ВЕПСЫ, самоназвание: вепся, бепся, вепсь. Собственно Вепсами называют себя только южные Вепсы, прочие обычно пользуются самоназванием «людиникад». Численность Вепсов (по РСФСР; тыс. человек): 1939 - 31,4, 1959 - 16,2, 1970 - 8,1, 1979 - 7,6, 1989 - 12,1, 2002 (РФ) - 8,2.
Расселены между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В незначительном количестве (в результате эвакуации во время войны) они и их потомки проживают в Алтайском крае, Новосибирской области. Вепсы относятся к восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы. Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Вепсский язык подразделяется на 3 диалектико-территориальные группы: северных Вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленинградской и Вологодской областей. Вепсы двуязычны.
Заметную роль играет «весь» в военной политике древнерусского государства. В тот период начинает складываться уникальный комплекс материальной и духовной культуры Вепсов. В руссих летописях «весь» упоминается в связи с событиями 859 и 862 гг. — временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г.) в «Повести временных лет» встречается одно из последних упоминаний этнонима «вепсь». В дальнейшем «весь» упоминается под собирательным названием «чудь», очевидно, потому, что русские летописцы избегали путаницы со славян, словом «весь» — «село».
Основой жизнеобеспечения Вепсей до середины XX в. являлось земледелие, наряду с пашенным (трехполье) сохранялось подсечное. Значительное место занимало скотоводство. Подсобную роль имели охота и рыболовство. С середины XIX в. значительные масштабы приобрел лесозаготовительный промысел. Сельскохозяйственное производство с середины XX в. стало ориентироваться на мясо-молочное животноводство.
Жилища южных Вепсов в наибольшей степени сохранили традиционный интерьер северо-среднерусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приемы строительной техники. Традиционный костюм был сходен с одеждой северо-русского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда Вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом, поверх надевали короткий кафтан. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и подоле. Характерно также ношение мужчинами шейного платка. В конце XIX — начале XX в. бытовали 2 комплекса традиционной женской одежды: сарафанный и с юбкой. Головным убором замужним женщинам служили повойник или платок.
Основу пищевого рациона Вепсов в конце XIX — начале XX в. составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб (leib). Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки с начинкой из пшенной каши или картофельным пюре, колобки, ватрушки из кислого теста, а также овсяные и гороховые блины и оладьи. Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних Вепсов являлись квас и ржаное или ячменное пиво (olud). К началу XX в. у Вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие неразделенные семьи. Бытовало примачество. Участие северных вепсов-мужчин в отходнических промыслах способствовало утверждению важной роли женщины и высоком авторитете в семье.
В религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных, птиц и рыб. Как и у других народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. Почитался лес: из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использовались в дни проведения свадеб и других обрядов. Вепсы являются приверженцами православия, у них сложилась календарная обрядность, в основе которой лежит церковный календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев и Иванов день. Свадебная обрядность, бытовавшая до 1930-х гг., во многом напоминала северорусскую. Большая часть фольклорных текстов исполнялась на русском языке. Сохраняется почитание таких деревьев, как ель, можжевельник, рябина, ольха. Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья (ozamadoo et). Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей. Из фольклорных жанров наиболее популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названий географических объектов. Бытуют также причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни. Из музыкальных инструментов до начала XX в. сохранялось щипковое пятиструнное кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом. С глубокой древности вепсы в быту широко использовали бересту. Ей устилали дно ямы для хранения рыбы, покрывали крыши домов, обтягивали треснувшие глиняные горшки. Из бересты изготовляли предметы домашнего обихода: кошели, корзины, солонки, коробы для сыпучих продуктов.
Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР. М., 1968; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Винокурова И.Ю. Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец XIX — начало XX в.). Петрозаводск, 1996.
Е.Ф. Фурсова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей