ВОЛОСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ конец XVIII - середина XIX вв. В конце XVIII в., в ходе административных реформ генерал-губернатора пермского и тобольского Е.П. Кашкина низовые административно-территориальные единицы (остроги, слободы, вотчины, погосты, ямы) были объединены и названы волостью.
Согласно предписаниям, численность населения волости не должна была превышать 400—800 душ мужского пола. Преобразования касались не только численности, они предполагали также изменения в порядке податного обложения сельского населения. В волость объединялись государственные и экономические (бывшие монастырские и церковные) крестьяне, однодворцы, ямщики и поселенцы. По территории сибирская волость нередко превосходила российские уезды, а по численности населения значительно уступала. Согласно именному указу (1781), волость делилась на «сотни и десятки, дабы начальные между ими всякое своеволие, разврат и ослушание устранять могли», возглавляли эти участки сотские и десятские: от 20 до 30 дворов — 1 сотский и 2 десятских, менее 10—1 десятский.
Независимо от количества жителей волости в волостной суд входили староста и 2 «выборных»; на эти должности баллотировались 18 кандидатов на 3-летний срок. Длительная служба обременяла крестьян, поэтому избирался двойной штат, чтобы можно было чередоваться (раз в полгода).
Волостной суд, как представитель государственные власти, следил за исполнением законов и указов всех вышестоящих органов, в том числе казенных палат и земских судов; участвовал в сборе податей, поимке беглых, составлении отчетов; с помощью сотских и десятских следил за общественным порядком, нравственностью; доносил земскому суду о происшествиях; приводил в исполнение решения земского суда. Таким образом, функции волостного суда совпадали с обязанностями земского суда на территории уезда.
Население волости делилось на разряды соответственно имеющемуся имуществу, и в интересах казны суд предлагалось выбирать из первостатейных, «дом, землю, жену и детей имеющих, в наказаниях, по подозрениям, ябедах и иных пороках не бывших». Выборные наделялись полномочиями для взыскания податей и недоимок, розыска и возвращения тяглецов и др. и имели при этом личную заинтересованность. На старосту возлагалась ответственность за исполнение всех повинностей. Он мог подвергаться штрафу и даже аресту, если общество, например, не выплачивало недоимки. Но при этом в указе 1783 отмечалось, что избирать суд надо не только из имущих крестьян, но и «средних и скудных... о состоянии имеющемся у своих поселян сведущих».
7 августа 1797 был утвержден доклад экспедиции «О разделении казенных селений на волости и о порядке их внутреннего управления», который устанавливал структуру, полномочия и компетенцию крестьянской администрации, взаимоотношения органов самоуправления и государственных учреждений. В каждой волости учреждалось волостное правление с волостным головой, писарем и старостой селения, в котором определено быть избе для волостного правления. В каждом селении избирался выборный или старшина. Работа строилась по принципу единоначалия и подчинения всех голове. Волостной голова, «яко старший над волостью», наблюдал за исполнением всеми своих обязанностей, сельские выборные также были в его подчинении, а денежные средства в его ведении.
Изменялись взаимоотношения членов крестьянской администрации и общества. Если вначале они были ответственны перед обществом, то постепенно становились волостными начальниками: им требовалось оказывать «необходимое почтение», закон не допускал никакого ослушания, оскорбления и тем более рукоприкладства, а волостной голова, писарь и выборные должны исполнять обязанности не «под опасением» мирского суда, а под страхом строгого взыскания по закону. Выборным определялось обязательное жалование от мира, установленное властями, а не обществом (голове — 20 руб. в год, писарю — 15, выборным по 10), они освобождались от общественных работ. Эти привилегии усиливали независимость крестьянской администрации от распорядительного органа общества — схода, но контролировать общественную казну сход все же мог. При недочетах в казне общество могло требовать возмещения ущерба, а закон разрешал земскому исправнику оказывать «вспомощение» обществу.
Представительство на волостном сходе определялось местной администрацией. Несмотря на то, что в сходе должны были участвовать жители всех селений волости, «по одному с каждого двора, или сколько приказано будет», это положение не выполнялось. Например, Тюменский земский суд определял: на сход следует «наряжать из лучших первостатейных крестьян и ямщиков беспорочных и неподозрительных, из каждого селения, из больших — по 10, а из малых — по 5 человек». При этом участие всех домохозяев затруднялось и объективно, как огромными размерами волости, так и большим количеством выбиравших. До тех пор пока в законе не определялось обязательное количество депутатов для принятия решения (кворума), составление мирских приговоров могло и часто оказывалось делом самой крестьянской администрации.
В обязанность волостного головы входило попечительство (опекать вдов и сирот, «ленивых и нерадивых»), надзор за соблюдением противопожарных и санитарно-гигиенических правил, поощрение жителей к разведению огородов и садов, скота и прочее.
При ревизии М.М. Сперанского были выявлены недостатки волостного управления, в том числе отсутствие должного контроля со стороны местной администрации, несоответствие правовой базы местным условиям, формальный характер делопроизводства. Проблемы сельского управления потребовали реформирования, что было отражено в основных законодательных актах, разработанных Сперанским, в том числе в «Учреждении для управления Сибирских губерний».
По «Учреждению для управления Сибирских губерний» (1822) исполнительным органом в волости было волостное правление, срок службы в нем — 1 год, что не обременительно для крестьян. Обществу давалось право нанимать волостных писарей из посторонних (учитывался недостаток грамотных). В селениях избирались старшина и десятский для сбора податей и охраны общественного порядка. Но при этом они не были выборными на волостной сход, куда избирались представители от сотенных участков. В «Учреждении...» регламентировалась деятельность сельского схода, часть его обязанностей (по закону 1797), таких как раскладка земских и волостных податей и повинностей, передавалась волостному правлению.
Для крестьянского управления в сибирских губерниях не было создано правовой базы, а очевидная недостаточность положений «Учреждения...» и противоречия между общероссийскими и сибирскими инструкциями создавали дополнительные трудности в его деятельности. В 1820-е гг. в Сибирском комитете обсуждались вопросы о составе и компетенции волостных сходов. Размеры сибирских волостей, их малолюдность, удаленность центров от селений не позволяли собирать сходы с необходимым количеством выборных для принятия решений. В итоге полномочия волостной администрации становились неограниченными. С другой стороны, местную администрацию беспокоила возможность стихийных сходов с участием всех желающих, и Сибирский комитет определил круг вопросов, которые можно обсуждать на сходе жителей волости, и запретил мирские собрания по другим поводам. Такая регламентация полностью исключала стихийность в деятельности волостных и сельских сходов.
Реформа П. Д. Киселева в Сибири осуществлена в качестве эксперимента в отдельных волостях (так называемых образцовых), близких общероссийским условиям по численности и однородности населения. Принципиальных нововведений она не предполагала. «Без нарушения главных основных начал Сибирского учреждения» допускалось дополнять волостное управление мероприятиями, признанными в российских губерниях. Комитет министров принял решение распространять в Сибири порядок, предложенный Министерством государственных имуществ (введение сельских приходских училищ и волостных расправ, раскладка и сбор податей, взаимное страхование домов, благоустройство селений).
Штат волостной администрации увеличивался за счет учреждения волостной расправы и расширения волостного правления (в его состав вводились 2 заседателя и помощник писаря). Для сокращения денежных расходов жалование в образцовых волостях выплачивалось только волостные администрации. Должностным лицам сельского управления жалования не полагалось, т. к. они служили «на местах жительства... без отвлечения от хозяйства». В 1850 в Западной Сибири начали действовать 2 образцовые волости: Семипалатинская и Бороушинская.
В отчетах за 1851 ялуторовский и томский исправники отмечали основной недостаток «образцового» управления: непоследовательность отделения судебной власти от исполнительной на уровне волости, пристрастность в пользу волостной администрации. Решением проблемы могло быть избрание независимых лиц для вынесения судебных постановлений. Но в целом нововведение чиновники оценили как весьма успешное. Положительным фактом новой системы управления для чиновников являлось «бездоимочное доставление... рекрут и безостановочное исполнение по волостному правлению разного рода дел и бумаг».
Приняв во внимание положительные отзывы ревизоров и исправников, курировавших образцовые волости, Совет Главного управления Западной Сибири в 1852 сообщает Министерству государственных имуществ о введении нового порядка во всех округах Томской и Тобольской губерниях, кроме округов с преобладающим инородным населением или входящих в горное ведомство. В начале 1850-х гг. такая форма управления распространилась и на инородческие волости.
В 1853—54 в Западной Сибири образовано еще 8 «образцовых» волостей, а к началу 1860-х гг. их насчитывалось 44 (29 — в Тобольской губернии и 15 — в Томской).
Волости образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных сельских обществ из расчета 300— 2000 душ мужского пола на одну волость. Допускались отклонения от указанной нормы. Волостное управление образовывали волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Волостной сход состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц, а также представителей от сельских обществ волости.
В компетенцию волостного схода входило проведение выборов должностных лиц волостного управления, меры общественного призрения, внесение жалоб в соответствующие инстанции, проверка деятельности лиц волостного управления, раскладка мирских сборов и повинностей в пределах волости и др.
Волостное правление состояло из волостного старшины, всех сельских старост, сборщиков податей и, в некоторых случаях, 1—2 особых заседателей. В нем рассматривался порядок расходования волостных средств, продажи крестьянского имущества по искам казны или частных лиц, определение и увольнение наемных должностных лиц (смотрителей магазинов, лесных сторожей, волостных писарей и прочих). В этих вопросах правление играло совещательную роль, ответственность за принятое решение лежала на волостном старшине.
Для работы волостного суда на волостном сходе избиралось 4—12 очередных судей. При этом в составе присутствия находилось не менее 3 судей. Порядок исполнения ими своих обязанностей определялся сходом.
Суд принимал окончательные решения по крестьянским искам до 100 руб. включительно, касающимся движимого и недвижимого имущества, займов, продаж, покупок и прочего, а также все споры, без ограничения суммы, предоставленные сторонами решению волостного суда.
В Сибири волостное управление пользовалось большей свободой в принятии решений, чем в Европейской России, в связи со сложностью контроля со стороны центральных государственных органов.
Лит.: Дружинин Н.М. Юридическое положение крестьян. СПб., 1897; Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Российское законодательство X—XX вв.: В 9 г. М., 1989. Т. 6; Мамсик Т.С. Реформа сельского управления в Сибири конца XVIII в. // Проблемы истории местного управления. Матер, науч. конф. Новосибирск, 1997. Вып. 2.
В.Е. Зубов, Н.Г. Суворова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей