С прокладкой Московского тракта началось полномасштабное заселение Сибири. Освоение такой громадной территории, естественно, было связано с передвижкой огромных масс переселенцев, представителей всех слоев населения: от дворян до беглых крепостных; всех вероисповеданий: христиане, католики, старообрядцы, мусульмане, иудеи. Достаточно сказать, что в селе Усолье, ставшем к тому времени крупным промышленным центром, хотя центр волости все-таки находился в Тельме, в 1875 году действовали православный храм, польский костел, мусульманская мечеть и еврейская молельня (из газеты "Восточное обозрение", июнь 1875 г., № 24).
В связи с хищническим истреблением лесов в окрестностях Усолья для нужд сользавода, в 1904 году на крутом правом берегу реки Ангары началась добыча каменного угля с Бархатовских каменноугольных копей, расположенных напротив Усолья за третьей протокой.
Сама деревня Бархатово повела свое начало еще с XIX века от семейства Бархатовых, которое после отбытия наказания в виде ссылки в Усолье поселилось на склонах гор, тоже названных Бархатовскими. Бархатовское месторождение является частью Иркутского угольного бассейна, протянувшегося с северо- запада на юго-восток на 400 километров, от Нижнеудинска до Байкала. Уголь лежит на большой глубине, и поэтому его добывали шахтным методом. На копях было три шахты, находящихся около деревни, и шахта, располагавшаяся около заимки Уляха между Бархатово и Олонками.
Потребителями угля были, в первую очередь, Усольский сользавод и Александровский централ, хотя зимой по санному пути его возили и в Иркутск. Добыча велась самым примитивным способом - киркой и лопатой. Но были серьезные намерения увеличить добычу угля и даже механизировать его доставку. В 1908 году американской фирмой составлялся проект организации воздушной канатной дороги по доставке угля с копей на сользавод. Но решили, что это дорого, и уголь продолжали доставлять летом на баржах, зимой - на санях.
В 1910 году на копях работало 50 рабочих при девяти служащих. Было добыто 1.045.957 пудов угля. Из них 453 тысячи пудов потребил сользавод. В самой деревне в то время жило около 250 человек. Те, кто не работали на копях, крестьянствовали или работали в Усолье, каждый день переправляясь через Ангару на лодках.
С установлением Советской власти в 1920 году копи были национализированы. В 1933-1934 годах на копях была произведена коренная реорганизация с целью определения практического применения копей.
После Великой Отечественной войны в деревне было 49 дворов, школа - четырехлетка, клуб и отделение колхоза имени Ленина, потом имени Фрунзе. Сеяли пшеницу, овес, рожь, коноплю, огородничали.
В конце 50-х годов прошлого века, в связи с подъемом уровня воды в Братском водохранилище, а также нерентабельностью продолжения разработок угольного пласта и дороговизной его доставки на "материк" шахты были закрыты и взорваны, а жители деревни Бархатово расселены в Мальту, Тельму, Буреть, Усолье. Некоторые поселились в поселке Угольник на Красном острове, напротив бывшего ФСК "Байкал". Кстати, у выселка Угольник тоже более чем полуторавековая история. Еще в 1890 году в нем проживало 55 человек, которые вели сельское хозяйство и работали в Усолье.
Пять километров отделяет поселок Угольник от бывшей деревни Ружниково. Она названа так по фамилии первопоселенца и образовалась на Красном, тогда Спасском, острове в конце XIX века. Занимались жители земледелием, скотоводством, рыболовством. Всю продукцию продавали на рынках Тельмы и Усолья. Южная часть острова была очищена под пашню, а береговая пойма - под сенокос и выпас для скота. Во время революционных событий 1918-1920 годов в избе Скобеева Константина Петровича находился штаб партизан. Во время колчаковщины Скобееву пришлось уйти из деревни, а его семью от расправы белогвардейцев укрыли жители села. В период коллективизации здесь был организован колхоз, первым председателем которого избрали местного жителя Василия Николаевича Жилкина. Колхоз имел 1800 гектаров земли, а сенокосы были отведены на острове Жебрей, против деревни Суховской.
Деревня Ружниково снесена в связи с затоплением ее подпрудными водами реки во время рекостава. Жители переехали на высокий левый берег реки Ангары в Тельму.
Против деревни есть остров Ружниковский. Он зарос тальником, сено на нем не косили, а пасли скот, который самостоятельно переправлялся на остров через протоку, что отделяла его от коренной части острова Красного. Теперь поля и сенокосы используются ЗАО "Железнодорожник".
Сразу же за деревней местность называется Тунгусской а дальше, выше по течению, - Братский луг. Документы свидетельствуют, что здесь жили эвенки и буряты. Первые русские поселенцы оставили в этих названиях память об аборигенах.
В семи верстах от Усолья на Московском тракте в 1875 году образовался выселок Лужки. Переселенные крестьяне занимались огородничеством и снабжали Усолье овощами.
Согласно Памятной книге Иркутской губернии, в Лужках в 1901 году проживало 48 человек обоего пола.
Происхождение слова "Кочерик" я узнал довольно давно. Оказывается, "кочерик" - бык - производитель. По преданиям, бережно сохранившимся в музее Буретской школы, Кочериково возникло в начале XIX века. В 1890 году на заимке Кочерыкская проживало 38 душ в семи домах. В 1897 году, когда жители заимки были на покосе, сельчан постигло страшное несчастье. 20 июля загорелся дом крестьянина Петра Ружникова. Огонь перекинулся на другую сторону улицы и за считанные минуты селение выгорело дотла.
В это же лето были заложены срубы новых домов и заимка возродилась.
Основана в 1840 году. Проживали буряты Куркутского рода Китойского инородческого ведомства.
Основана в 1790 году. В 1901 году проживало 45 человек обоего пола. По данным переписи 1926 года, в деревне оставалось всего 15 человек.
На этом месте когда-то располагался старинный бурятский улус Шарасунский Чечеловского рода. В 1890 году в нем было 23 хозяйства, в которых проживали в основном инородцы и поселенцы числом 104 души.
Бурятская деревушка за Калиновкой. В 1890 году в 33 усадьбах проживал 181 человек.
Административно вошел в состав поселка Мишелевка в 1918 году, но заселять этот удобный левый берег реки Белой начали значительно раньше. Есть отдельные данные, что еще с начала XIX века здесь проживали вначале буряты, а затем русские.
В собрании музея Мишелевской библиотеки хранится легенда, записанная со слов старожила поселка П.Алферова в 1988 году: "Мне бабушка рассказывала, что по реке Белой жили буряты стойбищами. Это после образовались деревни Верхний и Нижний Булай. На месте нынешних улиц М.Горького и Ф.Обыскаловой был лес. Когда жили буряты, белых берез не было. Росли черные березы, сосны, пихты, ели. С приходом русских казаков в Бельск появились белые березы, а буряты с этих мест откочевали".
Два источника, которыми пользовались авторы книг - "Черемховский район" А.Суходолова и А.Скворцова, 2002 года издания, и Н.Зубарева "Очерки истории Черемховского района", 2004 года издания, - совершенно по-разному трактуют дату основания села. В первом случае это 1725 год, во втором - 1791 год, о чем свидетельствует клировая ведомость первой церкви села Троицкой (ГАИО, ф. 50, oп. 1, д. 1479).
Земля Усольская / авторы-составители: А. Ильинский, В. Скороход. Усолье_Сибирское, 2005. С. 39-43.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей