Высшее начальное железнодорожное училище на станции Иннокентьевская

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Высшее начальное железнодорожное училище на станции Иннокентьевская открыто в 1900 на средства железнодорожного ведомства как одноклассное начальное училище. В 1903 стало двухклассным. В 1918 получило статус городского высшего начального училища.

Общие сведения

Осуществляя строительство Великого Сибирского пути, Министерство путей сообщения царской России серьезное внимание уделяло организации медицинского обслуживания, строительству жилья для железнодорожных служащих, созданию училищ для их детей. В связи с тем, что учебные заведения возводились и содержались на средства железных дорог, для них были разработаны и утверждены «Правила для одно- и двухклассных училищ Министерства народного просвещения на железных дорогах» (утв. 25 сентября 1898). Эти «Правила…» разрешали управлениям железных дорог учреждать для детей железнодорожных служащих училища, и в то же время утверждали, что эти училища «находятся под ближайшим наблюдением директоров и инспекторов народных училищ». Согласно § 6 «Правил…», дорога обязана была для означенных училищ для детей железнодорожных служащих: 1) давать помещения для училищ в зданиях и в частных квартирах; 2) покрывать из своих средств расходы как по ремонту училищных зданий, так и по найму помещений для самих училищ и для преподавателей, а также по отоплению, освещению, найму прислуги; 3) уплачивать из своих средств жалование преподавателям, приобретать пособия и принадлежности.

На созданной станции Иннокентьевской, строительство которой было начато в 1894, проживало много семейных железнодорожников, имевших детей. Однако родители были лишены возможности учить своих ребят ежедневно в школе, поскольку школа была расположена в иркутском предместье Глазково – очень далеко, в 7 км от станции.

15 августа 1900 на станции Иннокентьевской на средства железнодорожного ведомства официально было открыто училище, в котором могли обучаться как мальчики, так и девочки. Первоначально было принято 40 человек.

Согласно инструкции 1857, учебное заведение по типу относилось к сельским училищам. С 1900 по 1903 училище было одноклассным. Занятия проходили в казенном доме[1] при станции. В связи с бурным ростом населения Иннокентьевского поселка увеличилась численность детей школьного возраста. Возможностей учебного заведения стало не хватать, поэтому школьно-библиотечный комитет Сибирской железной дороги обратился с ходатайством к директору народных училищ Иркутской губернии с прошением о преобразовании училища в двухклассное. Просьба была удовлетворена. Уже в 1903 училище стало двухклассным. На 1 января 1904 в нем уже числилось 106 учеников.

В 1905 на средства Министерства путей сообщения по типовому проекту построек Сибирской железной дороги возвели здание, предназначенное для двухклассной школы на 100 мест (это сооружение прослужило почти 90 лет, было снесено только в 1988).

На первом этаже возведенного в роще школьного здания размещались две классные комнаты, учительская и гардероб, на втором – четыре классные комнаты. Крепкие лиственничные бревна сверху были обшиты досками, высокие окна обрамлены скромными наличниками, а на крыше – две затейливые башенки.

Прямоугольное в плане, здание с северного торца имело одноэтажный перпендикулярно расположенный пристрой. Высота потолка в нем была гораздо больше, чем в классных комнатах, – 5 м 30 см, тогда как в классах – 3 м 50 см. Это был актовый зал со сценой. Он также служил для занятий гимнастикой.

На довольно обширной территории училища, кроме основного здания, находились также два небольших дома. В них располагались квартиры для учителей и школьных служащих.

В 1906 в училище получали образование уже 254 человека. 1 января 1909 – 327 учеников (194 мальчика и 133 девочки) от 8 до 16 лет. По сословию дети распределялись следующим образом: из дворян – 1, из казаков – 3, из мещан – 35, из крестьян – 178.

В 1918 станция Иннокентьевская административно вошла в состав города Иркутска, а училище получило статус городского высшего начального училища.

Учительский состав

Преподавательский состав был небольшим: заведующий училищем, законоучитель, преподаватель гимнастики (гимнастикой с учениками зачастую занимался какой-либо отставной унтер-офицер). Самой первой учительницей в училище была Ксения Ивановна Якушева, выпускница Томской гимназии.

В 1909 вместе с заведующим в училище работало семь преподавателей: два учителя и пять учительниц. Двое окончили учительскую семинарию, один – прогимназию, один – епархиальное училище. Годовая заработная плата заведующего составляла 740 руб., жалование преподавателей выражалось в сумме 600 руб. Четверо педагогов имели казенные квартиры, остальные ежегодно получали по 150 руб. квартирных.

В 1908–1913 в училище работали Вера Ивановна Минеева, Константин Федорович Минеев, Евгения Рудольфовна Беляева, Е. Серебровская, Е. Иванова, И. Большедворский, Л. Сысуева.

В 1914–1915 должность заведующего училищем исполнял Константин Федорович Минеев.

Непременным и очень важным лицом в училище был почетный блюститель. В его функции входили участие в «испытаниях окончивших курс» (экзамены), выбор системы ручного труда и наблюдение за занятиями ремеслами и рукоделием. Он же принимал меры (наряду с родителями) для побуждения «нерадивых» детей к «правильному посещению классов». Известно, что почетным блюстителем открытого на станции Иннокентьевская училища был назначен коллежский асессор, инженер путей сообщения Виктор Владимирович Петрини – начальник XXV участка службы пути.

Образовательный процесс

В первом классе училища реализовывалось трехлетнее начальное обучение, занятия вел один педагог. Во втором классе дети обучались в течение двух лет, здесь уроки вели уже учителя-предметники. Всего было пять отделений (аналог современных классов). Таким образом, дети получали начальное образование в течение пяти лет при условии успешной сдачи переводных экзаменов.

Объем учебного материала определялся правилами 1898 и программами, приложенными к инструкции. Основными предметами были Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, русская история, география, естествознание, сокращенный курс геометрии. Кроме этого, в училище преподавали рукоделие для девочек, гимнастику, хоровое пение. Уроки длились 45–50 минут.

Училище имело неплохую библиотеку, в ней насчитывалось около 600 книг для учеников и более 90 книг для учителей. Ежегодно библиотечный фонд пополнялся новыми изданиями. Иркутская газета «Восточное обозрение» сообщала, что 25 февраля 1905 учениками школы был дан спектакль, сбор от которого пошел в пользу ученической библиотеки.

Выделялись средства на приобретение наглядных пособий. Предметом гордости заведения был «волшебный фонарь», с помощью которого проводились внеклассные чтения и показывались «картины», до 200 в год.

Зал для занятий гимнастикой, где имелась сцена, за небольшую плату сдавался в аренду под проведение спектаклей, концертов, других увеселительных мероприятий. В то время в поселке только в училище имелось такое вместительное помещение.

Источники и литература

  1. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003.
  2. Памятная книжка по Иркутской губернии на 1903 год. – Иркутск, б/г.
  3. Пономарева Н.С., Сальников М.В., Ткачева А.В. Школьной истории строки живые: К 110-летию средней школы № 67 города Иркутска. – Иркутск, 2010.
  4. Официальный сайт школы № 67 г. Иркутска.
  5. Ученические поезда // Восточное обозрение. – 1905. – 29 января.

Сноски

[1] Казенный дом – жилой дом, предоставляемый ведомством железной дороги только для своих служащих.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015