден. На спектакль приходил, как минимум, за час-полтора, а каждая роль отличалась тщательностью проработки каждой детали. Он практически всю жизнь прослужил в одном единственном театре — Театре имени Ермоловой. В кино он был занят значительно меньше и, в основном, играл роли второго плана. Настоящая фамилия Всеволода Семёновича — Абрамович. История о том, как он стал Якутом, превратилась в легенду. Сева Абрамович родился в якутском городе Бодайбо. Он так сильно любил рисовать, что после школы поехал в столицу учиться на художника. Но судьба распорядилась по-своему. По дороге у него украли деньги и вещи, до Москвы он не доехал и оказался в Новосибирске. Там устроился рабочим в цирк, затем постепенно стал постигать клоунское мастерство и выходить на арену. Юношу на одном из представлений заметил режиссёр Максим Абрамович Терешкович, который был вместе с труппой на гастролях, и предложил ему работу в театре. Учитывая, какое это было время, решили дать ему псевдоним — Якут, поскольку он родился в Якутии. Так Всеволод Абрамович превратился во Всеволода Якута и начал долгий творческий путь в театре им. Ермоловой. Сыграл во многих спектаклях. Одна из интересных ролей в фильме-спектакле по одноименной пьесе Бориса Лавренева — «Разлом».

Олег Басилашвили, народный артист СССР 

На мой взгляд, любой спектакль – острый, современный, романтический – должен нести ноту своей поэзии... Или Всеволод Якут, игравший Пушкина в Театре Ермоловой. Великий русский артист творил чудеса на сцене. Мы ходили на спектакль с мамой. Академики, пушкинисты пришли смотреть на Якута в образе Александра Сергеевича. Помню, как они уходили из зала, возмущались: «Безобразие! Как не стыдно?! Разве это Пушкин?»

Цитаты

Всеволод Якут о театре:

"Театр — это определенная общность людей, объединенных единством гражданских и художественных взглядов. Это основа создания коллектива, но этого мало. Важно, чтобы людей объединяли и хорошие, дружеские отношения, чтобы они испытывали радость от встречи друг с другом, будь то на репетиции или на спектакле. А это достигается только увлеченностью общим делом и любовью к своему театру. Любовью, которая превыше всего, выше личной приязни или неприязни, хороших или плохих характеров. Если каждый будет думать, прежде всего, о театре и научится находить даже в самом неприятном для себя человеке качества, которые ему симпатичны, тогда при единстве взглядов на искусство и может возникнуть коллектив. Ермоловский театр с первых дней своей жизни был таким коллективом. Мы всегда дорожили тем, что работаем в нем. Наших актеров отличало и отличает удивительное постоянство, они никогда не путешествовали в другие труппы, хотя и получали немало соблазнительных предложений. 
Настоящий театральный коллектив — как семья. Из нее трудно уйти, в нее трудно войти новому человеку. К нам приходили многие актеры, но если человек не выбирал Ермоловский театр среди других, если ему было все равно где работать, он не приживался в нашей труппе, даже если он был профессионально сильным и талантливым актером. И были такие, которые легко входили в нашу жизнь и быстро становились необходимыми."

Роли в театре

1939 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского — Раевич;

«Как вам это понравится» Шекспира — Жак-Меланхолик;

«Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли — Алан;

«Старые друзья» Л. А. Малюгина — Шура Зайцев;

«Пушкин» Андрея Глобы — Пушкин;

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Родион Раскольников;

«Бешеные деньги» А. Н. Островского — Кучумов;

«Бал воров» Ж. Ануя — лорд Эдгар;

«Разлом» Лавренёва — Берсенев;

«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Серебряков;

«Горное гнездо» по Д. Н. Мамину-Сибиряку — Прейн;

«Костюмер» Рональда Харвуда — сэр Джон;

«Калигула» Альбера Камю — старый патриций.

Фильмография

1947 — "Свет над Россией";

1956 — "Хозяйка гостиницы" — маркиз Форлипополи;

1958 — "Хождение за три моря" — Мигуэль;

1960 — "Возвращение" — Антонио;

1961 — "Подводная лодка" — капитан;

1962 — "Цепная реакция" — автор;

1962 — "Кубинская новелла" — Роберто Мартинес;

1965 — "Игра без правил" — Джеймс Грейвуд, полковник американской контрразведки, он же «иранский ученый Али Хаджар»;

1967 — "Сергей Лазо" — Милкован;

1967 — "Операция «Трест»" — Сидней Рейли;

1969 — "Цена";

1969 — "Обвиняются в убийстве" — профессор Ковалёв;

1970 — "Хуторок в степи" — Файг, хозяин частной гимназии;

1972 — "Командир счастливой «Щуки»";

1973 — "10 февраля незадолго до 3 часов пополудни";

1974—1977 — "Хождение по мукам", серия «Разлом»;

1974 — "Абу Райхан Беруни";

1976 — "Туфли с золотыми пряжками" — королевский сыщик;

1976 — "В одном микрорайоне";

1976 — "…И другие официальные лица" — Мигель;

1977 — "Разлом" (телеспектакль по пьесе Бориса Лавренёва) — Берсенев;

1978 — "Плата за истину";

1978 — "Квартет Гварнери" — Томсон;

1979 — "Горное гнездо";

1980 — "Белый снег России" — Эмануил Ласкер;

1982 — "Низами";

1983 — "Ложь на длинных ногах";

1984 — "Зелёная карета";

1987 — "Костюмер" — сэр Джон.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.