Новости

Уличное освещение Иркутска до 1917 г.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Первое уличное освещение в Иркутске появилось у десяти частных домов в центральной части города в 1836 г. В это же время по распоряжению Городской управы были изготовлены ещё 50 фонарей, которые и были размещены, в основном, по Большой и Амурской улицам.

Только что заступивший на должность городского головы иркутский купец первой гильдии Иван Степанович Хаминов в июле 1849 г. даёт указание изготовить 76 фонарей уличного освещения. Работы по изготовлению и установке на Большой и Амурской улицах И. С. Хаминов оплатил из своих средств, что ему обошлось приблизительно в 600 рублей. В качестве горючего вещества в этих фонарях применялось специальное масло. Ненадёжные, дающие сумеречное освещение масляные лампы тем не менее использовались немногим более четверти века.

С 10 сентября 1875 г. городская администрация заключает контракт с провизором Московского университета Понтовичем на организацию и оборудование освещения улиц города фонарями, действующими на спирто-скипидарной жидкостной смеси. Понтович со своей стороны согласно контракту обязывался установить 200 таких фонарей на улицах города. Такие фонари, конечно, имели лучшую освещённость, чем масляные, но и не решали всех проблем уличного освещения. Уже в начале 80-х годов они заменяются на керосиновые фонари, которые были настолько лучше предшествующих, что их иркутяне стали просто-напросто красть. Частота краж дошла до такого предела, что в ноябре 1882 г. Городская управа вынуждена была обратиться ко всем жителям города с просьбой помочь поймать похитителей ламп для привлечения их к строгой ответственности.

Хотя уже в это время и начала подрабатываться идея перевода освещения улиц города на электрическую энергию, но тем не менее ещё долгие годы большинство улиц города освещались керосиновыми фонарями. Так, в 1892 г. на освещение улиц было задействовано 423 керосиновых фонаря. Но жители жаловались, что эти фонари горят «до появления луны на небе».

Более или менее лучше освещались центральные улицы. И всё же, хотя и не быстрыми темпами, а электрическое освещение начало вторгаться в жизнь иркутян. Например, в 1888 г. при Техническом училище было выстроено специальное здание для прекрасно оборудованных механических мастерских. Вот в этих мастерских было своё автономное электрическое освещение. И мастерские не были одиноки в этом вопросе. Недаром электромехаником А. М. Соловьёвым в январе 1887 г. было получено разрешение на организацию в Иркутске электромеханической мастерской, которую он сразу же и открыл. В начале этого же года была составлена одна из первых смет на электрическое освещение города. Кстати, по этой смете ежегодные затраты на освещение города исчислялись в сумме 24000 рублей.

В 90-х годах XIX в. улицы Иркутска освещались так называемыми линейными лампами (линия — это один фитильный ряд). Лампы заправлялись керосином. Применялись следующие светильники: 10-14-линейные «Митральезы», 20-линейные отечественные «Прогресс» и 25-линейные «Молния». Освещенность прямо зависела от числа линий. Например, 14-линейная «Митральеза» имела силу света равную 86 289 стеариновым свечам. Такие лампы были неудобны для освещения улиц. Они постоянно коптили, так как подрезать ровно много фитилей просто невозможно. Кроме того, фитили через определенное время, в основном из-за низкого качества керосина, необходимо было промывать в кипятке и просушивать. Правда позднее появились лампы с круглым фитилём. Расстояние между фонарными столбами было не менее 20 и не более 50 метров.

К 15 января 1902 г. на Большой улице устанавливаются фонари системы Галкина. Такие же фонари предусматривались к установке в июле 1905 г. на реконструируемой Старосенной площади, где предусматривалось 25 корпусов для различных надобностей. Среди них было четыре торговых корпуса, цирк и другие. На Старосенной улице предполагалось большое стечение народа. Поэтому весь этот район должен был быть освещен соответствующим образом. Для чего и предлагались к установке фонари Галкина. Позднее, в апреле 1908 г., фонари Галкина устанавливаются на виадук понтонного моста и на съезде с него к товарной станции. На фонари Галкина были частенько нарекания. Они, конечно, требовали повышенного надзора и ухода. Но а чаще всего работники, в обязанности которых было вменено зажигание фонарей, не выполняли этого, и фонари, конечно, не горели.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.