Новости

Военно-морской музей в посёлке Биликтуй

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Музей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"

Основатель музея Дмитрий Семенович Селяндин
Основатель музея Дмитрий Семенович Селяндин
Автор: Сергей Игнатенко
Мемориальная доска
Мемориальная доска
Автор: Сергей Игнатенко
Источник: Иркипедия
Сигнальщик крейсера "Варяг" Охлопков А.А. Фото из музея
Сигнальщик крейсера "Варяг" Охлопков А.А. Фото из музея
Симбирцев П.Д., квартирмейстер с канонерской лодки "Кореец"
Симбирцев П.Д., квартирмейстер с канонерской лодки "Кореец"
«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904
«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904
Автор: William Alexander Marshall

9 февраля 1904 года из корейского порта Чемульпо под андреевскими флагами вышли в рейд крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", чтобы принять неравный бой с пятнадцатью японскими кораблями. Экипажи русских кораблей насчитывали 734 человека, среди них были и уроженцы Иркутской губернии. На "Корейце" несли службу жители Биликтуя — старинного поселка под городом Усольем-Сибирским. Имена двух героев известны доподлинно — это Алексей Андреевич Охлопков и Прокофий Данилович Симбирцев. В начале 1904 года обоим было по 28 лет. Третий до сих пор находится в забвении, известно только, что был он по национальности татарин, но родных у него не осталось и документы не сохранились.

Основатель музея

Житель Биликтуя Дмитрий Семенович Селяндин основал в родном селе музей памяти крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" — единственный музей, посвященный памяти легендарных боевых кораблей. Дмитрий Семенович — ветеран Второй русско-японской войны (1945 года), участвовал во взятии Мукдена. Он застал в живых Прокофия Симбирцева, умершего в 1951 году, и много лет отдал изучению истории русского флота и увековечению памяти своих земляков. И хотя служил он в противотанковой артиллерии, моряки по достоинству оценили его исследовательскую и общественную работу. Помимо ордена Красной Звезды и медали "За победу над Японией" грудь Дмитрия Семеновича украсили медали "300 лет Российскому флоту", адмирала Н.Г.Кузнецова и почетный знак ветерана Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Дмитрий Селяндин — самый пожилой житель Биликтуя. И самый что ни на есть старожил. Предки его явились в эти места на вольное поселение из Белоруссии. Несмотря на почтенный возраст, Дмитрий Семенович у себя в деревне наипервейший активист.

Главной точкой приложения его активности является все то же краеведение. Но он не просто собирает материал, он активно его «оживляет» — именно он сделал Биликтуй местом сбора ветеранов Военно-морского флота. Раз в год они собираются здесь и отдают дань памяти всем служившим. Но главные фигуры для почитания для Селяндина — давно покойные биликтуйцы, герои, служившие на канонерской лодке «Кореец», сопровождавшей знаменитый крейсер «Варяг».

«Я заниматься этим делом стал еще до войны. Мы были ребятишками. Дядя Алексей Андреевич нам рассказывал о своих похождениях. У него был бинокль, серебряные часы, подаренные командованием в знак этого события,» — объясняет начало своего увлечения ветеран. «Алексей Андреевич говорил: „"Варяг" шел на прорыв, а мы — на поддержку. Но наша канонерская лодка была тихоходна и вооружена по-старому, мы шли на смерть. Если бы «Варяг» прорвался и ушел, нас бы расстреляли прямо в море. Но на наше счастье, Руднев решил вернуться в бухту Чемульпо“. »

Интерес к морской героической тематике не угас у Дмитрия Семеновича и после войны. Как-то раз Дмитрий Семенович в совете ветеранов услышал, как председатель сообщал о пятидесяти памятных знаках, поставленных по всему Союзу. И решил устроить такой знак в честь героев Чемульпо, которые проживали в Иркутской области, в своей деревне. Он стал собирать о них материал. И нашел таковых героев в Иркутске на Лисихинском кладбище, в Иркутском районе, в деревне Большое Жилкино и так далее. Он собрал все возможные сведения об Охлопкове и Симбирцеве, встретился еще раз с его сыном и женой.

« Потом связался с советом ветеранов, с Москвой. И так получилось, что я впутался в это дело. Было хлопотно, конечно. Я удивлялся. Пытались даже запретить устанавливать знак. Пришел как-то в отдел культуры, а там мне и говорят: «Зачем ты аполитично хлопочешь за тех людей, которых царь наградил Георгиевским крестом?» Вот так культура, думаю. Но сразу в райком обратился. А там председатель Нина Суворова говорит: „Вывешивай, не мешкай, завтра открытие, приедут представители флота“.»

Теперь Дмитрий Селяндин — обладатель знака «Ветеран Тихоокеанского флота»: за памятный знак, установления которого он добился, за инициативу, которая не дает забыть подвиги военных моряков. А в Биликтуй ежегодно приезжают моряки — на съезд ветеранов. Их очень любят местные мальчишки, весь год ждут с нетерпением. Благодаря стараниям Селяндина в 1989 году на здании сельской библиотеки в Биликтуе появилась мемориальная доска с именами матросов с "Корейца", а в школьном музее — экспозиция об их подвиге, и каждый год на годовщину морского сражения и на День Военно-морского флота в село приезжают моряки из Иркутска, Усолья, Черемхово, Ангарска, Владивостока, Москвы. Приезжают балтийцы, черноморцы, представители Северного флота, Каспийской, Амурской и Волжской флотилий. Среди них убеленные сединами юнги, матросы, штурманы и капитаны, служившие в Военно-морском флоте СССР во время войны с фашистской Германией и милитаристской Японией. Встречи ветеранов начинаются с воспоминаний о легендарной битве крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" с японской эскадрой в далеком 1904 году.

Ультиматум японского адмирала

Справка

Крейсер "Варяг"

Крейсер 1-го ранга "Варяг" был построен в США по заказу России. Заложен в 1898 году, спущен на воду в 1899-м, вступил в строй в 1901 году. Водоизмещение — 6500 тонн, мощность — 20 000 тонн, скорость хода — 23 узла. Длина — 127,9 метра, ширина 15 метров. Бронирование: палуба 38— 75 миллиметров, рубка 75 миллиметров. Вооружение: 2 — 203 мм, 12 — 152 мм, 12 — 75 мм, 8 — 47 мм, 2 — 37-миллиметровые пушки, 2 десантные пушки, 2 пулемета, шесть торпедных аппаратов. После боя с японской эскадрой 9 февряля 1904 года затоплен на рейде Чемульпо. После Русско-японской войны поднят и зачислен в списки японского флота под названием "Сойя". В 1916 году выкуплен у Японии и под прежним названием включен в списки русского флота. После революции захвачен англичанами и погиб при буксировке во время шторма в Ирландском море.

Лодка "Кореец"

Канонерская лодка "Кореец" вступила в строй в 1888 году и была направлена на Дальний Восток. С тех пор не покидала тихоокеанских вод. В 1900 году канонерка участвовала в военном конфликте с Китаем и отличилась при бомбардировке фортов крепости Таку на реке Байхэ. К началу Русско-японской войны в 1904 году "Кореец" имел сплоченный экипаж, возглавляемый опытным командиром — капитаном 2-го ранга Г.П.Беляевым.Водоизмещение — 1300 тонн, длина — 66 метров, ширина — 10 метров, скорость хода — 13 узлов. Вооружение 2 — 203 мм, 1 — 152 мм, 4 — 107 мм, 6 — 37-миллиметровые пушки, один торпедный аппарат. Экипаж: 12 офицеров, 25 унтер-офицеров и 137 матросов. После боя с японской эскадрой 9 февраля 1904 года лодка взорвана собственной командой.

За два дня до знаменитого морского сражения группа японского флота под командованием контр-адмирала Уриу приблизилась к нейтральному корейскому порту Чемульпо. Задачей японцев было высадить десант в порту и уничтожить находящиеся на рейде русские корабли. В состав эскадры адмирала Уриу входило пять крейсеров и восемь миноносцев, три транспорта с десантом, к которым скрытно присоединился еще один японский крейсер, стоявший до этого на рейде Чемульпо. В Чемульпо несли службу русские боевые корабли — крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец". "Кореец" выполнял роль курьера, отвечавшего за сообщение "Варяга" и русской дипломатической миссии с Порт-Артурской эскадрой. Наши моряки находились в полном неведении о разрыве отношений Японии с русским правительством и начале военных действий.26 января 1904 года "Кореец" был отправлен с документами русской миссии в Порт-Артур. На выходе из порта путь канонерке преградила японская эскадра. "Кореец" попытался прорваться в открытое море, но был обстрелян японскими миноносцами. Выпустив два снаряда по японским кораблям, "Кореец" вынужден был вернуться обратно в порт и стать за кормой "Варяга".Вслед за "Корейцем" на рейд Чемульпо ворвалась японская эскадра и, несмотря на присутствие иностранных военных кораблей, начала высадку десанта. 27 января 1904 года командиру "Варяга" Всеволоду Рудневу была передана нота от контр-адмирала Уриу с требованием покинуть порт. В противном случае японцы намеривались уничтожить русские корабли. На предъявленный ультиматум Руднев заявил: Сделаю попытку прорваться и приму бой, но сдаваться никогда не буду, также и сражаться на нейтральном рейде.

Накануне сражения

27 января 1904 года около 11 часов утра команда крейсера "Варяг" была вызвана наверх, и капитан 1-го ранга Руднев обратился к ней:

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим ни крейсера, ни себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать. Пойдем смело в бой».

На канонерской лодке "Кореец" ее командир, капитан 2-го ранга Григорий Беляев, поставил команду во фронт, поздравил с началом войны и предстоящим вступлением в первый бой. Громогласное "ура" гремело на обоих кораблях.

После 11 часов "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря. Когда они проходили по внутреннему рейду, корабельные оркестры играли "Боже, царя храни!", а моряки с иностранных кораблей приветствовали героев, шедших на верную смерть. "Кореец" шел в кильватер "Варяга" и держался от него на расстоянии двух кабельтовых. За островом Иодольми наши корабли уже поджидала японская эскадра.

Пощады никто не желает

Как только "Варяг" появился в зоне видимости неприятеля, на фок-мачте флагмана японской эскадры крейсера "Нанивы" взвился сигнал:

«Предлагаю вам капитуляцию на почетных условиях».

Русские корабли никак не отреагировали на предложение японского адмирала и продолжали двигаться своим курсом. На "Варяге" взвились узкие полотнища боевых флагов. В 11 часов 45 минут крейсер "Асама" произвел первый выстрел. Затем заговорили пушки всей эскадры. "Варяг" открыл ответный огонь бронебойными снарядами по головному неприятельскому крейсеру. "Асама" пошел на пересечение курса прорывающегося "Варяга". Одним из первых японских залпов был сорван верхний мостик у основания фок-мачты "Варяга". Погиб персонал первой дальномерной станции крейсера во главе со своим офицером — младшим штурманом мичманом А.М. Ниродом. "Варяг" в это время вел интенсивный огонь по наиболее сильному из противников — крейсеру "Асама". Остальные корабли японской эскадры благодаря этому могли практически безнаказанно расстреливать русский крейсер.

При переходе острова Идольми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходили все рулевые приводы "Варяга". Одновременно осколками другого снаряда был контужен и ранен в голову стоявший у боевой рубки капитан 1-го ранга Руднев, убиты наповал стоявшие рядом с ним члены команды. Этим же снарядом были подбиты еше два мелких орудия, а из их расчета убиты четверо и ранен один человек. Когда ординарец доложил Рудневу, что среди команды пронесся слух, будто командир убит, Руднев как был — без фуражки, в запачканном кровью мундире — выбежал на палубу и крикнул: «Братцы, я жив! Целься верней!»

Призыв воодушевил команду. Огонь "Варяга" по "Асаме" стал более результативным. Неприятельский крейсер дважды вынужден был покидать строй для исправления повреждений и тушения пожаров. "Кореец" в это время вел бой против "Такачихо", представлявшего для канонерки наиболее удобную мишень. Неприятельские крейсеры смогли добиться только одного осколочного попадания в "Корейца". Они были скованы "Варягом".

В это время крейсер получает наиболее опасные пробоины. В котельное и машинное отделения начинает поступать вода. На сложном Идольминском фарватере "Варяг" едва не угодил на мель. Тогда Руднев принимает решение вернуться на рейд и повторить попытку прорыва после ремонта. "Кореец" прикрывает поворот, успевает отразить торпедную атаку японцев и продолжает отстреливаться. В этот момент ему удается обратить в бегство крейсер "Такачихо".

Когда "Варяг" стал возвращаться на рейд, канонерка следовала за ним и прикрывала огнем из двух орудий. При подходе русских кораблей к якорной стоянке японцы прекратили стрельбу, так как их огонь мог быть опасен для иностранных судов, стоявших на рейде. Сражение, длившееся около часа, завершилось.

Итоги боя и посмертная судьба "Варяга"

От иностранных наблюдателей доподлинно известно, что в результате сражения был серьезно поврежден крейсер "Асама". Крейсер "Нанива" после сражения не вошел в Чемульпо и оставался некоторое время с приспущенными флагами, там занимались похоронами и обрядом поминовения убитых. Крейсер "Такачихо" был также очень серьезно поврежден.

Когда стало ясно, что "Варяг" невозможно отремонтировать собственными силами и продолжать бой, капитан Руднев решил уничтожить корабли. В четыре часа пополудни "Кореец" ушел на фарватер погибать. Капитан Беляев сам заложил взрывчатку и, подпалив бикфордов шнур, сошел на катер. В момент гибели "Корейца" "Варяг" открыл кингстоны на месте своей стоянки.

9 февраля (по старому стилю 27 января) в 18 часов 10 минут "Варяг" скрылся под водой.

В рапорте императору Николаю II Всеволод Руднев, сообщая о сражении в Чемульпо, указал, что на "Варяге" убиты мичман, 33 матроса и много раненных. На "Корейце" потерь нет. Дальнейшая судьба "Варяга" сложилась печально. Японцы подняли со дна непокорный крейсер и в 1907 году уже под другим именем, но с сохранившейся именной планкой "Варяг" в кормовой части крейсера он вышел в море в качестве учебного судна японского флота.

В 1916 году "Варяг" был выкуплен у Японии и прибыл во Владивосток. Затем крейсер служил флагманом флотилии Северно-Ледовитого океана.

В феврале 1917 года "Варяг" прибыл для ремонта в Англию. После Октябрьской революции англичане продали легендарный крейсер на слом частной фирме. Во время буксировки к месту разделки "Варяг" сел на камни недалеко от побережья Лендалфута. Его попытались снять, но безрезультатно. Останки корабля находились там до 1925 года, пока осенние шторма окончательно не похоронили их на морском дне.

Ответ фальсификаторам истории

Ветераны-моряки не только вспомнили прошлое. Многие из них с горечью говорили о том, как сейчас некоторые деятели пытаются переписать славные страницы нашей истории. Для примера приводили публикации о бое "Варяга" и "Корейца", в большом количестве появившиеся незадолго до празднования юбилея в центральных средствах массовой информации. Действительно, авторы этих статей в поиске сенсаций открыли невероятные факты. Во-первых, русские моряки бездарно проиграли бой в порту Чемульпо, во-вторых, команды, отданные капитаном Рудневым, признали правильным только с формальной точки зрения, и вообще договорились до того, что ни "Варяг", ни "Кореец" не сделали ни одного меткого выстрела в этом сражении.

Отповедь фальсификаторам истории дал Виктор Веретянкин, проходивший службу в 1970 году на современном гвардейском крейсере "Варяг" в качестве рулевого и досконально изучивший ход морского сражения, происходившего 100 лет назад в Желтом море. Он привел многочисленные свидетельства нейтральной стороны — иностранных наблюдателей, которые зафиксировали потери японской эскадры. К тому же зачитал отрывок из показания самого контр-адмирала Уриу, собственной рукой написавшего в рапорте главнокомандующему:

«Неприятель оборонялся храбро, но, не в силах более сносить наш огонь, отвернул на обратный курс и отступил. Я приказал преследовать и отправил в погоню крейсеры "Асама" и "Чиода"».

"Чиода", однако, вскоре прекратил погоню за недостатком скорости. Затем вернулся к эскадре и "Асама".

«Из слов японского адмирала следует только один вывод, — добавил Виктор Веретянкин. — Оба преследователя пострадали в бою не менее "Варяга". Иначе бы они смогли легко догнать и добить истерзанный крейсер. Значит, был бой, были попадания, был подвиг».

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Мигалев Павел | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Усольский район | Публикации Иркипедии