ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМИТЕТЫ (ВПК), предпринимательские организации периода Первой мировой войны.
Решение о создании ВПК в России, в том числе в Сибири, принято в мае 1915 на Всероссйском съезде представителей торговли и промышленности. В обстановке поражений русской армии состоявшийся 25—27 июля 1915 I Всероссийский съезд ВПК избрал Центральный ВПК во главе с А.И. Гучковым и принял Положение о военно-промышленных комитетах. Началось формирование сети районных ВПК, объединенных в областные (ОВПК) с учетом «естественной промышленно-экономической целесообразности». ОВПК делегировали уполномоченных в ЦВПК, а последний — в Особое совещание по обороне при Военном министерстве. К началу 1916 в России насчитывалось 220 местных ВПК, объединенных в 33 областных комитета, позднее их число возросло: в Сибири за июнь—декабрь 1915 учреждено 34 ВПК, или 13,4% от общероссийской численности, из них 6 областных: Забайкальский, Иркутский, Красноярский, Омский, Тобольский, Томский). Не все ВПК оказались жизнеспособными: в 1915—16 в Сибири действовало 25 комитетов. ВПК создавались по инициативе органов местного самоуправления, биржевых комитетов, представители которых (как правило, круп, предприниматели) затем их возглавляли. Деятельность ВПК нацеливалась на сотрудничество с местными органами власти, товаропроизводителями, транспортными и общественными структурами.
Являясь по закону общественными организациями, не преследующими коммерческих целей, ВПК выступали посредниками по распределению государственных заказов и существовали на взносы обслуживаемых частных предприятий. В то же время ВПК имели право создавать собственные предприятия, однако их продукция поставлялась государству по себестоимости. (Собственные предприятия ВПК остались незначительными.) Спад, связанный с началом войны, сменился увеличением посевных площадей, поголовья скота, промышленного производства. Этому благоприятствовали казенное финансирование военных заказов, полный или частичный ввод в действие Алтайской, Кольчугинской, Кулундинской, Ачинско-Минусинской железных дорог, переход к более высоким формам организации капитала (акционированию), кооперативное движение, усилившийся приток иностранных инвестиций. В первое полугодие деятельности сибирских ВПК мобилизовали около 300 промышленных предприятий с более чем 40 тыс. рабочих (около 8% от числа предприятий в России, работавших на оборону). В условиях слаборазвитой металлообработки Сибирь выполняла в основном заказы интендантства. Среди предприятий, привлеченных сибирскими ВПК, преобладали деревообрабатывающие (71), железнодорожные (94), кожевенные, овчинно-шубные заводы и мастерские. Военная продукция составляла до 85% их общего объема производства. К работе на оборону ВПК привлекали промышленные учебные заведения (технические, ремесленные училища).
Деятельность ВПК способствовала модернизации действующих предприятий, восстановлению остановленных ранее и строительству новых объектов (завод шипов в Омске, мясоконсервный завод в Кургане и другие), созданию дополнительных рабочих мест. При помощи комитетов возобновилось производство на Абаканском, Гурьевском, Петровском чугуноплавильных заводах, суконной Тельминской мануфактуре. ВПК курировали строительство самых крупных в регионе кожевенных фабрик в Иркутске, Новониколаевске, Омске с годовой производительностью 50—60 тыс. кож. Выросший из Кожевенной секции Омского ВПК Западно-Сибирский кожевенный комитет регулировал деятельность сибирских предприятий. Комитеты причастны к значительному увеличению в Сибири за годы войны числа металлообрабатывающих заводов, росту производства цемента, стекла, текстильных товаров, кожаной и катаной обуви, шерсти, мыла. ВПК содействовали организации научных исследований мест, ученых в области производства сахара, мыла, дубильных веществ, удушливых газов. Выполнение государственных заказов облегчало доступ к сырью (дефицитному в годы войны) и гарантировало сбыт. За счет этого прибыль по военным заказам доходила до 29% (мукомольная отрасль). Однако большинство предприятий имело скромные доходы, не укладывалось в договорные сроки или не справлялось с заказами. К июню 1916 на территории Иркутского и Степного генерал-губернаторств, Тобольской и Томской губерний были размещены военные заказы на 34,6 млн руб. Из них к 15 марта 1917 освоено 11,1 млн руб. Помимо задержек казенного финансирования, препятствием в работе ВПК выступала недостаточная определенность их положения в системе организации производства. Несогласованность между ВПК разных уровней, между ВПК и местным самоуправлением затягивала решение неотложных вопросов, приводила к потере выгодных заказов (сорваны заказы Новониколаевскому ВПК на изготовление 15 млн коробок мясоконсервов, производство желтой кровяной соли и др.). Возможности ВПК ограничивали созданные почти одновременно с ними и действующие параллельно, но более высокопоставленные Особые совещания по обороне, перевозкам, топливу, продовольствию. Организационные сложности усугублялись общим кризисом народного хозяйства к концу 1916 (дефициты сырья, топлива).
После падения самодержавия на 1-й план вышло политическое значение ВПК. Руководители ЦВПК заняли министерские посты, сибирские ВПК поддержали Временное правительство. 31 марта 1918 ВПК преобразованы в Народно-промышленные комитеты. Решение об их ликвидации принято в РСФСР 24 июля 1918. Однако в Сибири, где советская власть с июня 1918 отсутствовала, большинство ВПК в августе—сентябре 1918 возобновило деятельность. В первые месяцы существования Западно-Сибирский комиссариат и Временное Сибирское правительство при слабости собственного хозяйственного аппарата опирались на ВПК в организации военного производства, возрождении экономической инфраструктуры в целом. Омский ВПК принял имущество Омского совнархоза, провозгласил себя временным ЦВПК. 14—16 сентября 1918 состоялась конференция сибирских ВПК, которая подтвердила этот статус. С этого времени Омский ВПК контролировал и перераспределял военные заказы на востоке России. Выпускал журнал «Промышленность Западной Сибири» (с № 2 — «Промышленность Сибири»). ВПК в этот период конкурировали с кооперативными организациями, оттесняя их в борьбе за государственные заказы и субсидии. В годы Гражданской войны эффективность работы ВПК была невелика, в работе обнаружились значительные злоупотребления (в том числе хищения государственных средств).
Работа ВПК активизировалась в период отступления белой армии летом—осенью 1919, к ней подключились другие общественные организации, но это не улучшило снабжение белой армии. После занятия Сибири войсками Красной армии предприятия ВПК были ликвидированы либо подчинены местным советам народного хозяйства.
Лит.: Башкиров В. Г. Мобилизация промышленности Сибири в годы Первой мировой войны // Некоторые вопросы расстановки классовых сил накануне и в период Великой Октябрьской социалистической революции. Томск, 1976; Горюшкин Л.М., Боча-нова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом. Новосибирск, 1978; Мосина И.Г. Формирование буржуазии в политическую силу. Томск, 1978; Рынков В.М. Военно-промышленные комитеты Сибири в годы Гражданской войны // Политические партии, организации, движения в условиях кризисов, конфликтов и трансформации общества: опыт уходящего столетия. Омск, 2000. Ч. 1; Бочанова Г. А. Новониколаевский военно-промышленный комитет: создание и деятельность (1915—1916 гг.). Новосибирск, 2004: Еремин И. А. Томская губерния как тыловой район России в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.). Барнаул, 2005.
Г.А. Бочанова, В.М. Рынков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей