Монголия и Байкальский регион - географические соседи и даже родственники, если говорить о монгольском происхождении бурят. То, что монголы с давних пор знали о существовании Байкала и вступали на его берега, обусловлено исторически: во-первых, в регионе Байкала несомненно в давние времена бывали кочующие племена монголов, к потомкам которых можно отнести отдельные роды современных (особенно, селенгинских) бурят. Есть данные о том, что монголы посещали Байкал и «организованным порядком»: на острове Ольхон существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливающихся табором на одном из мысов. Во-вторых, согласно преданиям, предки Чингисхана кочевали в Баргузинской долине, поэтому он объявил её священной родовой землёй предков (если это даже не так, легенду надо поддержать ради туристического бизнеса). Каждый, кто посещает Баргузин, знает, что основной путь к нему лежит во многих местах по берегам Байкала. В-третьих, у Байкала на северо — западе Монголии есть природный аналог — озеро Хубсугул. Оба озера имеют очень много схожих ландшафтов, и поэтому в монгольской мифологии они считаются родственниками. Этот миф имеет реальную подоплёку: из Хубсугула вытекает река Эгийн гол, которая впадает в Селенгу, являющуюся самым главным притоком Байкала. Таким образом, воды Хубсугула попадают в священное море. Существует и гипотеза о том, что Байкал и Хубсугул (как и Байкал — Гусиное озеро в Бурятии) соединяют также глубокие подземные каналы — трещины, действующие как сообщающиеся сосуды. Так это или не так, покажет будущее, но в целом на территории Монголии расположено две трети площади водосборного бассейна основного притока Байкала, здесь формируется водный сток в объеме около 15 куб. км в год, или около 40-50% стока реки.
Среди бурят, проживающих на берегах Байкала, существуют легенды о пребывании Чингисхана на море Тенгиз, так в древности называли озеро Байкал. Одним из главных мест посещения ханом озера называют баргузинскую землю, где по преданиям родилась и выросла его бабушка, и остров Ольхон. Километрах в пятидесяти от устья р. Баргузин он, как считается, побывал на берегах Чивыркуйского залива и был глубоко восхищен богатством вод и тайги. Легенда утверждает, что у входа в залив он поставил стражу — двух братьев воинов Кылтыгеев, чтобы они берегли эти места до его возвращения из походов. Не дождавшись своего полководца, стали эти братья двумя островами в жемчужине Байкала — Чивыркуйском заливе. (На самом деле есть бурятское слово Хэлтыгей - «косой», «наклонный косогор», обозначающее ряд островов, а также мысов, имеющих характерный наклон в одну сторону и «вздернутые» берега на другой стороне).
Существуют и предания о том, что знаменитый монгольский воитель вместе со своими воинами перешел Байкал. Причем в письменных и устных источниках говорится, что сделал он это «сухой ногой». Вряд ли истинна мысль о том, что тогда на Байкале были какие-то перешейки (не так уж много лет прошло). Но вот вероятность того, что он перешел озеро «сухой ногой» по льду поздней зимой или ранней весной, например, по маршруту: устье реки Баргузин — северо-восточный берег Ольхона, никак нельзя исключить. А при наличии знающего байкальского аборигена такой переход лучше всего было сделать по маршруту: остров Лиственничный — окрестность мыса Ижимей — всего лишь около 40 км. Одна из бурятских легенд утверждает, что Чингисхан стоял табором на берегу острова, и с тех пор там сохраняется большой таган с котлом, в котором лежит лошадиная, а именно кобылья голова: так называется один из мысов острова. Мы уже говорили и о том, что российский писатель и путешественник В.Бурлак отстаивает идею о могиле монгольского воителя на данном острове.
На здании Иркутского педагогического университета, что расположен на улице Сухэ - Батора, прикреплена мемориальная доска с надписью: «Сухэ-Батор. 1893 —1923 гг. Основатель Народно — революционной партии и народно — революционного государства. В 1920 жил и учился в Иркутске». Действительно, летом данного года Сухэ-Батор через Кяхту и Верхнеудинск прибыл в Иркутск, где посещал занятия школы красных командиров. Но он не только учился. Как военного специалиста по Монголии его поставили на командирскую должность. На берегу Ангары, на полигоне Сухэ-Батор обучал красноармейцев искусно владеть шашкой, преодолевать разные барьеры.
Монгольские революционеры прожили в Иркутске около четырёх месяцев. Но когда глубокой осенью ситуация в Монголии обострилась, Сухэ-Батор с друзьями выехал в пограничные районы. 1 марта 1921 года в пограничном русском городе Троицкосавске (Кяхта) состоялся первый съезд Монгольской народной партии, впоследствии взявшей власть в свои руки и образовавшей Монгольскую Народную республику.
Все «советское» время Монголия была тесно связана с Россией и Байкальским регионом. Дружеские и родственные связи работали на развитие экономики и культуры обеих стран. Было много совместных действий и в области экологии. Соседям нужно жить, постоянно помогая друг другу. И на это нацелены многие мероприятия и правительств двух стран, и научной общественности, и деловых людей.
Есть у наших соседей и впечатляющие примеры эффективных экологических традиций. Столица Монголии Улан-Батор расположена вблизи горы Богдо-Улы (богдо - священная, ула - гора). Здесь же протекают два рукава неширокой Тюлы, и эта река отделяет город от лежащей к югу горы. Богдо - Ула на 900 м поднимается над долиной реки, а абсолютная высота её - 2215 метров.
Законодательным актом Богдо-Ула объявлена заповедной в 1809 году. Однако как священная («Богдо») гора она почитается давно, видимо со времени основания Урги - Улан-Батора, т.е. с 1649 года. Существует легенда, согласно которой Чингисхан скрывался от противников на Богдо-Уле. Гора спрятала его, и враги тщетно пытались найти Чингисхана среди непроходимых дебрей. Когда преследователи ушли, Чингисхан спустился к Толе, принес жертву горе и завещал своим детям и внукам почитать гору и впредь приносить ей жертвы. Действительно, по свидетельству П.К.Козлова, обряд ежегодного приношения горе жертв существовал еще в начале нашего века. Современная площадь заповедника - 36600 га, из которых 18800 га покрыто лесом. Охраняется заповедник издавна хорошо: у входа в каждую из падей постоянно живет охрана, миновать которую практически невозможно. Впрочем, случаи нарушения заповедности редки - монгольский народ очень любит и почитает красавицу Богдо-Улу.
Богдо-Ула до 1975 года была единственным заповедным участком в Монгольской Народной Республике. В 1995 году Великим Хуралом Монголии был принят закон об особо охраняемых природных территориях, в котором введено четкое разграничение между заповедниками, национальными парками, заказниками и памятниками природы. Были созданы новые природоохранные территории, расширена площадь уже существовавших, утверждены границы особо охраняемых территорий и усилена охрана. Сегодня в Монголии насчитывается 12 заповедников, 18национальных парков, 19 заказников, 5 природных памятников. Все эти меры способствовали тому, что на территории Монголии сохранились совершенно уникальные животные, исчезнувшие в других странах. Среди них такие, как лошадь Пржевальского и дикий верблюд. Только в Монголии остались еще достаточно обычными такие животные, как кулан, дзерен, джейран, медведь-пищухоед, снежный барс. Каменистая пустыня — гамада с оазисами из разнолистного тополя в Заалтайской Гоби, где и обитают многие из названных животных, представляет огромный научный интерес. Создание здесь большого заповедника на площади около 4 млн. га, организация которого начата, будет иметь исключительное значение для сбережения и изучения природы Центральной Азии.
Такие примеры, несомненно, полезны и для организаторов защиты флоры и фауны Байкальского региона. Тем более, что водоохранная зона Байкала неофициально может быть распространена и на территорию соседней страны и в ней представлена не менее 40 процентами водосборной площади священного моря в целом. Это относится прежде всего к реке Селенге и ее притокам. Для сотрудничества в данном направлении много перспектив. Для региона потенциально важна и разработка совместных проектов туристических маршрутов «Байкал-Хурсугул». Уже есть туры, которые проходят по территории Иркутской области, Республике Бурятия и Монголии, но возможности озерных братьев сегодня используются слабо.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей