Новости

Вепсы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ВЕПСЫ, самоназвание: вепся, бепся, вепсь. Собственно Вепсами называют себя только южные Вепсы, прочие обычно поль­зуются самоназванием «людиникад». Численность Вепсов (по РСФСР; тыс. человек): 1939 - 31,4, 1959 - 16,2, 1970 - 8,1, 1979 - 7,6, 1989 - 12,1, 2002 (РФ) - 8,2.

Расселены между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В незначительном количестве (в результате эвакуации во время войны) они и их потомки проживают в Алтайском крае, Новосибирской области. Вепсы относятся к восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы. Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Вепсский язык подразделяется на 3 диалектико-территориальные группы: северных Вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленин­градской и Вологодской областей. Вепсы двуязычны.

Заметную роль играет «весь» в военной политике древнерусского государства. В тот период начинает складываться уникальный комплекс материальной и духовной культуры Вепсов. В руссих летописях «весь» упоминается в связи с событиями 859 и 862 гг. — временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г.) в «Повести временных лет» встречается одно из послед­них упоминаний этнонима «вепсь». В дальнейшем «весь» упоминается под собирательным названием «чудь», очевидно, пото­му, что русские летописцы избегали путаницы со славян, словом «весь» — «село».

Основой жизнеобеспечения Вепсей до середины XX в. явля­лось земледелие, наряду с пашенным (трехполье) со­хранялось подсечное. Значительное место занимало скотоводство. Подсобную роль имели охота и рыболовство. С середины XIX в. значительные масштабы приобрел лесозаготовительный промысел. Сельскохозяйственное производство с середины XX в. стало ориентироваться на мясо-молочное животноводство.

Жилища южных Вепсов в наибольшей степени сохранили традиционный интерьер северо-среднерусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приемы строительной техники. Традиционный костюм был сходен с одеждой северо-русского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда Вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом, поверх надевали короткий кафтан. Рубаха обычно ши­лась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и подоле. Характерно также но­шение мужчинами шейного платка. В конце XIX — начале XX в. бытовали 2 комплекса традиционной женской одежды: са­рафанный и с юбкой. Головным убором замужним женщи­нам служили повойник или  платок.

Основу пищевого рациона Вепсов в конце XIX — начале XX в. составляли мучные продукты, основным из которых являл­ся хлеб (leib). Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки с на­чинкой из пшенной каши или картофельным пюре, колобки, ватрушки из кислого теста, а также овсяные и гороховые блины и оладьи. Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних  Вепсов являлись квас и ржаное или ячменное пиво (olud). К началу XX в. у Вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие неразделенные семьи. Бытовало примачество. Участие северных вепсов-мужчин в отходнических промыслах способствовало утверждению важной роли женщины и высоком авторитете в семье.

В религии вепсов можно обнаружить следы древнего почита­ния животных, птиц и рыб. Как и у других народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. Почитался лес: из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использо­вались в дни проведения свадеб и других обрядов. Вепсы яв­ляются приверженцами православия, у них сложилась календарная обрядность, в основе которой лежит церковный ка­лендарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев и Иванов день. Свадебная обрядность, бытовав­шая до 1930-х гг., во многом напоминала северорусскую. Большая часть фольклорных текстов исполнялась на русском языке. Сохраняется почитание таких деревьев, как ель, можжевельник, рябина, ольха. Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, яс­требе, щуке, змейке счастья (ozamadoo et). Существу­ют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей. Из фольклорных жанров наиболее популярны пос­ловицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о про­исхождении названий географических объектов. Бытуют также причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни. Из музыкальных инструментов до начала XX в. сохра­нялось щипковое пятиструнное кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом. С глубокой древности вепсы в быту широко использовали бересту. Ей устилали дно ямы для хранения рыбы, покрыва­ли крыши домов, обтягивали треснувшие глиняные горш­ки. Из бересты изготовляли предметы домашнего обихо­да: кошели, корзины, солонки, коробы для сыпучих продуктов.

Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и ге­незиса культуры. М.; Л., 1965; Очерки общей этнографии. Евро­пейская часть СССР. М., 1968; Косменко А.П. Народное изобра­зительное искусство вепсов. Л., 1984; Винокурова И.Ю. Традици­онные праздники вепсов Прионежья (конец XIX — начало XX в.). Петрозаводск, 1996.

Е.Ф. Фурсова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири