Новости

Всеобщее обучение // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Всеобщее обучение

Сиб., как культурно-отсталая окраина по развитию своей сети нач. образования, до рев. никогда не подходила даже и к отдаленной перспективе возможности осуществления В. о. Постановление правительства РСФСР об осуществлении В. о. в Республике к 1933/34 было принято 31 августа 1925. Конечным годом осуществления В. о. в Сиб. принят 1933/34, т.-е. срок, установленный правительством РСФСР (но в ДВК предполагается достигнуть В. о. к 1931/32). Введение обязательности нач. обучения на территории окр. или даже отдельных районов будет осуществляемо в течение указанного периода решениями окр. исп. к-тетов советов. Первым этапом продвижения к В. о. является общедоступность нач. обучения, при к-рой не будет отказов в приеме в школу при добровольности ее посещения и при включении каждого из населенных пп. в школьный район. Для осуществления обязательного В. о. правительством установлен 4-летний курс обучения, при чем нормальной школой мыслится школа в составе 4 последовательных групп с отдельным учителем на каждую группу. Т. о., процесс осуществления всеобщего обучения предполагает не только количественное развертывание школьной сети, но и значит. повышение по сравнению с фактическим состоянием (см. Начальное образование) типа начальной школы. С другой стороны, В. о. пред’являет требование действительной общедоступности нач. школы детям рбч. и основной массы крестьянства и максимального приближения школы к населению. Эти два требования д. б. учтены и приведены в равновесие при построении школьной сети. Трудность эта особ. значит. в условиях территориальной разбросанности Сибири. Наиб. целесообразное построение школьной сети обусловливается правильным построением отдельных школьн. районов. Под школьным районом нужно понимать селение или часть селения, или, наконец, группу селений, школьные потребности населения к-рых обслуживаются одной школой. Как при плановых расчетах В. о., так и при построении школьной сети (школьных районов) за определенную школьную единицу принимается школьный комплект (40 учащихся на одного учителя). В районах, заселенных национальными меньшинствами, не живущими компактными массами, школьный комплект может быть снижен до 30 учащихся. Нормальный школьный район должен обслуживать 150—160 детей школьного возраста (к школьному возрасту относятся 4 возрастных группы 8, 9, 10, 11 лет). Предельным территориальным радиусом школьного района установлено 3 версты. Расширение радиуса при недостаточности детей школьного возраста в школьном районе возможно при непременном, однако, условии обеспечения доступности школы для детей из селений, находящихся за пределами школьного радиуса. Мерами, обеспечивающими доступность школы в этих случаях, могут быть: 1) школа с интернатом при ней (в условиях особой разобщенности населения), 2) школы с общежитиями при них для учащихся из окрестных селений, 3) расквартировании учащихся из окрестных селений в пришкольном селении, 4) подвоз до школы и 5) организация ночлега при школе. На 1 сельский населенный п. приходится населения: в Сиб. крае 503, Б.-М. Респ. 190, ДВК 430, Якут. Р. 172. При этом плотность населения в ср.: по Сиб. краю 2,1, Б.-М. Респ. 1,5, ДВК 0,7, Якут. Р. 0,1. Трудности целесообразного построения школьной сети тем значительнее, чем мельче населенные пп. и чем реже население. Отсюда наиб. трудности в построении школьной сети имеются в Б.-М. и Якут. Р. В Сиб. крае школьная сеть с наименьшими трудностями м. б. построена в ср. и ю.-з. части края и с наиб. в сев. части окр. Тарского, Томского, Красноярского, Канского, Тулу-новского и в окр. Иркутском и Киренском. Осуществление действительной общедоступности обучения, а затем и обязательности его совершенно немыслимо без оказания материальной помощи детям беднейших слоев населения, особ. детям низкооплачиваемых рбч. и деревенской бедноты. Эта помощь должна осуществляться, в основном, путем обеспечения детей теплой одеждой и обувью. В течение ближайших лет осуществления В. о. к делу обеспечения всем необходимым детей низкооплачиваемых рбч. и деревенской бедноты д. б. в максимальной степени привлечены средства общественных организаций (кооперация, профсоюзы, к-теты крест. взаимопомощи и т. д.). Огромные затруднения планомерного охвата детей школой I ступ. создает наличие в этих школах значит. количества переростков. Обучение их д. б. выделено из школы I ступ. в особые школы для переростков с одногодичным или двугодичным курсом обучения. В каждом школьном районе, имеющем не менее 25 неграмотных переростков, д. б. организован комплект такой школы.

В основу плановых расчетов осуществления В. о. кладется количество детей школьного возраста (8—11 лет). Для определения потребности в школьных местах к количеству детей школьного возраста присчитывается 15% мест для второгодников. С учетом второгодников, потребность по годам в школьных местах и количество учащихся, фактически имеющееся и намеченное по плану, таково:

Затраты, связанные с ведением В. о., слагаются из расходов: а) по текущему содержанию школ, б) единовременному оборудованию вновь открываемых школ, в) по школьному строительству и капитальному ремонту, г) по мероприятиям, обеспечивающим общедоступность школы для детей бедноты, д) по мероприятиям краткосрочной подготовки учительского персонала. Проект пятилетнего плана развития нар. образования в Сиб. крае предусматривает расходы на введение В. о. в след. размерах: 1927/ 28—11.909,8 тыс. руб., 1928/29— 16.076,2 тыс. р., 1929/30—19.634 тыс. руб., 1930/31— 22.313 тыс. р., 1931/32—25.799 тыс. руб., 1932/33— 29.628 тыс. р. За пять лет раб. затраты на нач. образование возрастают до 247,9% к 1927/28. Стоимость текущего содержания одного школьного комплекта с 825 руб. 20 коп. в 1928/29 возрастает до 1.301 руб. 40 коп., увеличиваясь до 157,7% к 1927/28. При этом стоимость одного ученика с 20 руб. 63 коп. в 1927/28 возрастает в 1928/29 до 32 руб. 53 коп.

Ориентировочные планы введения В. о. в смежных с Сиб. краем обл. намечают след. затраты в связи с его осуществлением: Б.-М. Респ. в 1927/28 расходует на содержание сети начальн. образования 977 тыс. руб. и на школьное строительство 264 тыс. руб.; расход к 1933/34 предположено довести на содержание до 2.107 тыс. руб. и на школьное строительство до 426 тыс. рублей. За семь лет предположено израсходовать на В. о. 13.162 тыс. руб. ДВК в 1927/28 расходует на содержание сети начального образования 4.534 тыс. руб. и на школьное строительство 1.420 тыс. руб. К 1933/34 расход по содержанию сети доводится до 8.194 тыс. руб. и по школьному строительству до 1.688 тыс. руб.: всего за 7 лет предположено израсходовать на В. о. 57.736 тыс. руб. Казак. Р. в 1927/28 расходует на содержание сети нач. образования 5.993 тыс. руб. и на школьное строительство 5.687 тыс. руб. К 1933/34 расход доводится по содержанию до 26.920 тыс. руб. и по школьному строительству до 16.991 тыс. руб.; всего за 7 лет предположено затратить на В. о. 176.564 тыс. р. По Казак. Респ. обращает внимание огромный относительно расход на школьное строительство, что об’ясняется полным отсутствием там школьных зданий. Бюджетное напряжение в связи с введением В. о. весьма велико, и местные бюджеты не могут в полной мере обеспечить рост расходов в связи с В. о. Местные планы В. о. предполагают покрытие расходов за счет местного бюджета в след. размерах: Сиб. край 72,5%, Б.-М. Респ. 81,4%, ДВК 86,1%, Казак. Р. 32,1%. Недостаток средств предполагается восполнить дотациями госбюджета. Как видно, наиб. материальные трудности на пути В. о. встречаются в Казак. Р., к-рая может выполнить план лишь при условии участия в расходах госбюджета в размере 2/3 общей суммы затрат. Приведенные данные о размерах затрат на В. о. являются, разумеется, ориентировочными и в зависимости от изменений в конкретной действительности будут претерпевать некоторые изменения.

Выполнение плана В. о. в Сиб. крае начато с 1925/26. Основными директивами планового осуществления явилось постановление III Пленума Сиб. Краевого Исп. К-тета. Два года практического осуществления плана дали след. результаты: по сел. местностям края на I ступ. обучения имелось 7.090 школьных комплектов; было намечено по плану на 1927/28—11.216 комплектов. Фактически существует в 1927/28 10.937; % выполнение плана в городах идет с некоторым превышением предположений, что об’ясняется ростом гор. населения. Недостаток и неудовлетворительное состояние школьных зданий являются одними из основных трудностей осуществления В. о. 

Подавляющее большинство спец. школьных зданий — деревянные, постройки до 1914, требуют значит. средств для капитальных ремонтов. Так, по Сиб. краю 55,9% зданий могут существовать без капитального ремонта только 1 год. Основным недостатком существующих школьных зданий является недостаточность их об’ема и неприспособленность для целей В. о. По числу классных комнат школы Сиб. края распределяются так (см. таблицу на стр. 569).

Задача комплектного развертывания школ I ступ., выдвигаемая В. о. особ. в. сел. местностях, затрудняется недостаточностью существующих школьных зданий. Подавляющее большинство сел. школьных зданий приспособлено лишь для раб. однокомплектных школ. 

Ориентировочные подсчеты школьно-строит. программы, на основе обследования состояния школьных зданий и потребности в новом школьном строительстве для осуществления В. о., в Сиб. крае исчисляют расход только по сел. местностям по капитальным ремонтам в 1.963.720 руб., по расширению школьных зданий и 2.140.000 руб., по замене школьных зданий, пришедших в ветхость 7.732.700 руб. и по новому школьному строительству 70.181.156 руб. Общая сумма затрат на школьные здания ориентировочно определена в 82.017.576 руб. Т. о. проблема капитальных вложений в школьное строительство является одним из основных условий успешного осуществления В. о. Выполнение строит. программы возможно только при максимальном привлечении к этому делу обществен. средств. Одним из основных требований ко всякому школьному строительству, в т. ч. и к общественному, является плановость строительства и соблюдение минимально необходимых норм школьной гигиены и санитарии.

Следующим основным условием осуществления В. о. является обеспечение школьной сети учащими. (См. таблицу: «Рост учащих в шк. I ступ.).

Т. о. очевидно, что наиб. трудности в замещении учительских должностей стоят перед Казак. Р. и перед Сиб. краем. В последнем, по пятилетнему плану развития народного образования (с 1927/28 по 1930/31) потребность в учительской рбч. силе исчислена: для замещения вакансий во вновь открываемых комплектных 5.854 и для пополнения естественной убыли 2.797; всего 8.651. Источниками покрытия этой потребности намечаются: педтехнику-мы 1.265, педагогические курсы (одногодичные и краткосрочные) 2.625, школы II ступ. м педагог. уклоном 3.022, безработные работники просвещения 410 и приглашение учителей из др. частей СССР 1.329. В. о. среди населения нац. меньшинств исчерпывается всеми вышеприведенными общими расчетами. Принципиально отличным во В. о. нацмен. населения является требование обучения в школе на родном языке, что выдвигает требования укомплектования школ учителями, знающими нац. язык и снабжения их национальной лит-рой. Для целого ряда национальностей Сиб. в связи с этим встает вопрос о создании нац. письменности. В. о. среди переселенцев приведенными общими расчетами не предусматривается и будет проводиться по дополнительному плану на основе плана переселения В Сиб.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Жданов Б. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях