Выяснение генетических, «природных», подсознательных механизмов, которые как бы лежат в основе всех отношений человека к природе (как у способностей имеются наследственные и врожденные задатки) - одна из существенных проблем любой современной науки, занимающейся вопросами совершенствования природоохранной деятельности. Проникнуть в эту природой «вскормленную» подсознательность - святая святых человека - значит подключить к рациональной деятельности человека такие глубинные психические ресурсы, которые могут весьма положительно повлиять на экологические поступки и действия человека. Но в том, что отношение к природе предопределяют какие-то сугубо потаенные струны души, не приходится сомневаться, если обращаешься к анализу сокровенных чувств, как своих, так и чужих. Подсознательно, органично встроено в естество человека, скорее всего, стремление к красоте и гармонии, поскольку оно присуще самой природе и является ее непременным атрибутом. В.С.Соловьев в статье «Красота природы» так пишет об этом: «В красоте — даже при самых простых и первичных ее проявлениях — мы встречаемся с чем-то безусловно-ценным. что существует не ради другого, а ради самого себя, что самым существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокаивается и освобождается от жизненных стремлений и трудов».
Чтобы убедиться в правоте этого философского размышления достаточно обратиться к одному из описаний Н.Ладейщикова: «Трудно объяснить тем, кто ни разу не был на Байкале, какое чувство охватывает человека на его берегах. Это не только эстетическое наслаждение его живописной природой. Здесь лицом к лицу с Байкалом, глядя на его чистую, акварельно-синюю гладь, на лежащие на ней тяжелые, словно из чугуна литые скалы и мысы, слушая его могучий, размеренный и спокойный гул, проникаешься уважением к его величию, неукротимости и неприрученной дикой красоте. Становится понятным его почти мистическое воздействие на человека. Байкал действительно начинает представляться каким-то огромным живым существом, сильным и великодушным, смелым и непокорным, грозным и отходчивым, ласковым и лукавым».
Одна из самых загадочных и, наверное, никогда не раскрываемых в полной мере проблем, что же все-таки привносит природа в душу человека, какие изменения она осуществляет в его внутреннем мире. Американский писатель Ралф Эмерсон, задавшись данным вопросом, писал: «Нравственное воздействие природы на любого человека измеряется правдой, которую она ему открыла. Кто способен определить границы такого воздействия? Кто представляет себе, в какой мере научила рыбака твердости духа источенная волнами скала, до какой степени своим душевным покоем человек обязан урокам лазурного неба с его чистыми глубинами, на которых не оставляют ни морщинки, ни пятнышка грозовые облака, вечно гонимые по небосводу ветрами? А язык жестов, на котором объясняются животные, - насколько наше трудолюбие, предусмотрительность, страстность ведут свое начало от этого источника?».
Писатель - сибиряк, знаток Байкала Валерий Нефедьев написал небольшую миниатюру «Что есть душа». «Пожив несколько месяцев один на один с природой, я почувствовал, что вся сущность человеческая, все содержание его сердца, головы, крови - цвет и теплота крови, все движения тела и мысли, дыхание уст его, зрение, слух — все есть в ней, в природе, в растениях, деревьях, животных, птицах, только в ней во всем рассеяно по крупицам, в то время как в нас сконцентрировано, что и есть наша душа.
Всем видом своим, движением, ростом, светом и цветом природа с детства определенным образом формирует нашу душу, учит преодолевать трудности, жить творчески, уподобляясь ее творческому началу: от первобытной эмоции — к осознанному желанию, от желания — к слову, от слова — к действию».
То, что природа предопределила «природное» в отношении к себе весьма наглядно прослеживается в позициях мужчин и женщин: женщины отражают окружающий мир более утонченным, детальным, изысканным. Но опять-таки здесь не все однозначно. Наша дипломница Е.Островская, изучая особенности восприятия Байкала мужчинами и женщинами, выявила, что мужчины подсознательно отождествляют природу с матерью, а женщины — с отцом. Как все знают, есть свои особенности и нюансы в возрастном, т.е. природой предопределенном, отношении к окружающей среде.
О том, что человек может приоткрывать тайны природы в себе самом и использовать их практически, убедительно свидетельствуют всем известные явления гипноза, внушения и самовнушения, передачи мыслей на расстояния, полтергейста и другие загадочные феномены парапсихологии. Но оказывается, человек в психофизическом плане может пойти и дальше: обеспечить сохранение своих «мощей» нетленными длительное время. Сегодня в Байкальском регионе, да и во всем мире широко известно и наглядно представлено «чудо природы» в «теле» ламы Этигелова, запрограммировавшего свою плоть от гниения, и в течение 75 лет «сохранявшего» ее физически неумирающей. (Автору этих строк кажется более всего загадочным конкретный срок программирования - 75 лет; может быть, лама надеялся, что за это время появится другой чудодей, который сможет вдохнуть душу в его сохранившуюся полуживую плоть).
Пример разного рода вечных всевышних, живущих на земле и душой и телом («святые мощи»), не может не вдохновлять своим примером даже обычных людей. Исконная мудрость - стремление уйти от повседневной суеты и от постоянного алчущего желания вкусно вкушать, владеть имуществом и властью живет во многих. И эта мудрость проявляется, прежде всего, в соединении души с природой, когда тропинка человека вплетается в путь мироздания и от этого только выигрывает. Вот строки из древнего индийского эпоса «Дхаммапада»:
Уходят мудрые от дома,
Как лебеди, покинув пруд.
Им наша жажда незнакома
Увидеть завершенным труд.
Им ничего не жаль на свете —
Ни босых ног своих, ни лет.
Их путь непостижим и светел,
Как в небе лебединый след.
Исконная наша связь с природой еще в большей степени связана с таинством смерти. Куда, говоря словами древних майя, уходит человек «отдыхать»? Что в том мире его ожидает? Как по - природному «правильно» относиться к своей смерти? Ответы на эти вопросы так же непостижимы. У японцев есть таинственное и мудрое выражение «достоинство не только жизни, но и смерти». Может быть именно достоинство смерти, заложенное в человеке, и побуждает многих уходить в «иной», природный мир по-философски мудро, и так же принимать смерти других. Жители моей «малой родины» села Оймур, что у Байкала, хорошо знают его «традицию» ежегодно прибирать к себе жизни неосторожных жителей прибрежья. Обычно это случается или в летний период во время неожиданных ветров, или в пору ледостава, что происходит гораздо чаще. Байкал как бы по давно установившейся традицмм берет дань человеческими судьбами и горем окружающих. Завопит вдруг истошным голосом совсем молодая женщина, в одночасье ставшая вдовой, побежит по селу, не желая верить в случившееся и проклиная тот час, когда суженый отправился на рыбалку. И окружающие по привычке ничуть не удивляясь этому факту (ведь никого не удивишь смертью на войне), утешают женщину, как могут, но воспринимают гибель несчастных как какое-то рядовое явление.
Да и сами «смертники», как говорят, в последние мгновения своей жизни воспринимают свою кончину достаточно спокойно. Как-то мне удалось «разговорить» одного из земляков байкальцев, переживших в перевернутой лодке гибель троих своих приятелей. Он обычно весьма не любил вспоминать о том случае. Но, приняв солидную дозу спиртного, раскрыл некоторые детали последних минут жизни товарищей. Чувствуя от переохлаждения невозможность противостоять «воле Байкала», они обреченно, но все же бесстрастно и невозмутимо «уходили» в его холодную студь, говоря на прощанье: «Не могу больше, прощайте, ребята, до встречи». Может, что-то и присочинил этот человек, но все же такое хладнокровное отношение к собственной погибели, по-видимому, в духе Байкала.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей