ВОЗНЕСЕНОВСКАЯ КУЛЬТУРА, была распространена практически во всем Нижнем Приамурье. Относится к эпохе позднего неолита (конец III — середина II тыс. до н. э.). Открыта А.П. Окладниковым в 1960-е гг. как культурно-хронологический этап нижнеамурского неолита, в 1970-е гг. выделена А.П. Деревянко в отдельную культуру.
Известны более 60 поселений. Материалы Вознесеновской культуры исследованы на памятниках Вознесеновское, на острове Сучу, Кондон-Почта, Сорголь, Кольчём, Голый Мыс, Какорма, Малая Гавань, Тахта и др. На поселении Сучу раскопаны огромные землянки округлой в плане формы. Стенки уступчатые, очаг в центре сооружения. Кровля опиралась на столбы. В одном из жилищ обнаружены остатки кана — по-видимому, древнейшего отопительного сооружения на Дальнем Востоке. Небольшие жилища были четырехугольной и округлой формы котлована глубиной до 1 м. Внутри сооружались земляные уступы-нары, пол выстилался берестой. На полу жилищ и вне их пределов зафиксированы ямки от каркасно-столбовой основы построек. Очаги прямоугольной, округлой, овальной формы обычно устраивались в центре жилища, иногда у его стенок. Керамика плоскодонная. Наиболее распространенным типом посуды являются ситулообразные изделия, затем горшки; есть шаровидные сосуды; известны банки, чаши и вазы. Орнаментированы вертикально расположенными гребенчатыми зигзагами, спиралевидным узором, меандром, порой выполненными красной краской. Иногда по блестящей малиново-красной поверхности наносились ленточные полосы узора, заполненные черной краской. Встречается орнамент в виде «амурской плетенки». Замечательны сосуды с изображениями человеческих личин и антропоморфных сюжетов, изображенных рельефными налепами и узором, а также малиново-красной краской. Каменный инвентарь богат и разнообразен. Это наконечники стрел различных форм, вкладыши для комбинированных орудий, обработанные тончайшей ретушью, скребки, полулунные ножи, шлифованные тесла. Найдены грузила с желобками для привязывания. Вероятно, земледельческими орудиями можно считать сланцевые мотыги треугольной формы, сегментовидные куранты из гранита, зернотерки и песты. Чрезвычайно богата мелкая глиняная пластика, включающая зооморфные и антропоморфные скульптуры, а также фигурный кремень, фаллические изображения из камня и глины. К Вознесеновской культуре, вероятно, относится ряд личин, открытых А.П. Окладниковым на петроглифах Сакачи-Аляна и Малышева на Амуре, Шереметьевского на Уссури. Такие иконографические каноны, как сердцевидные контуры, спиралевидные узоры и другие, тождественны приемам, использованным на вознесеновской керамике. Хозяйство носителей Вознесеновской культуры было оседлым рыболовческим, базировавшимся на богатых запасах рыбы, прежде всего лососевых. Благоприятные климатические условия и оседлость стимулировали освоение земледелия. Охота и собирательство являлись вспомогательными отраслями. Предметы искусства свидетельствуют о высокоразвитом духовном мире носителей Вознесеновской культуры.
Лит.: Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Л., 1971; Он же. Отчет о раскопках древнего поселения у с. Вознесеновского на Амуре в 1966 г. // Материалы по археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1972. Ч. 1; Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток, 1973; Неолит Северной Евразии. М., 1996; Шевкомуд И.Я. Поздний неолит Нижнего Амура. Владивосток, 2004; Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток, 2005.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей