Верхоленский педагогический техникум

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Первый педагогический коллектив Иркутского педтехникума после перевода в Иркутск.  Нижний ряд: Каминская М.В. (математик), Мазур З.С. (литератор), Польгейм Е.М. (химик), Окунцова А.П. (историк), Меркурьева З.А. (литератор), Шелашникова А.В. (литератор).  Верхний ряд: Чугуевский К.З. (физик), Зарубин А.Д. (географ), 3.Бадвин А.И. (военрук), Наумов Н.Г. (преподаватель), Лавриненко В.М. (историк). Фото с сайта old.irkpo.ru
Первый педагогический коллектив Иркутского педтехникума после перевода в Иркутск. Нижний ряд: Каминская М.В. (математик), Мазур З.С. (литератор), Польгейм Е.М. (химик), Окунцова А.П. (историк), Меркурьева З.А. (литератор), Шелашникова А.В. (литератор). Верхний ряд: Чугуевский К.З. (физик), Зарубин А.Д. (географ), 3.Бадвин А.И. (военрук), Наумов Н.Г. (преподаватель), Лавриненко В.М. (историк). Фото с сайта old.irkpo.ru

Верхоленский педагогический техникум — среднее специальное учебное заведение, существовавшее в 19211937 в селе Тутура (ныне Жигаловский район Иркутской области).

Общие сведения

Открытие техникума состоялось в 1921. 

Согласно установленным требованиям, педагогические техникумы того времени должны были осуществлять подготовку учителей для школ 1-й ступени, дошкольных работников, кадры для культпросвета. В техникум могли поступать лица, окончившие семилетние школы. Курс обучения составлял четыре курса. Стипендиальное обеспечение учащихся должно было осуществляться с обязательством отработки определенного количества лет в сельской школе по назначению ГубОНО. Финансирование учебного заведения осуществляли уездные органы власти.

В 1922 в педтехникуме обучались 69 человек. Заведующим был Михаил Петрович Черепанов.

К деятельности педагогических техникумов органы власти предъявляли достаточно жесткие требования. Так, учебное заведение должно было достаточно обеспечено педагогическим персоналом и учебно-вспомогательным оборудованием. Техникум должен был иметь сельскохозяйственный уклон и давать общеобразовательную подготовку не ниже курса средней школы.

Несмотря на отдаленность местоположения, техникум имел высококвалифицированный состав педагогов по основным предметам учебного плана. Русский язык и литературу преподавал выпускник Петербергского университета, математику и физику – Казанского университета, историю – Казанской духовной академии, биологию и сельское хозяйство – высших сельскохозяйственных курсов, немецкий язык – Нижегородской гимназии. Заведующий техникумом окончил учительскую семинарию и курсы и преподавал педагогику и психологию. Уровень его деятельности соответствовал требованиям своего времени.

Для полноценного функционирования педтехникума нужно было перевести его в более крупный населенный пункт. В 1922 вопрос о переводе его в уездный город Верхоленск рассматривался в органах власти, но положительного решения не нашел.

В 1923 в связи с возникшими трудностями в финансировании учреждения Верхоленский педагогический техникум был преобразован в школу второй ступени.

С 1924 в школах второй ступени стали вводиться профессиональные уклоны. В Верхоленской школе таких уклонов было два: педагогический и сельскохозяйственный. Окончившие школу второй ступени с педагогическим уклоном получали звание учителя. Безусловно, уровень подготовки учителей в таких условиях был низким. За период обучения в 8 и 9 классах учащийся должен был получить общеобразовательную подготовку за курс средней школы и специальную профессиональную подготовку.

Вместе с тем страна готовилась к переходу на всеобщее обязательное начальное обучение. Потребность в педагогических кадрах возрастала. Решить эту проблему для верхоленских районов был призван вновь открытый в 1930 в Верхоленске педагогический техникум.

О деятельности этого учебного заведения известно немного. Организатором техникума был Павел Иванович Зориков, прибывший в Сибирь по партийному набору. Учителями работали Зубкин, Белодед, Антонинов, Погласов. Первый выпуск из педтехникума, более 30 человек, был произведен в 1933.

По имеющимся сведениям, в 1936 в это образовательное учреждение поступил Иннокентий Гаврилович Шеметов, в будущем учитель географии, директор Верхоленской школы, почетный гражданин Верхоленска.

В 1937 Верхоленский педагогический техникум был переведен в Иркутск, на ул. Звездинскую, и стал именоваться Иркутским педагогическим училищем. Первый выпуск, состоявший из бывших учащихся Верхоленского техникума, был сделан в 1938.

Источники и литература

  1. Верхоленск – село заповедное (газета).
  2. Меньшиков Л.П. Из истории становления среднего педагогического образования в Иркутской области. – Иркутск, 2001.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 сентября 2015