Вилков Николай Александрович родился в 1918 году в семье крестьянина деревни Ильинской Ивановской области. Русский, член КПСС с мая 1945 года. С 1926 года с семьей переезжает в город Наволоки, где оканчивает школу-семилетку. Затем учится в ФЗУ и работает на текстильной фабрике «Приволжская коммуна» клеймовщиком. В 1935—1939 годах учится на судоводительском отделении Горьковского речного техникума, где вступает в ряды ВЛКСМ. С весны 1939 года — старший помощник капитана пароходов «XX МЮД» и «Максим Горький» Восточно-Сибирского речного пароходства. В ноябре 1939 года Иркутским военкоматом призывается в Военно-Морской Флот на Тихий океан. Получил специальность боцмана, плавал на сторожевом корабле «Капсюль», плавбазе подводных лодок «Север». В начале 1942 года Н.А. Вилкову присваивается звание старшины 2-й статьи, затем 1-й статьи, а в июне 1945 года он назначается боцманом на плавбазу «Саратов» 4-й бригады подводных лодок. Петропавловской военно-морской базы. 18 августа 1945 года при штурме высоты 171 на острове Шумшу повторил подвиг Александра Матросова, 14 сентября 1945 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В конце марта 1939 года Н.А. Вилков успешно сдал последний экзамен в техникуме и получил специальность техника-судоводителя. Позади осталось три с половиной года напряженной учебы, а впереди его ждала работа по любимой специальности, к которой он так упорно и уверенно стремился.
Быстро пролетел месяц отдыха, положенный выпускникам, и вот он в купе пассажирского поезда, следующего на восток, в Сибирь. Вместе с другом Леонидом Румянцевым Николай едет в далекий Иркутск в распоряжение отдела кадров пароходства.
О Сибири, ее суровой природе, могучих реках, тайге Николай слышал много, но увиденное по дороге превзошло все его ожидания.
В Иркутске молодых специалистов встретили приветливо. 8 мая 1939 года появился приказ № 117 по Восточно-Сибирскому управлению речного пароходства.
Параграф первый его гласил:
«Окончивших Горьковский речной техникум и прибывших на постоянную работу в Восточно-Сибирское пароходство техников-судоводителей зачислить на работу с 7 мая сего года и назначить на должности:
1.Вилкова Николая Александровича помощником капитана парохода «XX МЮД»;
2.Румянцева Леонида Ивановича помощником капитана на одно из судов Байкальского флота.
Основание: Путевка Горьковского речного техникума и рапорт начальника эксплуатационного отдела и отдела руководящих кадров».
Так стал двадцатилетний Николай Вилков командиром-речником.
Несмотря на то, что опыт, приобретенный во время студенческой практики на Волге, был невелик, Н. Вилков сумел хорошо справиться с порученным делом. Его с самой лучшей стороны аттестовал капитан парохода Григорий Николаевич Максимов, когда начальство запросило отзыв о помощнике капитана. А мнение Максимова в пароходстве ценили. Одни из лучших капитанов пароходства, награжденный орденом «Знак Почета», он умел хорошо разбираться не только в технике, но и в людях.
Отзыв о Вилкове понадобился не случайно. Почти на одном маршруте с пароходом «XX МЮД» работал большой пассажирский пароход «Максим Горький». Трудовая дисциплина здесь оставляла желать лучшего. В команде было много молодежи, но она была предоставлена самой себе. Требовался молодой, с задором помощник опытному, но пожилому капитану Михаилу Иннокентьевичу Болдакову. И в самом конце навигации Вилкова назначают на эту должность. За короткое время молодой помощник сумел не только укрепить дисциплину в команде, но и создать боевую комсомольскую организацию. Дела на пароходе пошли лучше.
Всего одну навигацию проплавал на Ангаре Николай Вилков, но оставил о себе добрую память. До сих пор о молодом моряке с чувством благодарности вспоминают старые работники пароходства, уже находящиеся на пенсии. Бывшие лоцманы Кошкин и Щапов, помощник механика парохода «XX МЮД» В.В. Михалев любят вспоминать навигацию 1939 года, когда они трудились бок о бок с Николаем Вилковым.
Н.А. Вилков мечтал о долгом плавании на великих сибирских реках, но Родина призвала его вместе с другими сверстниками на военную службу. В ноябре 1939 года он был призван Иркутским горвоенкоматом в ряды Военно-Морского Флота. Из Иркутска волжанин писал домой: «Можете меня поздравить. Медицинская комиссия, а также мандатная зачислили в ряды Военно-Морского Флота, чем я остался очень доволен. Думаю, что вся моя семья тоже довольна тем, что меня взяли служить в Красный флот. Я же со своей стороны заверяю, что оправдаю почетное звание краснофлотца». В книге приказов по Восточно-Сибирскому управлению речного пароходства 17 ноября 1939 года появился приказ № 362, четвертый параграф которого гласил: «Помощника капитана парохода «Максим Горький» Вилкова Н.А. от занимаемой должности освободить в связи с призывом на действительную военную службу в РККА».
Сначала Н.А. Вилков служил матросом на одном из военных кораблей, а затем был направлен боцманом на плавбазу «Север» Петропавловской военно-морской базы. Здесь он стал членом Коммунистической партии Советского Союза. Как и все советские люди, Вилков с нетерпением ждал времени, когда можно будет выступить на защиту Родины. И этот момент наступил в августе 1945 года.
Накануне войны с империалистической Японией из моряков Тихоокеанского флота было создано несколько батальонов морской пехоты, которые должны были участвовать в морских десантах. Вилков с другими моряками плавбазы попал в роту старшего лейтенанта И.В. Кащея. Он был назначен помощником командира взвода.
Перед боем моряки узнали о поставленной перед ними задаче. Они должны были десантироваться на острове Самусю (Шумшу), разгромить там укрепления японцев и вернуть Родине один из крупнейших островов Курильской гряды. Моряков ожидали серьезные испытания. За 25 лет своего господства на острове японцы создали весьма сильную противодесантную оборону: построили тридцать четыре дота и двадцать четыре дзота. Выло отрыто до сорока километров противотанковых рвов. На острове имелись глубокие подземные убежища для личного состава, склады боеприпасов, продовольствия. Гарнизон острова состоял из шести хорошо вооруженных стрелковых батальонов.
Рано утром под покровом тумана 18 августа передовой отряд десанта высадился па острове и завязал бой. Вслед за ним на остров вступили и основные силы десанта. Разгорелись ожесточенные бои.
В середине дня японский батальон при поддержке восемнадцати танков и артиллерии контратаковал силы десанта, пытаясь сбросить их в море, но был отбит с большими потерями. Из восемнадцати танков семнадцать осталось на поле боя, подожженные моряками.
Успешно отразив контратаку, десантники ринулись на японские позиции. Главные события разгорелись у хорошо укрепленной японцами высоты 171, на которую и наступала рота старшего лейтенанта Кащея. Николай Вилков, все время бывший впереди атакующих, вдруг увидел, что путь морякам преградил молчавший до сих пор двухамбразурный дзот. Он не был ранее обнаружен, потому что не вел ранее огонь и был хорошо замаскирован на склоне высоты. В эту минуту смелое решение принял коммунист старшина 1-й статьи Николай Вилков. Он с несколькими моряками пополз к дзоту, держа в обеих руках гранаты. Подобравшись близко, моряк приподнялся и с силой метнул гранату. В это время последовала новая очередь из амбразуры, и товарищи Вилкова увидели, как плетью повисла его левая рука. Но раненый моряк не испугался. Он бросил последнюю гранату. Одновременно рядом послышались разрывы еще одной гранаты. Это действовал против второй амбразуры матрос-сибиряк Петр Ильичев.
Когда дзот замолк, десантники поднялись и пошли в атаку. Но в это время он опять ожил. Спасая от верной гибели товарищей, истекающий кровью Николай Вилков бросился на амбразуру дзота и закрыл ее грудью. Как будто сговорившись с ним, сделал это и Петр Ильичев. Воодушевленные беспримерными подвигами Вилкова и Ильичева, моряки поднялись в решительную атаку и штурмом овладели высотой, господствовавшей над островом.
Моряки вернулись назад, к месту боя у высоты и бережно подняли своего боевого товарища. Под тельняшкой у героя они нашли военно-морской флаг, который был вручен Вилкову за первенство в шлюпочных соревнованиях и который он взял с собой в бой.
Моряки похоронили Н.А. Вилкова здесь же на склоне сопки. На могиле его сооружен четырехгранный обелиск в виде штыка, увенчанный пятиконечной звездой. Корабли, проходящие теперь мимо Шумшу, каждый раз приспускают флаг, отдавая последние почести герою.
На родину его матери Агриппине Яковлевне Вилковой было отправлено письмо за подписью Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверника. Оно гласило: «По сообщению военного командования, Ваш сын старшина Вилков Николай Александрович в боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых.
За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном Николаем Александровичем Вилковым в борьбе с японскими империалистами, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 14 сентября 1945 года присвоил ему высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза».
Родина не забывает боевых заслуг своих славных сынов. Хранит она светлую память и о 26-летнем коммунисте-моряке Вилкове. Приказом министра обороны СССР в 1950 году он навечно зачислен в списки воинской части. Именем его назван поселок на Курильских островах и одна из бухт Авачинской губы. В Петропавловске-на-Камчатке, откуда Николай ушел в морской десант, ему воздвигнут величественный монумент. Памятники поставлены ему в городе Горьком около речного техникума, где учился герой, в городе Наволоки, возле, фабрики, где он работал. Просторы Тихого океана бороздит траулер-рефрижератор «Николай Вилков», а на Волге работает мощный буксирный пароход «Герой Вилков».
Отдают дань своему бывшему работнику и в Восточно-Сибирском пароходстве. Его имя носит улица в Иркутске, в честь моряка был переименован пароход «XX МЮД». Вплоть до мая 1966 года он носил на своем борту имя героя. 10 мая 1966 года приказом министра речного флота пароход, отслуживший свой век, был списан. В 1973 году имя Вилкова присваивается новому, более мощному теплоходу-буксиру Братского районного управления пароходства. На здании Иркутской ремонтно-эксплуатационной базы пароходства установлена мемориальная доска с надписью «Здесь работал Герой Советского Союза Николай Александрович Вилков. Погиб 18 августа 1945 г.» В этом здании бывших судоремонтных мастерских — своеобразной базы ангарских пароходов — Николай Вилков бывал не раз по делам службы.
В 1981 году по инициативе ЦК ВЛКСМ началась Всесоюзная экспедиция «Летопись Великой Отечественной войны». В ней участвуют поисковые группы пионеров и школьников, комсомольские организации.
В Елизаровской школе-интернате Петропавловска-на-Камчатке учащиеся собрали интересный материал о Герое Советского Союза Н.А. Вилкове.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей