Шастин Анатолий Михайлович (26 апреля 1930, Иркутск – 16 января 1995, Иркутск), прозаик. Член Союза российских писателей. Заслуженный работник культуры РФ. Автор книг «Жили-были мальчишки», «Человек из поезда», «Час выбора», «Семь часов до отъезда» и др.
Города – как люди: каждый имеет свой лик и свой духовный облик, свою биографию, в которой светлые страницы перемежаются с печальными, годы благоденствия – с годами болезней и депрессий.
Чтобы ощутить духовную сущность города, не нужно много времени. А. П. Чехову потребовалось всего несколько дней в Иркутске, чтобы определить ее: «Иркутск – превосходный город. Совсем интеллигентный». Однако необходима, наверное, вся жизнь, связанная с городом, а возможно, и жизнь в нем нескольких поколений твоих предков, от которых ты как бы получил этот город в наследство, чтобы проникнуться его нравственной атмосферой, ощутить себя ее частицей и уже тогда со всей остротой почувствовать происходящие в ней изменения, ведущие нередко, под напором раздвигающих город сил, уже не просто к изменениям нравственной сути, но, случается, и к пределам ее краха.
С ростом городов, с неизбежным притоком в них все новых и новых обитателей – а обитатель, или обыватель, как называли его в старину, это далеко не синоним слова гражданин, – происходит столкновение характера города с духовной и нравственной сущностью новых посельников. Великое благо, когда они совпадают или когда нравственные принципы новых горожан как бы еще более «приподнимают» общественное и нравственное сознание города, как это было с появлением в Иркутске декабристов, ссыльных поляков, народовольцев. Совсем иное, когда подобного совпадения нет и город в стремительно возрастающих количествах пополняется не гражданами, но обитателями. Первоначально город легко противостоит им, подчиняя своим традициям и утверждая среди них свои духовные ценности, но лишь до той грани, когда давление иных критериев и понятий чести, честности и порядочности не начнет захлестывать его и не проникнет в его суть.
И тогда кривится болезненной гримасой не только его внешний лик, но и меняется духовный облик. Город «совсем интеллигентный» становится городом совсем не интеллигентным, отплясывающим вечерами на костях своих предков, скоропалительно заменяющим традиции сострадания, братства и веротерпимости проповедничеством своей новой самости.
Между тем стоит обратиться к свидетельствам этнографов, путешественников, старых сибиряков, и вот он, Иркутск, город «двунадесяти язы- цы», где исконная русская речь всегда объединяла, соседствовала и перемежалась с речью польской и татарской, немецкой и бурятской, еврейской и китайской; город, в архитектуре своей в равной степени принадлежавший Европе и Азии, сочетавший в своем зодчестве Россию и Восток, вознесший над жилыми кварталами и шестью своими площадями маковки многочисленных православных храмов, шпиль католического костела, крест лютеранской кирхи и полумесяц над минаретом мусульманской мечети; город, при всем многоверии и пестроте населения не знавший на протяжении веков межнациональной вражды, ибо справедливо почитался городом интеллигентным и просвещенным. А сочетание этих двух начал, совершенно нераздельное, и составляло его духовную сущность.
Вот Иркутск семидесятых годов прошлого века в свидетельстве этнографа и путешественника П. А. Ровинского:
«Иркутск – щеголь: ни в одном из сибирских городов вы не найдете таких магазинов с предметами роскоши и изящного вкуса, таких изящных экипажей, такого блестящего, так сказать, общества, нигде нет такого движения, таких проявлений более развитого вкуса к литературе, науке, изящным искусствам. Иркутск – первый город в Сибири, в нем вкус и интеллигенция.
Всякого с первого раза Иркутск очарует своей общественностью: то вы в ученом обществе, то в заседании, решающем экономические вопросы, то в благотворительном комитете, то на литературном вечере, в купеческом клубе или дворянском собрании, театре, саду минеральных вод. а сколько там учебных заведений.»[1]
Так сколько же учебных заведений и всего того, что свидетельствует о просвещенности города, существовало в Иркутске на излете минувшего столетия?
Энциклопедическая справка по Иркутску (1897): «Театр. Библиотеки – три, типографий – шесть. Учебных заведений – 45».
Уточним: среди них – три гимназии (а в 1915 году уже пять), реальное, промышленное и юнкерское училища, одна прогимназия, женский институт (а в 1909-м еще и учительский), учительская семинария, сибирский кадетский корпус, семинария, мужское духовное и женское епархиальное училища, военно-фельдшерская, лесная и общеобразовательные школы Министерства народного просвещения. Сверх того – пять церковноприходских школ, пятнадцать приходских смешанных, две воскресные школы, школы татарская и еврейская. Всего без одного 70 учебных заведений в 1897 году.
«Детский сад. Периодических изданий выходит восемь (в том числе газеты «Иркутские губернские ведомости» и «Восточное обозрение». – А. Ш), больниц – четыре, военный госпиталь. Благотворительных заведений – четырнадцать. Миссионерские, ученые, филантропические и другие общества, действующие по особым уставам. Особого внимания заслуживает Восточно-Сибирский отдел императорского Русского Географического общества. Общество имеет музей с богатой коллекцией по археологии и этнографии, особенно замечательна буддийская коллекция. Библиотека музея имеет сибирский отдел, где собрано почти все, касающееся Сибири».
К энциклопедической справке следует добавить, что в городе было два общественных собрания, в здании одного из которых размещается ныне Театр музыкальной комедии, что первый кинотеатр был открыт вслед за появлением синематографа в главных городах страны, а уже десятилетие спустя их было тринадцать, что в городе существовало более двух десятков гостиниц – свидетельство его активной деловой жизни.
И все это при населении в 51 484 человека.
Так какой же это был город?
Какие нравственные начала и принципы он исповедовал, если на въезде у Московских ворот приветствиями, подношениями хлеба-соли, запеченных гусей и другой снеди встречал обозы опальных граждан России; если, движимый заботой о сирых и обездоленных, попечением горожан открывал сиропитательные дома, больницы, две из которых – детская и бывшая Кузнецовская – были одними из главных до недавнего еще времени; если верно служил Отечеству сынами своими в Италийской кампании под командованием А. В. Суворова в 1799-м, в битве под Бородино в 1812-м, в освобождении Болгарии от османского ига в 1877—1878 годах в составе Иркутских гусарских, драгунского и пехотного полков; если именитое купечество его находило десятки тысяч рублей на финансирование комплексных, как мы сказали бы сегодня, научных экспедиций по изучению Якутского края и всего Восточно-Сибирского региона, состоявших из ссыльных поляков и народовольцев, а в тяжкие годы сибирских неурожаев по-братски делилось хлебом с иноверцами; если интеллигенция его считала за честь общение с людьми опальными и всячески споспешествовала просвещению и не только в черте города, но и по всей огромной губернии?
И нет им памяти ни в чем, что делалось под солнцем.
Ни купцам – радетелям сибирский науки и здравоохранения, чьи книжные коллекции, такие, как библиотеки Кузнецовых и Басниных, составили первооснову редкого фонда наших книгохранилищ, ни интеллигентам и мастеровым людям, вместе со всем иркутским обществом оставившим нам в наследство «превосходный», по определению А. П. Чехова, исторический город, а вместе с ним страницы книг, музейные коллекции, прекрасный театр и высокие понятия порядочности и чести. Их имена стерты с названий улиц и памяти поколений. Улица Федорова-Омулевско- го и та зовется ныне Омулёвской. «Остановка Омулёвская!» – это в троллейбусе. Ну, спасибо. Тоже немаловажное напоминание. Над прахом их крутятся карусели и отплясывают танцплощадки. Многие из подлинных шедевров сибирского зодчества, воздвигнутые на пожертвования иркутян, остались лишь на фотографиях и открытках или загнаны в угол бетонными и кирпичными ногами новой архитектуры, вторгшейся в планировочную структуру исторического города мановением полководческой руки заезжих градопереустроителей.
Пора запоздалых сожалений приходит, как правило, лишь тогда, когда трудно уже что-либо исправить. Однако рано или поздно, но приходит неизбежно. И вот пока новая иркутская интеллигенция требует российского КГБ и перенесения патриотизма из разряда чувствований в раздел законодательных предположений по статье «Обязанности граждан», пока она вер- ноподданно объявляет продуманную антидемократичность всего лишь несовершенством законотворчества и убеждает нас в ее благе, пока она, наконец, обличительно тыча друг в друга пальцами, дотаптывает культурные и нравственные традиции города, – подведем некоторые итоги наших утрат, памятуя при этом, что потеря нравственных традиций – одна из важнейших в их числе и не может быть возвращена ни законом, ни академией наук, сколько на них не уповай.
Итак, Иркутск на протяжении последних шестидесяти лет трижды испытал на себе разрушительные вторжения в исторический центр. Вторжения эти перемежались короткими временами разумной градостроительной политики, как бы передышками перед новой властью.
Первая из них обрушилась на город в конце двадцатых – начале тридцатых годов под «богоборческими» знаменами, которыми размахивали, естественно, не те, кто ранее жертвовал деньги на строительство храмов, и не те, кто их проектировал, возводил, писал фрески и тесал художественный кирпич. Сигналом послужил взрыв Казанского, или Нового, собора, построенного так, что потребовались новые многочисленные взрывы и последующие разборки печальных руин вручную. Кирпичи собора пошли затем на сооружение госбанка и надстройку других зданий.
Взрыв на центральной площади с короткими промежутками обрушил и другие храмы, с прочих поверг наземь кресты, маковки и колокольни. Некоторые из них были в последующем перестроены под конторы, в остальных устроили общежития, склады, базы и мастерские. Гибли уникальные изразцы, росписи и сами стены. На месте Тихвинской, Благовещенской, Успенской церквей и погребений близ них, где раньше, где позже рылись котлованы под жилые и административные здания. Так что во-он еще когда занялись мы гробокопательством во имя человека, для блага человека. А два с малым десятилетия спустя, движимые все той же заботой, добрались, наконец, и до первого иркутского гражданского кладбища, изобразив на костях предков ЦПКиО. Пляши и радуйся!
Великая удача сохранила Знаменскую церковь. Иначе бы и там выкопали вон и останки декабристов, и прах «Колумба Росского», основателя Русской Америки Григория Шелихова, а его памятник со стихами Г. Державина, как, впрочем, и другие, уложили бы в цоколь какой-нибудь новостройки. В конце концов не на таком ли черном мраморе с остатками былых надписей воистину упокоили «благодарные потомки» пятиэтажные здания по улице Горького с центральным агентством воздушных сообщений в первом этаже.
В Иркутске «женский монастырь, два собора и 29 православных церквей», – сообщает энциклопедическая справка 1902 года. Сколько мрамора, тесаного песчаника, или, как его еще называли, серовичного камня, сколько первоклассного кирпича и чугуна от переплавки могильных оград и плит дали разрушенные храмы и погребения взамен морали и совести, зовущих почитать предков и не тревожить прах умерших.
Оглянись и сними шапку перед памятью об ушедших и выброшенных из могил. Может быть, среди них были твои деды или прадеды. И «не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Храмы иноверцев разделили участь православных. Рухнул минарет под ударами кувалд и ломов, и над входом в мечеть водрузили вывеску: «Городской автомотоклуб». Позже был снесена лютеранская кирха на углу улиц К. Маркса и Ленина, а польский костел изнутри был переустроен Восточно-Сибирской студией кинохроники.
Насаждение атеистического единомыслия и единочувствования велось в те поры с помощью динамита. Вандализм олицетворял новую нравственность. И сути происходящего не меняли те жилые и административные здания, которые в последующие и предвоенные годы заменили ветхие постройки – управление железной дороги, госбанк, гостиница, дома по улицам Ленина, Красной Звезды (Сухэ-Батора), К. Маркса, Литвинова и некоторые другие, хотя они и вписались в архитектурно-планировочную структуру исторического города и не видеть их было просто невозможно.
В предвоенное десятилетие Иркутск разрушал архитектурные шедевры и возводил постройки, олицетворявшие новые времена. К счастью, таких построек было немного, подавляющее их большинство не противоречило иркутской архитектурной традиции.
И все-таки: новые времена, новые люди, новая мораль «.мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Романтика революционной новизны и социальной ненависти к прошлому пьянила и кружила головы и по примеру Великой французской революции не только провозглашала Свободу, Равенство и Братство, но и изобрела гильотину.
Происходившее в Иркутске было зеркальным отражением происходящего в стране. Величественный московский Храм Спасителя, воздвигнутый «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия в верности и любви к Вере и Отечеству, какими. превознес себя народ Российский» в Отечественной войне 1812 года, был окончен строительством и освящен в 1883-м. Взорван 5 декабря 1931 года.
Аналогом ему для Иркутска был Казанский собор. История его возведения – одна из примечательных страниц общественной жизни города и
заслуживает того, чтобы хотя весьма и весьма кратко, но привести ее здесь в выписках из летописи строительства .
Итак, 11 августа 1849 года «благотворитель города Иркутска миллио- нер-золотоприискатель Ефимий Андреевич Кузнецов. препроводил в распоряжение преосвященнейшего Нила, архиепископа Иркутского, 250 тысяч на постройку собора».
«Вопрос о построении нового собора в Иркутске был снова возбужден.» в 1866 году, когда капитал Кузнецова возрос[2].
«Преосвященный Парфений. просил генерал-губернатора об избрании из всех сословий Иркутска представителей для обсуждения вопроса об отводе сколько потребуется места для безотлагательного начатия постройки. Генерал-губернатор отношением от 4 апреля 1873 года уведомил преосвященного Парфения, что в Комиссию для окончательного решения вопроса о месте построения нового собора избраны следующие лица из всех сословий: от дворян – действительный статский советник Сукачев и коллежский советник Веретенников, от купцов и почетных граждан 1-й гильдии – купец Михаил Михеев, от мещан – Захар Гуляев, от цеховых – цеховой Василий Гололобов. Кроме сего, признавая полезным участие в означенной Комиссии коллежского советника Большакова, в качестве члена совета Главного управления Восточной Сибири, иркутского полицмейстера подполковника Думанского и городского головы Хаминова, он поручил и им являться вместе с прочими в Комиссию. Председателем Комиссии был назначен и. д. иркутского губернатора действительный статский советник Эрн.»
«Комиссия пришла к убеждению, что самое лучшее и даже единственное для возведения нового соборного храма место есть, бесспорно, так называемая таможенная площадь.»
«Первый план и фасад нового собора с отдельной колокольней в Иркутске был составлен в 1866 году художником-архитектором Кудельским и 23 февраля 1867 года был высочайше утвержден. В последнем проекте, составляющем копию с прежнего, по наружности были прибавлены к высочайше утвержденному проекту только коридор, соединяющий собор с колокольнею.»
«Размер предполагаемого к сооружению храма, как предложено по последнему проекту, на пять тысяч душ. Исаакиевский собор в Петербурге. размером. до восьми тысяч душ».
«Собор в Иркутске уже начат постройкой с 17 апреля 1875 года. Первым архитектором, приглашенным преосвященным Вениамином для наблюдения за постройкой Иркутского кафедрального собора, был инженер- капитан Огонь-Догоновский. Под наблюдением Огонь-Догоновского произведена была закладка собора и дальнейшая его постройка до пожара 1879 года, когда работы по постройке собора остановились по необходимости. Когда в 1885 году предложено было возобновить работы», Огонь- Догоновский уже служил в Кутаиси. Вместо него был приглашен «инженер-архитектор барон Розен, заведовавший строительной частью в Восточной Сибири».
«Под его наблюдением, по его чертежам и проектам собор не только благополучно окончен, но и получил в архитектурном отношении более прочный красивый вид.»
«Весной в 1893 году пожертвованы были деньги на устройство ограды и немедленно были составлены своими мастерами рисунки для ограды, железных решеток и ворот. железные решетки и ворота заказаны были. на Николаевский железоделательный завод Бутина, а устройство ограды. отдано было с торгов мастерам Дорохову и Лухневу.
К осени 1893 года ограда была закончена постройкой и обсажена заблаговременно весной 1893 года внутри в два ряда кустами ели, пихты и сосны».
«Протоиерей Лебедев рекомендовал преосвященному академика Маркова, известного ему по своим живописным работам, и к письму приложил заявление академика Маркова, что он, Марков, согласен написать все иконы для главного иконостаса Иркутского кафедрального собора.»
«Св. иконы для остальных иконостасов в Новом соборе писаны в Иркутске иконописцем Кронбергом... Но не думаем, чтобы иконы, написанные г. Кронбергом, слишком резко нарушали гармонию по сравнению с иконами главного иконостаса».
«Напротив бывшей Кокуевской заимки (теперь дача В. П. Сукачева) устроен был колокольный завод, и вызван из Ярославля. колокольный мастер купеческий сын Семен Шарыпников. Под его руководством отливка колокола была произведена 13 июля 1873 года в присутствии. множества зрителей. По поднятии колокола из ямы и очистке его на заводе в нем оказалось весу 1242 пуда и 28 1/4 фунта. Не считая материала. отливка его обошлась в 29 821 рублей 85 1/2 копейки.»
«В 1892 году устроено внутри собора восемь голландских печей. Комитет решил летом 1893 года устроить две калориферные печи в подвальном этаже собора. Внутренности печей решено было. сделать из огнеупорного кирпича, выделываемого на фарфоровой фабрике Перевалова. Его потребовалось 12 тысяч. пол в Новом соборе согревался снизу калориферными печами».
По мере того, как приближался день освящения собора, стали поступать пожертвования на собор иркутских граждан.
«По своему центральному положению, по своей развивающейся торговле и промышленности, особенно по числу в нем учебных и благотворительных заведений, основанных на частные средства его граждан, Иркутск действительно заслуживает названия столицы Восточной Сибири. Мы думаем, что Новый собор по своей величине и благолепию, вместительности вполне достоин Иркутска как столицы Восточной Сибири и на долгое время будет служить его украшением. По отзыву всех, это один из лучших и величественных соборов, украшающих провинциальные города нашего отечества».
Полностью, до мелочей, законченный строительством и освященный 25 января 1894 года, Новый собор просуществовал на шестнадцать лет дольше того времени, которое потребовалось на его сооружение.
Предположение летописца о том, что храм на долгие времена будет служить украшением Иркутска, основанное на знании современной ему нравственной атмосферы города, оказалось зыбким. Оно не учитывало возможностей того вторжения в традиции города, которые предопределялись всеобщими социальными сдвигами в обществе, а в связи с ними и общими тенденциями в государстве, с одной стороны, а с другой – ростом числа носителей этих тенденций в Иркутске, где они пришли к городскому и окружному руководству на всех его уровнях.
Статистика свидетельствует: Иркутску потребовалось двадцать предреволюционных лет, чтобы население его выросло на сорок тысяч человек, в основном за счет железной дороги, торговли, чиновников и служащих, а также врачей, учителей, ремесленников и военных. Цифра этого прироста была «освоена» в последующем за три года (1931—1934), а за предвоенное пятилетие (1934—1939) прирост составил семьдесят три тысячи, и общее число горожан равнялось уже 24 3 0 00[3].
За два десятилетия (1917—1939) сто пятьдесят две тысячи человек сменили свою социальную среду, образ жизни и породили многие из тех городских проблем, которые не могли быть решены в эти же сроки, особенно в условиях предвоенного десятилетия с его трудными для страны экономическими, внутри- и внешнеполитическими условиями.
Несложно понять ситуацию, объяснявшуюся быстрыми темпами индустриализации, необходимостью ее в условиях постоянно ощутимой опасности на границах, первоначально восточных, где после оккупации Маньчжурии (1931) Япония в последующем сосредоточила свою Квантунскую армию. Однако речь сейчас не о том, а о морально-психологическом климате города, который при столь быстром приросте населения не мог не претерпеть существенных изменений.
Теперь уже не интеллигенция – само слово это в те времена наиболее часто употреблялось не иначе как с определением «гнилая», а принадлежность к ней оценивалась как нечто уже само по себе подозрительное и неблагонадежное – определяла духовную суть города. Вожделенная мечта молодого человека этих лет, осуществление которой открывало все двери, обеспечивало продвижение по службе и различные блага, выражалась словами песенки: «Дайте мне за все червонцы папу от станка».
С папой «от станка», а в силу промышленной отсталости в подавляющих количествах с папой «от сохи» приходила из вузов и с рабфаков интеллигенция новая, не успевшая еще расстаться с психологией своей социальной среды и полностью разделявшая официальные взгляды на историческое и культурное наследие. Именно в этой среде, «восполнявшей» недостаток образованности избытком самоуверенности, родились и на многие десятилетия стали критериями истины утверждения: «Народу это не надо, народ это не поймет», «Любой дворник (рабочий, крестьянин, деревенская бабушка) больше понимает в архитектуре (литературе, искусстве), чем гнилой интеллигент».
Ситуация лишь подтверждала: интеллигентность – это не диплом, не шляпа и не галстук в полоску. Интеллигентность – это состояние души.
Именно поэтому, и здесь это важно подчеркнуть, немалое число тех, кто приходил от станка, сохи и рыбацких сетей к жизни в городе и к умственному труду, и тогда, и позже, и теперь были и остаются подлинными интеллигентами в силу унаследованных ими лучших черт народного характера и народного мироощущения, обостренного чувства справедливости и порядочности. Однако в тех обстоятельствах они невольно оказывались в среде «гнилой» интеллигенции и вместе с ней на фоне репрессивного законодательства, окончательно сформировавшегося на взлете первой половины тридцатых годов, не могли противостоять официально санкционированному вандализму.
И вот, когда новый, но уже сегодняшний иркутский интеллигент, как и в весьма давние уже годы, публично кидается на амбразуру, заслоняя собой от «непричесанных мыслей» вновь изобретаемую во имя блага народа гильотину, не мешайте ему: каждый поступает в меру своего разумения, политического опыта и социальной психологии. Лишь чудак дважды спотыкается на одной кочке, но зато у него всегда есть случившемуся объяснение и причина.
Свои объяснения и причины, не будучи еще обремененным историческим опытом, но уже лишенный народного здравомыслия, он находил и в ту пору, когда рушились под взрывами не просто культовые здания, а памятники зодчества, строительного мастерства и народного умельства, создававшие к тому же главную структуру профиля исторического города и его гордость.
Одновременно гибли прекрасные торговые здания, чей облик побуждал ставить их на главных улицах. Их не ломали взрывами и не надстраивали, как городской Совет или нынешний Институт народного хозяйства. Их «перепрофилировали». В одном разместили цеха обувной фабрики, в другом – швейной. С течением времени они, как и люди, на долгие годы попавшие в иную социальную среду, теряли особенности своего облика и внутреннего содержания. И все же нет-нет да и приоткрывалось внимательному глазу их забытое прошлое.
В здании обувной фабрики заделали некоторые дверные проемы или заменили их окнами, в швейной проделали то же самое, обронили балконы и со временем общими стараниями привели в негодность бронзовые ограждения витрин. И зданий, украшавших главную улицу и прилегающую к ней Пролетарскую, не стало. Нет, они оставались, просто щеголь сменил свою одежду на мятую кепку и спецовку и оборотил к сутолоке городского центра усталое и неумытое после смены лицо.
Помилуй Бог, за что же осуждать его? Не в кринолинах и фраках прошлого кроить ткани и тачать сапоги. Только ведь всякому делу – свое место. Вот о чем речь. И если когда-то «перепрофилирование» велось от великой нужды нашей, то более полувека спустя не пришел ли срок вернуться к истокам?
Вот так меняли лицо города предвоенные годы – в ликовании «богоборчества», взлете новых стен, кое-где с цоколями и колоннами из кладбищенского мрамора, в утрате наследия и деформации нравственности.
Война стала для Иркутска, впрочем, как и для всей страны, своеобразным порогом – временем испытаний, болей, отчаяния и, как ни странно, духовного возрождения. Кажется, впервые после Октября страна обратила свой взгляд в прошлое, к бессмертным подвигам предков, памятники которым столь безжалостно до этого разрушала. Она вдруг ощутила себя частью в общем движении поколений, лишь страницей в единой истории Отечества, начавшейся за тысячу лет до той временной границы, откуда еще совсем недавно предполагала ее писать. И как за многие десятилетия до того, заступали путь нашествию сибирские полки и дивизии. Иркутск посылал сынов своих под Москву, где без малого полтора века назад иркутские гусары стойко держали правый фланг русских войск в битве под Бородино. Уходили по улицам на сборные пункты русские и татары, поляки, евреи и буряты, рабочие, интеллигенты и ремесленники – все одно иркутяне, земляки, сыны одного для всех Отечества.
А город принимал под свои крыши беженцев – белорусов, украинцев, прибалтов, сутками стоял у станков, гоня на запад технику и оружие, скудно кормился столовской «баландой», замерзал в заснеженных улицах и в прокаленных стужей комнатушках, пух от голода, но помогал как мог обездоленным, из последнего собирал деньги и вещи для фронта и победы. И жил. И учился в институтах и школах. И слушал музыку. И, стуча деревянными подошвами тряпичных башмаков, залатав выношенную одежонку, ходил на выставки, на спектакли Киевского оперного с И. Патор- жинским и М. Литвиненко-Вольгемут в заглавных ролях, и на оперетты театра музыкальной комедии, приехавшего из Горького на гастроли в марте сорок первого и оставшегося здесь навсегда, и на постановки иркутских драматического и ТЮЗа.
Я знаю свой город той поры не понаслышке. Я был мальчишкой, но был его частью. Я учился в его едва обогретых школах. Я стоял в очередях у его пустых магазинов. Я ходил с мамой, обессилевшей от голода, далеко за город сажать картошку и вместе с мамой ждал осени, которая должна была накормить. Я видел в нем важных, сытых и нищих духом ворюг и казнокрадов, которые откупались от армии, а после войны сидели за решеткой. Не они определяли мой город, но они были, и я ненавидел их. Я ходил во Дворец пионеров, где иркутские художники-педагоги И. А. Шафер и Л. Н. Пушкарева учили меня рисовать. Я помню прекрасные спектакли и зрительные залы, расписной потолок кинотеатра «Художественный» и атлантов, поддерживавших портик кинотеатра «Гигант», где фильмы приходилось смотреть в несколько заходов, потому что постоянно гас свет. Я помню тишину и шорох страниц в читальных залах Научной библиотеки, которая стала для меня, как и для мамы, вторым домом.
Я часть этого города от рождения, и его земля накроет меня в свой срок. И дотоле этот город военной поры будет жить в моей памяти как город-рабочий, город-кузнец и лекарь, город действительно интеллигентный, сострадательно принявший под свой кров не только многочисленных беженцев, но и радостно приветствовавший оказавшихся здесь в эвакуации многих выдающихся ученых из Москвы и Ленинграда, актеров, музыкантов и режиссеров Московского Театра сатиры, Ленинградского нового ТЮЗа, писателя Мстиславского, упокоившегося на его Лисихинском кладбище, и сам раскрывший свои исконные творческие силы.
В условиях военной скудости город жил и в едином счастливом порыве торжествовал Победу, встречая ее колокольным звоном двух сохраненных и вновь открытых православных храмов.
Сегодня многие современники мои, ставшие иркутянами недавно, едва ли догадываются, что это в послевоенную пору, когда областным архитектором был коренной иркутянин Б. М. Кербель, на улицах города надстраивались и возводились здания, которые в ряду построек исторического центра воспринимаются как исконные, хотя они и отразили архитектурные искания своего времени. Именно тогда получили свой нынешний облик улицы К. Маркса, Сухэ-Батора и Ленина на ее протяженности от Института народного хозяйства до сквера Кирова.
Однако уже близились годы, которые стали порой второго наступления на прошлое, на историческую память и на не общее выражение лица наших городов. В Москве под пятой застекленных бетонных коробок со стоном и скрежетом рушился старый Арбат. Ансамбль древнего Кремля содрогался перед раздвигавшим его дворцы и соборы странным и чуждым им по духу и облику незваным пришельцем: из-под Кремлевского холма с пятнадцатиметровой глубины вырастал Дворец съездов.
В Иркутске эта пора началась воровским сносом «горбатого дома» по улице 5-й Армии – единственного образца деревянной жилой застройки XVIII века. Все остальное погибло в городском пожаре 1879 года. Протесты общественности и выступления печати на городской Совет воздействия не имели, но понудили его спрятать свое деяние в предутренний сумрак с тем, чтобы поставить город перед свершившимся.
Следом было продолжено разрушение существовавшего некогда архитектурного ансамбля центральной площади города, начатое в свое время взрывом Казанского собора с одной ее стороны и Тихвинской церкви – с другой. На месте зданий городской библиотеки, где позже располагался горно-металлургический институт, поднялось семиэтажное гостиничное сооружение, каких не счесть от Москвы до самых до окраин. В Москве «Юность», в Иркутске «Ангара», в Чите «Забайкалье», в Красноярске. в Улан-Удэ. Погибли надежды, что новый ансамбль главной площади города, откуда есть-пошел Иркутск, будет разработан с учетом разновременной архитектуры Дома Советов и здания «Востсибугля», заместивших храмовые сооружения, и с сохранением минувшего, осталось лишь здание биологического корпуса университета.
Напомним, что в деятельности местных архитекторов прошлого «сказалось заметное стремление к регулярным архитектурно-планировочным решениям, выразившимся в объединении отдельных зданий в единые комплексы, подчиненные общему композиционному замыслу при застройке отдельных площадей и улиц». В их «творчестве нашли отражение прогрессивные черты русской архитектурной школы начала XIX столетия, выразившиеся в ансамблевой застройке городов и высокой архитектурной культуре зданий».
То, что было очевидно иркутским градостроителям начала столетия минувшего, оказалось недоступным городской архитектуре середины столетия двадцатого, мыслившей категориями сельской портнихи, собирающей лоскутное одеяло. Впрочем, и у той, пожалуй, обнаруживается больше эстетического вкуса, нежели у ее коллег от архитектуры. Именно их усилиями полтора десятилетия спустя, уже в пору нового наступления на город, окончательно затоптал двухэтажными ногами последние возможности центральной площади ископаемый мастодонт, порожденный «Иркутскгражданпро- ектом» в качестве пристроя к горсовету. Огражденный по тылу двухэтажных ног глухой кирпичной стеной в четыре этажа со стеклянной крышей (или чем там еще?), он стал венцом биения творческой мысли иркутской архитектуры, интересным лишь своим сказочным уродством.
Отныне иркутяне с полным основанием могут принимать соболезнования в связи с окончательно «сформированным» обликом их главной исторической площади, дарованной им в этом виде чиновной бездумностью и архитектурной амбициозностью одновременно. Эти два начала неотвратимо присутствуют во всем, что происходило и тогда, в конце пятидесятых и шестидесятые годы, и в последующем.
Зуд к переделкам, перестройкам, теперь уже под иными лозунгами, призывавшими сделать город исторический городом современным и высококультурным, после – к новому вандализму, которому не смогли противостоять ни робкие еще протесты общественности, ни здравый смысл, тем более что все это вновь творилось под флагом заботы о человеке. Хотя и заботы отрицать невозможно, потому что именно в это время впервые за всю послереволюционную историю было принято решение правительства о строительстве жилья как первоочередной задаче, и началась застройка Рабочего предместья и Лисихи, начал возникать бульвар Постышева.
Однако новое вторжение в исторический центр первоначально к этому решению никакого отношения не имело. Это уже позже пятиэтажный панельный, а затем и кирпичный стандарт и микрорайонная архитектура начали ломать его. А тогда все силы вторжения были брошены по другим направлениям: вслед за «горбатым домом» начали рушить заборы, а заодно и решетки исторических зданий. Перед устремленностью к современности и культуре рухнул кинотеатр «Гигант» – бывший Большой Дон- Отелло, отразивший в своем облике, внутреннем устройстве и интерьере целую эпоху в истории иркутского кинематографа. Все было сметено бездумным ураганом, перед которым не устояли и могучие атланты, державшие портик.
Серый, застекленный по фасаду куб, заместивший прежний «Гигант», согрел сердца приверженцев высокой культуры и увеличил число «посадочных мест». Одновременно разрушилась одноэтажная пристройка к Белому дому, замыкавшая маленький скверик – важную архитектурную деталь этого охраняемого государством памятника архитектуры XIX века (1804). Вместе с пристройкой сносилась художественная решетка, ограничившая скверик со стороны улицы, и выкорчевывались деревья. От ограждения Белого дома, с которым связаны важнейшие страницы истории города разных времен, оставлялись для примера (чего?) два малых отрезка, что торчат ныне в обе стороны от фасада обрубленными крыльями, ничего не ограждая, но как бы взывая к милосердию и свидетельствуя о варварстве сие сотворивших. А уже нависал над памятником русского классицизма превышающий его этажностью и стандартно школьный по облику новый административный корпус университета.
Единоборство городского Совета с ограждениями шло повсеместно. И в улицах деревянной застройки, где после сноса заборов, ныне в подавляющем большинстве восстановленных, исчезли вместе с ними ворота и калитки, составлявшие неотъемлемую архитектурную принадлежность строений с той же резьбой, с коваными навесами, скобами и розетками. И в центре, где металлические решетки ограждали здания и скверы. Среди них не только решетка Белого дома, но и сада Парижской коммуны, ныне восстановленное ограждение Художественного музея и сквера на углу улиц Горького и Ленина, решетка у биологического корпуса университета на главной площади. В расчет не принимались ни архитектурная композиция кварталов, ни художественная ценность.
Примером может быть квартал от улицы Свердлова до Горького. Этот отрезок некогда выглядел так: здание авиатехникума, слева от него решетчатое ограждение Художественного музея со сквериком за ним. Справа от техникума такая же решетка ограждала городской скверик. Отрезок улицы был композиционно завершен.
Теперь ограждение музея было снесено, и сквер прорежен на аглицкий манер. Композиция квартала разрушилась: уступом от красной линии в глубь квартала – здание музея, по красной линии – здание техникума и справа от него – решетка, ограждающая городской скверик на углу Горького. Позже, поразмыслив, сняли и ее. Тем самым вернулась какая-никакая композиционная законченность: сквер-здание-сквер.
Позже, много позже, в канун 300-летия города, ограждение Художественного музея восстановили, но зато вымели бульдозерами городской сквер. На его месте теперь просторная бетонная пустыня с тремя «пальмами», за которой, как дурной мираж, возвышается глухими стенами на четырех ногах новое здание телерадио, где с плоской крыши глядят на все четыре стороны пустые и бессмысленные оконные проемы.
Композиция квартала вновь оказалась сломанной, конфигурация его в плане разрушена, бетонный «сквер» с тремя «пальмами» в знойный полдень напоминает пекло. Зато отовсюду видна новая, с позволения сказать, «иркутская» архитектура, шагающая своими многотонными ногами по историческому центру, по всей архитектурно-планировочной структуре старого города. Открыть ее изумленному взору было важнее всего остального.
Но это уже одна из страниц более позднего, третьего, хотя и связанного с предыдущим, вторжения в исторический город. В конце пятидесятых и в шестидесятых годах исправление его лица не общего выражения шло, кроме уже обозначенных направлений, еще и за счет уничтожения отдельных деталей старых построек. И на все были свои «убедительные» причины: там погнили балки, здесь архитектурные детали старых зданий не вписывались в некий творческий замысел. Скольких балконов, навесов, ограждений крыш лишились давние постройки. Был снят навес в восточном стиле над входом в магазин игрушек. Созданный в более позднее время, он тем не менее был немаловажной деталью фасада, передавал духовную сущность города, и утрата его сделала всю постройку безликой. Было покончено с овальным угловым балконом над входом в кинотеатр «Хроника», с балконами на здании на углу Пролетарской и К. Маркса, прилегающем к скверу с памятником В. И. Ленину. Стена, где располагался один из них, занята ныне «высокохудожественным» бетонным панно «Интернационал», которое, по соображениям местных идеологов и градостроителей, более соответствовало месту, нежели восстановление этой части фасада в первоначальном виде.
И все же за памятью о наших утратах не будем забывать о наших приобретениях. Ведь были и они. Именно в эти годы одевалась в бетон Вузовская набережная, высаживались лиственницы и березы, превращая ее в одно из самых красивых и любимых иркутянами мест.
На грани сороковых и пятидесятых строилась первая очередь стадиона «Труд», было покончено с примыкавшей к нему дезобаней, а в последующие годы это место обрело современный вид.
За давностью лет не будем полагать, что всегда был остров Юность и всегда росли на нем деревья и кустарники, были проложены дорожки и расставлены скамейки. Годы его рождения – конец пятидесятых – шестидесятые. Еще и в семидесятых здесь шли работы. Продолжаются они и сейчас, делая остров счастливым обретением старого Иркутска.
В конце концов и сквер Кирова – детище тех лет, рожденное на месте площади, усыпанной щебенкой из соборного кирпича.
Так что, печалясь об утратах, не будем забывать о наших обретениях. И то и другое продолжало тенденции предвоенного десятилетия и соседствовало, как в горячечном кошмаре. Ведь одновременно с рождением новой благоустроенной и зеленой набережной и сквера Кирова были сметены погребения Иерусалимского кладбища и началось наступление на исторический центр панельного и кирпичного пятиэтажного стандарта. По улицам Декабрьских Событий, Володарского, Литвинова, Свердлова, Халтурина и многим другим вздымались его стены, нередко соприкасаясь со зданиями и постройками историческими, чуждыми столь странному соседству. Именно в это время казарменные по облику постройки начали вытаптывать целые кварталы исконного центра, наступая на него из микрорайонов, где для них в достатке оставалось места.
Почему могло быть такое? Чего не хватало тем, кто определял и санкционировал все это? Знаний? Сомнений в непогрешимости своих решений? Культуры сердца и ума? Ощущения того, что ты пришел в мир из прошлого и оставишь его для будущего? Что ты лишь мгновение в движении поколений и твои возможности ограничены и определяются в конечном итоге совестью и порядочностью? Так чего же им не хватало?
Что двигало ими? Убежденность, что все это ко благу? Что им неизвестно кем дано право решать проблемы города за счет исторической памяти народа? Что прошлое – это прошлое, а настоящая история начинается лишь с их приходом?
Но даже такие взгляды не могут объяснить всего содеянного, например, с Белым домом, столь это бессмысленно. Однако и бессмысленности той должно быть свое объяснение. Так в чем же оно?
И все-таки подлинное бедствие ожидало старый город впереди. По времени оно совпало с отнесением в 1970 году Иркутска к числу наиболее значительных исторических городов. Именно тогда в институте «Ир- кутскгражданпроект» и управлении главного архитектора города возобладали взгляды на исконный исторический центр как пространство. Наиболее концентрированное выражение эта концепция нашла в беседе главного архитектора «Иркутскгражданпроекта» В. Павлова со студентами-архи- текторами Иркутского политехнического института. Полное представление о ней дает приводимая ниже выдержка из фонограммы этой беседы (хранится у доцента института В. Т. Щербина).
Сибиряки «жили в грязи и навозе, в вони. Сообразно с этим и архитектура была такая же, – утверждал т. Павлов. – В Иркутске ценность проявляется для меня не в наличниках. Извините, наличники-то у нас дерьмецо, да и домики-то – извините. Я не знаю ни одного деревянного дома, который бы представлял ценность. Но зато у Иркутска есть одно качество, которое обладает исключительной ценностью, – это пространство».
Расшифровывая, уточним: пространство, на котором располагается исторический центр.
И далее:
«Почему жалкие останки, затерявшиеся среди заводских труб, жалкие останки этих самых. церквей наших мы стараемся всеми правдами и неправдами сохранить? То есть не занимаем ли мы формальную позицию? И, впрочем, антихудожественную. Думаю, занимаем».
«Критерий только в одном: меняем ли мы это сооружение на более интересное (? – А. Ш.) или меняем его на менее интересное. Может быть, нужно ту панораму, которая сегодня сложилась, сломать и сделать новую?»
«Не надо переоценивать общественные обсуждения. Люди, не являющиеся специалистами, не могут понять».
Нет нужды комментировать сказанное. При этом трудно даже допустить, что главный архитектор проектного института не знал, что «город – это всегда определенная, веками сложившаяся ситуация», что «квалифицированные градостроители всего мира обычно стремятся сохранить отличительные черты этой ситуации: силуэт города, характерные его приметы, очертания улиц и площадей, наиболее типичные сочетания объемов, фактур, окрасок. В связи с этим во многих исторических городах существуют жесткие условия возведения новых зданий, требующие сохранять ритм, объемы и планировку». Знал, конечно, да не то его заботило.
Концепция архитектора Павлова, всецело поддерживавшаяся архитектором города Бухом, состояла в том, чтобы на пространстве, занятом историческим городом, построить новый город, такой, таким он им виделся. А каким он им виделся, мы уже сегодня легко просматриваем на отдельных участках старого Иркутска, где эту концепцию удалось осуществить. Но об этом позже.
Сейчас же чрезвычайно важно подчеркнуть: амбиции, которые возобладали среди тех, кто определял судьбу исторического города в последние два десятилетия и стремился на его месте строить свой город, находились в антагонистическом противоречии с позициями общественности, от которой оба «главных», как щитом, прикрывались утверждением: о работе архитекторов могут судить только специалисты, «люди, не являющиеся специалистами, не могут понять».
Но при чем здесь специалисты, если вся проблема находилась и продолжает пребывать не в области подходов к архитектуре, а в сфере нравственной. К тому же не выдерживают критики и взгляды, утверждающие превосходство специалиста перед иными прочими, к этой профессии не принадлежащими. С ними можно было бы мириться, если бы архитекторы строили для себя, для себя писали художники, литераторы и музыканты, для себя тачал сапоги сапожник и пек пироги пирожник. В конце концов искусство для искусства может существовать, но как может существовать архитектура для архитектуры с той минуты, как разработки на ватмане становятся реальностью и эта реальность вторгается в жизнь, на уровне младенческого мышления предполагая возможным заменить собой многовековую историю. Все дело, мол, в том, «меняем ли мы это сооружение («жалкие останки церквей наших») на более интересное или меняем его на менее интересное».
Можно было бы не спорить с архитекторами и проектировщиками, если их искания оставались лишь в чертежах и рисунках или осуществлялись вне черты исторического центра с одобрением их коллег, к чьим суждениям собратья по архитектурному руководству города только и считали возможным прислушиваться. Впрочем, и эти суждения, как по отдельным творениям т. Павлова и его школы, так и по концепции застройки в целом, были, мягко говоря, неблагоприятны. К ним с неизбежностью придется обратиться при взгляде на то, что сегодня, покинув Иркутск и уйдя в отставку, оставили иркутянам преобразователи от архитектуры и бюрократии. Да, да, и бюрократии, потому что без ее добра не то что квартал старой застройки снести, лист с дерева обронить было невозможно. И напротив, по одному мановению начальственного перста рубились не листы, но деревья по всей протяженности улицы Ленина: оголенный ее вид был для Иркутска противоестественен, но для глаза занесенного из иных краев недолгого руководителя области – привычен.
В те времена он стыдливо пожимал плечами в беседе с автором этих строк, ссылаясь на незнание и произвол горзеленхоза. Главный дендролог и озеленители застенчиво утверждали, что тополя вдруг разом заболели по одну и другую сторону улицы, которой следовал на службу и обратно высокий руководитель. Эпидемия носила организованный характер: она косила деревья вдоль тротуаров, но не трогала их в нескольких метрах от этой линии – в скверах. В тот же год она готова была поразить деревья на соседней улице Горького, где они уже были подсечены и некоторые погибли, но неожиданно, после того, как Совет по экологии и культуре творческих союзов (был тогда такой) провел встречу, сведя на ней заинтересованные стороны и в том числе врачей-аллергологов, отступила. И тополя остались жить.
Не-ет, недооценивать указующий перст в таком деле, как сохранение исторической памяти, непозволительно. Потому что в конечном итоге именно этот перст, называвшийся в свое время волеизъявлением народа, указывал то на Казанский собор, то на первое гражданское кладбище в Иркутске, понуждая в соответствии со своими представлениями о нравственности и общественной пользе крушить памятники и устраивать на могилах танцплощадки. Это он указывал на имена улиц, и глас городского Совета единодушно постановлял: «отныне именовать.»
Однако из чего же в конце концов слагается исторический город, если понимать его не как отдельные постройки, почитаемые памятниками истории и культуры, не отдельные улицы и их части, считающиеся «охранными зонами», – все это есть в любом городе, и не отнесенном к числу исторических.
Ответ, на мой взгляд, общеизвестен: исторический город – это сочетание ландшафта, сложившейся архитектурно-планировочной структуры, силуэта, внешнего облика и, в частности, исторически сложившегося сочетания объемов, наконец, памяти, заключенной в названиях его улиц, площадей и т. д.
При всем при том он должен быть удобен для житья, обеспечивая его население всеми достижениями современной цивилизации, которые характерны для новых микрорайонов.
Исходя из этого, сегодня со всей обоснованностью можно утверждать: на протяжении времени, но особенно с того момента, как возобладал взгляд на исторический город как пространство, все компоненты, его составляющие, понесли столь ощутимый урон, что говорить об отдельных его значительных частях как городе историческом стало невозможно.
Наименее пострадал (пока что) ландшафт. Все остальное подверглось чудовищной деформации.
Планировочная структура сохранялась Иркутском на протяжении веков. Стоит вспомнить, что существовал архитектурно-планировочный чертеж Иркутска, и не один, что они рассматривались в авторитетных петербургских комиссиях и министерстве. Характерно, что несмотря на различные проекты перепланировки города, составленные в 1780, 1781 годах, в которых предлагалось изменение структуры улиц и площадей, высочайше был утвержден план, предполагавший полное сохранение исторически сложившейся планировки.
Знаменательно, что почти одновременно были даны указания, требовавшие застраивать улицы так, чтобы создавалось стильное единство. Департамент государственного хозяйства придирчиво следил за тем, какие здания общественного назначения предполагалось возводить в центре. Именно туда отправлялись на экспертизу все проекты подобных сооружений для их оценки, а иногда и переработок, с тем, чтобы они могли «изящному вкусу должным образом отвечать».
За свою историю Иркутск многажды горел большими и малыми пожарами, когда выгорала значительная часть исторического центра, утрачивались более старые постройки и на пепелищах возводились новые. И все-таки план города оставался таким, как он складывался во времени. Лишь в последние два десятилетия – а они оказались губительнее минувших бедствий и столетий – многое в этом отношении оказалось сломано: меняется обрисовка кварталов, улицы и переулки растворяются в ничем не ограниченном сквозном пространстве, безликая застройка и гигантомания не только меняют внешность исторического города, но уничтожают его.
Сегодня в Иркутске уже не найти ни одной улицы, которая убереглась бы от этих градостроительных бедствий. Исчезли на значительной протяженности под безликой застройкой улицы Красногвардейская, Ямская, Успенская, часть Подгорной, погиб, как не был, квартал, ограниченный улицами Красногвардейской, Декабрьских Событий, Ф. Энгельса. Его заместило установленное дугой по диагонали гигантское многоэтажное здание с билетными кассами и магазином радиотоваров на первом этаже.
Никого не смутило его соседство с будущим декабристским комплексом, вобравшим в себя коренные строения этой части города.
То же самое произошло в предмостной части города, где «новая архитектура» загнала в угол сохранившуюся Троицкую церковь и, с благословения главного архитектора города, превратила набережную и примыкающую к ней Российскую, а также часть С. Разина в музей архитектурных экзерсисов градостроителя Павлова, с размахом осуществлявшего здесь, как и по улице Декабрьских Событий, свою тактику исторического города как пространства, подобную нацистской тактике выжженной земли.
Именно она была привнесена и в реализацию так называемого культурного центра, примыкающего к бывшему Иерусалимскому кладбищу, над которым крутятся «чертовы колеса». Соседство этих двух «культурных зон» символично, ибо культурный центр – это продолжение тех же нравственных тенденций, но иными средствами. С завершением строительства здесь музыкального тетра – здания вполне современного, типового, железобетонного, облицованного мрамором и получившего у иркутян еще в процессе строительства прозвище «саркофаг культуры», – предполагалось полное уничтожение прилегающей к нему улицы Седова. Той самой улицы, которая именовалась некогда Заморской, потом Верхне-Байкальской и ВерхнеАмурской. Отсюда она сбегает к тому месту, где на стрелке двух улиц в свое время были воздвигнуты Амурские ворота в память присоединения левого берега Амура к России и подписания с Китаем Айгунского договора.
Именно у этой триумфальной арки, со словами «Дорога к Великому океану» на фронтоне, встречали иркутяне в 1858 году русское посольство во главе с генерал-губернатором Восточной Сибири графом Н. Н. Муравьевым. От того времени пошло и название улицы – Верхне-Амурская.
И вот теперь ее предполагалось заменить путепроводом, уничтожив все постройки. От Крестовоздвиженского храма и дальше должна была лечь «зеленая зона». Над путепроводом предполагалось повесить пешеходные виадуки. Широченные лестницы должны были вести от музыкального театра и других странных в облике своем учреждений культуры к этим виадукам и от них дальше, на ул. 3-го Июля, бывшую Нижне-Амурскую.
В потрясении грандиозностью преобразований забыли о мемориальной среде, в которой размещается памятник архитектуры Крестовоздви- женская церковь, рукой махнули на разрушение структуры улиц. До того ли было. Подсчитывали, сколько потребуется для осуществления эпохального замысла архитекторов Воронежского и Павлова бетонных и мраморных плит, больших и малых, и во что это обойдется. В денежном выражении. Во что эта гигантомания обойдется исторической памяти, не подсчитывалось. Невозможно. Деньгами такие вещи не измеряются.
И как эту историю не связать с историей Поклонной горы в Москве. Той самой Поклонной горы, где некогда Наполеон безуспешно ждал ключей от нашей столицы. В осуществление размашистых проектов ее порядком срыли, а сейчас придется восстанавливать в прежних очертаниях.
Иркутск и Москва. Но как и раньше – события одного ряда, вот что тревожно.
Не менее тревожно и то, что, как показывает опыт последних десятилетий, общественность узнает о градостроительных преобразованиях в историческом центре уже после того, как эти преобразования воочию явятся миру.
На сей раз удалось приостановить уничтожение мемориальной среды памятника архитектуры Крестовоздвиженского храма, хотя в остальном впечатляющий проект уже не мог быть до конца изменен.
Секретность, сокрытость от иркутян оставались основой стиля работы городской архитектуры и в условиях гласности. Город узнавал о происходящем лишь после того, как бульдозеры тут или там начинали крушить постройки и на мир ощеривалось тринадцатой улыбкой очередное чудо. Именно так происходило вторжение в слободскую застройку по шести улицам Солдатским, именно так в канун 300-летия города явил себя взору предмостный бастион Кировского района. Возводили его в спешке, будто под огнем неприятеля. Бетонный бруствер, приспособленный для кругового обстрела, а над ним – три решетчатые металлические дуги, то ли для всеобщего недоумения, то ли для крепления боевых штандартов или сушки подмоченных авторитетов.
В бетон этого редута замурованы сотни тысяч рублей, вера в эстетический вкус проектировщиков и хозяйственную мудрость тех, кто давал добро на это сооружение.
И все-таки, несмотря на «монументальность», век бастиона будет недолог. Уже срезаны дугообразные металлические конструкции. Кто-то постиг их уродство, но решил вместе с тем «облагородить» предмостный редут, облицевав его мрамором. Облицевали. Вбили в пустую затею новые немалые деньги, но уродство не стало от этого привлекательнее. И вот, когда застучат отбойные молотки, круша бетон и добавляя расход средств на пустую затею, кто их возместит в народную казну, с кого они взыщутся? Да ни с кого. Виноватых, как всегда, не будет. А на нет суда нет. Вот так вот.
«Вряд ли можно признать удачным проектное предположение «Ир- кутскгражданпроекта» по застройке набережной Ангары. Гигантские, грубые по форме здания, совершенно не характерные для Иркутска, входят в контраст со сложившимся изящным силуэтом историко-мемориального комплекса». Это сказано в специальном журнале «Советская архитектура» (1981, № 8). В том журнале, который является голосом специалистов, тем единственным, к чему, по словам их, готовы были прислушиваться В. А. Павлов и В. Ф. Бух. Между тем проектное предложение, о котором идет речь, было воплощено в жизнь все в тех же условиях безгласности, секретности и профессиональных амбиций, ибо, как заявил главный архитектор проектного института студентам политехнического института: «Я сделал такой дом, который нам (?) нужен. Мы делаем такую архитектуру, какая, мы считаем (!), нужна» (?).
При «.застройке площади Кирова. из-за включения в ее окружение безликих зданий, чуждых исторически сложившейся среде, нарушилось гармоническое единство центрального ансамбля города. Чужды также окружающей среде масштаб и архитектура торгового центра.» – это оттуда же.
Однако и оценки специалистов не останавливали наших братьев архитекторов. При чем здесь среда, при чем «силуэт историко-мемориального комплекса»? Они строили новый город на пространстве этого комплекса. Некий Павловдар или Бухенбург.
Воздвигнув там-сям по историческому центру здания повышенной этажности: свой собственный институт «Иркутскгражданпроект» и павловский «дом на набережной», корпуса Института народного хозяйства на К. Маркса и вычислительного центра на Дзержинского, «Иркутскагромпром- строй» на Декабрьских Событий, превышавшие на полдесятка этажей фоновую застройку, они повели речь о том, что нужно создавать силуэт исторического города (?!), нужны вертикали, настала пора воздвигать высотные здания в 15, 20 и более этажей. Без них-де Иркутск не получит своего облика. Иркутск? Или то, чем его хотели заместить? В качестве первой такой «вертикали» хотели с помощью зарубежных фирм воткнуть на предмостной площади гостиницу для зарубежных туристов. Проект ее работал- ся все в том же институте. Может быть, работается и до сих пор.
Затем, рассуждал еще несколько месяцев назад, незадолго до своего ухода, городской архитектор, мы поднимем вертикали в районе центрального рынка и еще в нескольких местах. Чтобы избавить улицу К. Маркса от транспортного потока, мы пробьем улицу Горького от Пролетарской дальше до ул. Декабрьских Событий.
То есть через здание обувной фабрики и дальше по живой ткани квартала, застроенного в конце прошлого, начале нового века кирпичными зданиями.
Полет фантазии и умение не считаться ни с чем и ни с кем в осуществлении собственных взглядов и концепций более всего характеризовали деятельность архитектурного руководства города в этот период. А уже слышались в прессе встревоженные голоса специалистов:
«Застройка последних десятилетий вполне заслуженно воспринимается чем-то вроде архитектурного бедствия, затопившего новые города и реально угрожающего городам старым», – утверждал на страницах «Литературной газеты» (1987, № 10) архитектор Д. Хмельницкий.
А в Иркутске, несмотря на отъезд В. А. Павлова, все еще продолжали мыслить прежними категориями и осуществлять строительство задуманного им города.
«Мы с ужасом обнаружили, что микрорайонная архитектура со старым городом несовместима и прямой контакт (даже он. – А. Ш.) старых и новых районов чреват для первых самыми катастрофическими последствиями».
А в Иркутске микрорайонная архитектура и планировка продолжали не просто соседствовать с историческим городом, но вторгались в него, растворяя в себе отдельные районы.
«Судьбу самых важных в градостроительном отношении, а в идеале и всех крупных зданий, должны решать конкурсы. Так делалось у нас до начала тридцатых годов.» – утверждал автор «Литературной газеты», с которым невозможно не согласиться. Хотя утверждение это относится к новым городам, оно должно быть принято как незыблемое для города старого.
А в Иркутске все еще мыслили категориями административно-командной системы, настаивая по примеру бывшего секретаря горкома т. Деме- щика: «Все надо перестраивать. Все. Надо доверять специалистам, специалисты лучше вашего разберутся». И это при том условии, что именно специалисты, но не иркутяне, повязанные в то время единой концепцией, а москвичи и ленинградцы в своих оценках и взглядах уже давно были солидарны именно с общественным мнением. Поддержка градостроительной концепции местных архитекторов безоговорочно осуществлялась недавними городскими и областными руководителями, полагавшими, что по центру нужно строить и девятиэтажный жилой стандарт, спускающийся ныне по ул. Партизанской в живую ткань центра, и уж вне всякого сомнения – все, что предлагалось «Иркутскгражданпроектом» и управлением главного архитектора.
Взгляды городского Совета, открывшие в шестидесятые годы исторический центр для застройки его единственным в то время пятиэтажным кирпичным и панельным стандартом, мотивировались гуманными соображениями (помните гуманные соображения при взрыве храмов и создании танцплощадок на кладбищах? Теперь они тоже были): надо дать людям современное жилье (будто кто-то мешал дать такое жилье в центре при условии индивидуального конкурсного проектирования), надо убрать развалюхи (будто кто-то, а не эти самые деятели своим небрежением к исконному деревянному фонду города, державшемуся многие годы без капитального и текущего ремонта, превратили многие постройки в эти самые развалюхи).
«Из «развалюх», реставрационных и поддерживаемых, в основном составлены многие известные города мира: Венеция, Брюгге, Берген, Веймар, Суздаль, Бухара и многие, многие другие. Или кварталы больших городов, таких, как Лондон, Париж, Прага, Будапешт, Стокгольм, Рим. Старые строения определяют облик и гордость Ленинграда, Риги, Таллина, Львова. Да и Москва все еще гордится не тем, что прошло, а тем, что уцелело», – писал в «Правде» (1987, № 83) народный художник РСФСР Е. Куманьков.
В семидесятых-восьмидесятых годах массовый снос деревянных построек определялся уже концепцией пространства, а также утверждениями т. Павлова: «Если я говорю о старых домах, то надо учесть, что ни один из этих домов не делался с градостроительных позиций (?). Я не знаю ни одного деревянного домика, который бы представлял ценность. Деревянные дома не могут существовать при подводке к ним тепла, водопровода и канализации. За два-три года они сгниют».
И это утверждалось вопреки тому, что уже многие десятилетия на старинных улицах – Горной, Володарского, Красноармейских и других – стоят деревянные особняки и флигели, снабженные и теплом, и водой, и канализацией, и газом, и ванными, из которых люди не хотят уезжать в панельные многоэтажки микрорайонов.
Создавалось ощущение, что взгляды на деревянные постройки как на «развалюхи» (а сколько было снесено прекрасных деревянных построек, еще не приблизившихся к стадии «развалюх») устраивали тех, кому надлежало за ними следить и содержать их в порядке. Ведь за все время руководства иркутской архитектурой тт. Бухом и Павловым не были проработаны возможности сохранения деревянных улиц с условием их реставрации и создания удобств. Но зато были созданы проекты малоэтажных домов, напоминающих прибалтийские риги, призванные заменить интереснейшие постройки из дерева и растворить усадебную планировку городского центра.
«Строительство в историческом центре сегодня формирует стихия», – писал я некогда. Не-ет, не стихия его формировала, как все более и более очевидно становится сегодня, в пору горьких и запоздалых сожалений, когда вновь и вновь задаешься вопросом: как такое могло случиться?
Как могло случиться, что еще два года назад на встрече в облисполкоме архитекторы во исполнение все той же концепции пространства заявляли: «Один из вариантов формирования (?) центра Иркутска (заметим, того самого центра, который формировался исторически столетиями. – А. Ш.) предполагается начать с застройки улиц С. Разина и Декабрьских Событий», к тому времени уже в значительной степени застроенных «новой железобетонной архитектурой», а им благосклонно кивали: прекрасно, прекрасно, формируйте на здоровье! Что же, те, кто кивал, не видели, не размышляли, не знали? Или им было все равно?
Ответ на эти вопросы частично уже был дан. Остается добавить, что хотя интеллигенция все более решительно сопротивлялась официально санкционированному архитектурному разбою в историческом центре, она тем не менее, с одной стороны, в какой-то степени была скована робостью перед «санкциями» партийно-административного аппарата, чтобы суметь консолидировать усилия, а с другой – в значительной своей части по ранее названным причинам сама исповедовала официально взгляды на существо проблемы и в этом смысле лишь повторяла ситуацию времен борьбы с «религиозным дурманом».
Не подлежит сомнению, что и областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в своих подходах на всем протяжении времени занимало нерешительные позиции. Все эти годы его архитектурная секция была озабочена составлением перечня памятников в историческом городе, который сам по себе является памятником и архитектуры, и культуры, и строительного мастерства, и, наконец, истории. Перечень рос и, естественно, продолжает расти, раздражая городской Совет, который готов признать то одно, то другое количество памятников с тем, чтобы все остальное можно было сносить и строить, не трогая лишь мемориальной среды и охранных зон – своеобразных резерваций, превращаемых в структуре единого памятника – исторического города – в своеобразные музейные зоны.
Между тем стоило лишь признать, что памятником является сам исторический город с его ландшафтом, архитектурно-планировочной структурой, внешним обликом, исторически сложившимся наименованием улиц и переулков, – а именно в этом и смысл самого понятия «исторический город», – как вся ситуация становилась и контролируемой, и управляемой, не допускающей самой возможности того, что произошло. И ВООПИК уже не пришлось бы составлять списки «памятников в памятнике», а надлежало определить, что в старом городе подлежит сносу и новой застройке на основе конкурсных проектов при безусловном сохранении единой, веками сложившейся структуры, объемов и т. д., что ждет реставрации с заменой отдельных мест новыми постройками, соответствующими окружающей среде, где и что позволено возводить в условиях исторического города.
Именно при таких подходах отпали бы как ненужные рассуждения о необходимости сохранения мемориальной среды памятников истории и культуры, и создание архитектурных резерваций на крохотном участке единой улицы, как это случилось, скажем, с улицей Грязнова, часть которой охраняется, а на центральном отрезке новая архитектура растолкала ногами косокрыших жилых построек слободскую усадебную застройку, прорезав квартал поперек. Не произошло бы и той бездумной застройки унылым пятиэтажным стандартом старинных кварталов, которая осуществлена (как всегда, из самых благородных побуждений) в районе исчезнувших под ней улиц Кузнецкой, Ямской, Красногвардейской. От прежнего облика этих улиц, как бы в напоминание того, что на что поменяли, остался лишь двухэтажный «кружевной дом», памятник деревянной архитектуры последней четверти минувшего столетия, поставленный в полном одиночестве и к тому же без ворот, двора и надворных построек к пятиэтажному казарменного обличия кирпичу, как к стенке.
Пли! – и падет последний из могикан, единственный из подобных себе (а я знал эти старые улицы не понаслышке), оставшийся от Иркутска на пространстве пяти прилегающих к нему казарменных кварталов.
Пришла пора считать раны и менять подходы к историческому городу. Настало время объединять усилия иркутян, верных духовным традициям города, чтобы сохранить то, что еще можно сохранить. Подошел срок возвращать городу, насколько это возможно, тот облик, который складывался многими и многими десятилетиями и удачно дополнялся в последующем, бросив силы на сохранение, реставрацию и благоустройство, на снос лишь того, что не может быть не снесено.
Сегодня стараниями реставраторов и энтузиастов обрели первозданный вид старые храмы и старинные здания – гордость подлинной иркутской архитектуры, опровергающие собой досужие суждения заезжих снобов, которые вершили расправу над историческим городом. Однако еще ждет своего срока Белый дом. В сегодняшнем виде – он наша боль и наша вина перед потомками, памятник не архитектуры и истории, но памятник нашей бездуховности и вседозволенности, потому что если можно так обойтись с одной из ценнейших построек старого города, охраняемой к тому же государством, значит, можно все. Именно на этой первооснове взросло отношение к историческому городу как к пространству. И не будем на это закрывать глаза.
Пора перейти к реставрации и благоустройству района слободской застройки и других старых улиц, не позволяя более вторгаться в них ни одному сооружению, которое бы разрушило их структуру и диссонировало с окружающим.
Не охранные зоны, не отдельные постройки, а старый город во всей его полноте должен стать предметом забот ВООПИК и всех иркутян. И пусть вернутся к нему старые названия улиц. Без этого исторический город немыслим.
Названия эти, как и сами улицы, хранители нашей памяти. Одни из них получили свои имена в зависимости от того, куда вели: Заморская, она же Амурская, Якутская, Луговская; другие – по своим особенностям: Большая перспективная, или просто Большая, Подгорная; третьи именовались по именам храмов, на них находящихся: Троицкая, Тихвинская, Преображенская, Успенская, Харлампиевская; иные – по тому, кто жил на них изначально или что было самым приметным на них: Казачья, шесть Солдатских, Мастерская, Ямская (не от ям и ухабов, а от ямщиков, ямщины), Почтамтская, Арсенальская. Отдельные улицы носили имена купцов и знатных граждан города: Баснинская, Пестеревская.
Время борьбы за советскую власть привнесло в названия улиц свои особенности: Троицкая стала улицей 5-й Армии, Ланинская – улицей Декабрьских Событий, появились улицы Красного Резерва, Красного Восстания, Сибирских Партизан и другие, отражающие события эпохи. Вместе с тем послереволюционное время породило сплошное переименование улиц по единому принципу во всех городах. Сегодня в каждом, начиная от Москвы, есть улица или проспект К. Маркса, Ленина, во многих сибирских и дальневосточных городах – Постышева, Тухачевского, Бограда, Кирова, Дзержинского, Свердлова, независимо от того, были ли эти деятели революционного движения и Гражданской войны связаны с ними. За теми хлопотами Почтамтская стала улицей С. Разина, а Луговая – улицей Марата. Появились улицы, названные именами тех, кто оставил заметный след в истории города и края: Каландаришвили, Литвинова, Ядринцевская.
Некоторые улицы переименовывались многажды. Бывшая Русиновская становилась улицей Коминтерна, а позже Байкальской. Бывшая Дегтевская была названа именем летчика иркутского авиаотряда Доронина, принимавшего участие в спасении челюскинцев, а позже вдруг стала Российской. Появились улицы Киевская и Богдана Хмельницкого, а Кузнецкая превратилась в улицу И. Уткина, как и Мастерская – в улицу М. М. Кожова.
Казалось бы, ясно: в названиях улиц – история города, его прошлое, так же как в его планировке, архитектурных ансамблях и отдельных постройках. По их названиям можно проследить весь путь города по времени. И если появление после Октября наименований, связанных с конкретными событиями, было оправдано и не нанесло ощутимого ущерба исторической памяти, а лишь укрепило ее, то в последующем и здесь проявились общие тенденции нивелировки, беззастенчивого вторжения в прошлое, убеждение, что история начинается с нас.
Переименовывались в стране не только улицы и площади городов, но и сами города: Нижний Новгород становился Горьким, Тверь – Калини- ном, Вятка – Кировом. А рядом с ними, как бабочки-однодневки, выпархивали города Ежов, Рыков и др.
Каждое новое событие в стране влекло за собой переименование старых улиц, будто недоставало для этого новых или была необходимость переименовываться немедленно. Чем уж столь необходимым объяснить превращение бывшей Университетской, а затем Вузовской набережной в бульвар Гагарина, а Кругобайкальской – в улицу Терешковой?
Будто асфальтовым катком прокатываемся по своему прошлому, выглаживая из него все, что делает нас частицей истории. И только когда беда нависает над домом, начинаем взывать к нашей памяти, вспоминать традиции Отечества нашего и городов его. А не случится ли когда-нибудь в будущих поколениях так, что уже и взывать будет не к чему, и вспоминать нечего?
Вот почему, когда сегодня с разновысоких трибун и в печати нам предлагают помнить одно и не помнить другое, взгляд наш вновь обращается к отдаленному и недавнему прошлому, когда и такое уже было. И с тех же самых позиций и с позиций, им диаметрально противоположных. Было и ушло в небытие.
Историческая память не может быть выборочной, хранящей одно и отвергающей иное. Ее не может быть больше или меньше. Она или есть, или ее нет. Все остальное – лишь проповедничество социальной и иной прочей самости, даже если прикрывается она именем Господа, ее не приемлев- шего. Идти этим путем – значит идти в никуда. Альтернатива этому – возрождение исконного нравственного духа интеллигентных и мастеровитых городов наших, возвращение им историей данных имен, историей данных наименований площадей и улиц. Все остальное пусть найдет себе место в новых микрорайонах. Они сами станут когда-то историей, как и те имена, которые мы дадим там.
Всему свое время.
Еще недавно оно было не только порой запоздалых сожалений, но вместе с тем ожиданий и надежд: новое руководство пришло в институт «Ир- кутскгражданпроект» и управление главного архитектора города. И вдруг.
На обсуждении в ВООПИК проекта одной из новых и весьма своеобразных построек обнаружилось, что ее предполагается возводить на пространстве, занятом сегодня старинным кварталом, ограниченным улицами Ленина, Свердлова, Сухэ-Батора, Горького и в непосредственном соприкосновении с Художественным музеем. Решение это принималось в условиях все той же секретности.
И вот, когда утихли вполне понятные страсти и возмущение, представитель нового главного архитектора города В. В. Искакова заявил: место выбрано правильно, надо сносить и застраивать. Новое всегда вырастает на старом, и мы будем строить.
Помните рассуждения «о жалких останках этих самых церквей наших», при определении судьбы которых критерий, по Павлову, «только в одном: меняем ли мы это сооружение на более интересное или меняем его на менее интересное»?
Не-ет, жив курилка, и время собирать камни еще не пришло.
Между тем совершенно ясно: держаться старых подходов новое архитектурное руководство города и его городской Совет не имеют нравственного, а значит, и гражданского права. Поймут ли они, наконец, это? Какие позиции займут по отношению к тем проблемам, о которых здесь шла речь, какие взаимоотношения свяжут их с общественностью – стремление к взаимопониманию и сотрудничеству или противостояние, как это было до сих пор? По-прежнему возобладает секретность или возьмут верх иные взгляды?
Переориентируется ли в своей деятельности местное отделение ВООПИК или по-прежнему будет заниматься выявлением «памятников в памятнике» и загонять частицы отдельных улиц в резервации охранных зон?
Что возобладает, наконец, в нравственных позициях иркутской интеллигенции, в первую очередь, но отношению к духовным традициям города, в котором она живет?
Вопросы, вопросы. На многие из них ответ должен лежать не в краснобайстве – в этом равных нам нет, – но в поступках. Задумав какое-то дело, мы так много, так велеречиво и так долго говорим и рассуждаем о нем, что под конец уже и само это дело, еще не начавшись, становится тошнотным, противным душе и разуму. Так что пусть речи будут умеренны, а дела и поступки очевидны. И пусть они не противоречат друг другу.
Известно, с чего начали, видно, к чему пришли. Что завтра?
Научимся ли?
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей