Борис Валентинович Волынов (18 декабря 1934, г. Иркутск, РСФСР, СССР) — лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, почётный гражданин города Иркутска.
Мать Б.В. Волынова, Евгения Израилевна, — иркутянка, с 1932 по 1938 училась в Иркутском медицинском институте, после его окончания получила направление в город Прокопьевск Кемеровской области, где Борис в 1952 успешно окончил среднюю школу, а затем – Сталинградское военно-авиационное училище. Служил в авиационных частях противовоздушной обороны Московского военного округа, летал на самолёте МИГ-17. Как-то Волынова вызвали к командиру полка. Перед кабинетом сотрудник особого отдела дал ему подписать бумагу о неразглашении темы разговора. Находившийся в кабинете подполковник спросил Волынова, согласен ли он летать на технике, более совершенной, чем самолёты, на больших скоростях и высотах. Борис Валентинович ответил согласием и был направлен на медкомиссию в Москву. Тесты и проверка здоровья заняли 40 суток. Так Волынов оказался в первом отряде космонавтов.
По признанию Бориса Валентиновича, «труден и сложен путь в космос. Очень труден». Это признание он сделал в статье «У истоков космических свершений», опубликованной в газете «Красная звезда» 18 декабря 1976 года. Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях серии «Восток» он был одним из дублёров лётчиков-космонавтов В. Ф. Быковского (1963) и Г. Т. Берегового (1968). В 1968 Волынов окончил Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. А его первый полёт в космос состоялся с 15 по 18 января 1969. Он был командиром трёхместного космического корабля «Союз-5». В экипаже корабля были также бортинженер А. С. Елисеев и космонавт-исследователь Е. В. Хрунов. В этом полёте впервые в мире была осуществлена стыковка двух пилотируемых космических кораблей и, таким образом, образована орбитальная станция из двух кораблей. А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов перешли в «Союз-4», пилотируемый В. А. Шаталовым, а «Союз-4» возвратился за землю. Командир «Союза-5» Б. В. Волынов летал в космосе ещё сутки.
О том, что в космосе земляк, в Иркутске узнали быстро. Иркутяне отправляли в его адрес многочисленные телеграммы и письма. Особую гордость они испытывали потому, что позывным корабля «Союз-5» было слово "Байкал", выбранное по желанию Б. Волынова. Позднее космонавт рассказывал:
«… Родился в Иркутске. Знакомых там, правда, осталось мало. Но всё равно, пролетая, всегда отмечаю: вот Иркутск. Байкал – особая статья. От Байкала – наш позывной».
18 января Волынов сориентировал корабль для схода с орбиты, но в нужный момент отказала автоматика системы спуска. С Земли успокоили, и он стал спускаться вручную. Корабль «Союз» состоял из отсеков, которые должны были отделиться при спуске, а на землю приходил только отсек, в котором находилась кабина космонавта. Как вспоминал космонавт позднее,
«… при ручном спуске не сработали цепи болтов, разделяющих корабль. И корабль вошёл в атмосферу в нештатном комплекте: отошёл алюминиевый бытовой отсек, отошёл двигательный отсек, а приборный остался… Корабль шёл в атмосферу входным люком, сделанным из титана… Вокруг «связки» двух отсеков бушевало адское пламя, испаряя металл обшивки и превращая его в раскалённую плазму..."
Как вспоминал Волынов, он каждой клеточкой, каждым нервом почувствовал, что от смерти его отдаляют минуты. Но чувство долга оказалось сильнее чувства страха. Ему удалось подавить панику и сделать так, чтобы сохранились результаты труда и риска. Он вырвал из бортжурнала нужные страницы, касающиеся стыковки «Союзов», плотно свернул их и засунул в середину журнала, так как знал, что бумага обгорает с боков, а середина может уцелеть. Потом он наговорил на магнитофон всё о ситуации, случившейся с ним, понимая, что на Земле это поможет выяснить причины неудачного спуска. И всё же чудо свершилось: на высоте 80-90 км сработали термодатчики пожарной защиты и приборный отсек отлетел. Спускаемый аппарат по крутой траектории пошёл к Земле. На высоте десяти километров открылся парашют и, казалось, все неприятности позади, но начали закручиваться стропы основного парашюта, потом жгут строп стал раскручиваться в обратную сторону. Приземление было жёстким, но космонавт остался жив, получив на память перелом корней верхних передних зубов. Когда выбрался из кабины, около часа ожидал поисковую группу, а в казахстанской степи стоял мороз в -380. После аварии медики, психологи, руководители полётов пришли к выводу – в космосе Волынову больше не бывать. Долгое время обстоятельства этого полёта были засекречены. И лишь в начале XXI века Б. Волынов рассказал об обстоятельствах приземления.
Поэт М. Сергеев посвятил этому полёту стихи «Его позывные Байкал»:
Когда долетел байконуровский шквал
В январские белые чащи,
Мне вдруг показался не морем Байкал,
А синей ракетой летящей.
И выдули солнце из сопок ветра,
Качнулась тайга после взлёта,
И вдруг полыхнула моя Ангара,
Как огненный след звездолёта.
И вот оторвался от леса, от скал,
В пространство межзвёздное хлынув,
И вот на орбиту выводит «Байкал»
Земляк-звездолётчик Волынов.
Ему позывные даны неспроста:
Давно уже символом стала
И сила, и вечность, и чистота
Священного моря – Байкала.
После практического отстранения от полётов, Волынов сделал всё возможное и невозможное, чтобы его вновь допустили до полётов. Преодолев психологический барьер, он продолжал упорно тренироваться. 6 июля 1976 Б. В. Волынов совершил второй полёт в космос на корабле «Союз-21» в качестве командира корабля. В составе экипажа был лётчик-космонавт Виталий Жолобов. В этом полёте была впервые осуществлена стыковка с орбитальной станцией «Союз-5».
И вновь, по воспоминаниям, Бориса Валентиновича, произошла «…нештатная ситуация. О ней также громко не говорили. На 42-е сутки полёта станция выключилась полностью – обесточилась. Самое интересное, что мы находились на теневой стороне орбиты: ночь, темнота полная. Выключился свет. В невесомости наш аппаратик, который определяет пространственное положение, не работает… Я был командиром, поэтому сказал: «Виталий, идём к центральному пункту, двигайся за мной»… Добрались… Включили дежурное освещение. И – оглушительная тишина космоса. А кислорода у нас запас только тот, что в станции… Вентилятор не работает, не прогоняет отработанный воздух через регенератор…», — вспоминал позднее Б. В. Волынов. Через час сорок минут, которые показались космонавтам бесконечно долгими, всё пришло в норму. Однако авария сильно повлияла на состояние космонавта В. Жолобова и полёт пришлось прекратить. Но за 49 суток, проведённых в космосе, основная программа исследований была выполнена.
В общей сложности Борис Валентинович провёл в космосе 52 дня 17 минут и 47 секунд. До 1982 года Борис Валентинович был в действующем отряде космонавтов. В 1980 он защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата технических наук. После отставки из отряда космонавтов, он восемь лет проработал в Центре подготовки космонавтов в Звёздном. В 1990 вышел в отставку. Несколько лет был вице-президентом Российской ассоциации международного сотрудничества.
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 ст., орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 ст. Ему присуждены Золотая медаль им.К.Э. Циолковского Академии наук СССР и Почётный диплом им. В.М. Комарова (ФАИ). Он также награждён орденами Болгарии, Польши, Венгрии. Почётный гражданин городов Иркутска, Калуги, Кустаная, Прокопьевска, Воркуты. В городе Прокопьевске ему при жизни установлен бронзовый бюст как дважды Герою СССР.
Активный член иркутского землячества «Байкал» в Москве. С членами землячества неоднократно бывал в Иркутске, встречался с иркутскими студентами, бывал и в районах области.
Читайте в Иркипедии:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей