УЛЬЧИ, нани (самоназванные), коренной народ Ульчского района Хабаровского края. В середине XIX в. проживали от села Ухта на севере до верхних по Амуру южных сел Ади и Кульгу. Часть Ульчи проживала на Сахалине. Численность в России (тыс. человек): 1897 — 1 455, 1959 — 2 049, 1970 — 2 410, 1979 — 2 494, 1989 — 3 173, 2002 — 2 913.
Относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы с долей примеси амуро-сахалинского типа, что объясняется их длительными контактами с нивхами. Говорят на ульчском языке тунгусские ветви тунгусо-маньчжурские группы алтайской семьи. В 1930-е гг. ульчский язые считался диалектом нанайского, в настоящее время признан самостоятельным.
Ульчи сформировались в процессе длительных контактов в бассейне Нижнего Амура. В их состав вошли нанайские, нивхские, маньчжурские, негидальские, эвенкийские, айнские и другие этнические элементы. Первые известия русских об ульчи относятся к XVII в. Возвращение Приамурья в состав российского государства в середине XIX в. сделало ульчи подданными России. С этого времени начинается активное проникновение русских на территории расселения ульчи. Контакты с русским населением оказали существенное влияние на культуру, экономику и социальное развитие ульчи.
Традиционные занятия — круглогодичное рыболовство (кета, горбуша, осетровые и др.; с помощью неводов, разнообразных сетей, различных крючков, удочек, острог); охота — на морского зверя (нерпа, сивуч, тюлень) с помощью гарпунов; на лося, оленя, медведя, пушного зверя с помощью давящих ловушек, луков, самострелов, ружей и др. Средствами передвижения служили собачьи нарты, лыжи (для охоты по насту и повседневные — с меховой обклейкой), лодки (дощатые, плоскодонные, многоместные, остроносые — в рыболовстве; долбленые, берестяные — чаще для охоты).
Ульчи вели оседлый образ жизни, жили в небольших селениях, состоящих из 2—5 домов. В селениях располагались как зимние, так и летние жилища. Старинное зимнее жилище хагду — наземное каркасное сооружение из столбов и бревен с двускатной крышей без потолка с земляным или глиняным полом. Дом отапливался 2 кановыми очагами. В сильные холода пользовались также большими металлическими жаровнями на 3 ножках с горящими углями. Характерная особенность зимнего ульчского жилища — наличие «собачьего стола» уйчэу — низкого помоста, на котором кормили ездовых собак. Летние жилища были 2 типов — четырехугольные из жердей с двускатными крышами, крытые корой (даура) и свайные летники (генгга). Находясь на промысле, ульчи строили небольшие цилиндрические шалаши хомиран.
Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние — на вате (хукту), праздничные — иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Изготовлялись также арми — из рыбьей кожи, ровдуги, зимой — из различных мехов. Под халатом штаны, ноговицы (из ткани, на вате, из рыбьей кожи, ровдуги), нагрудник (мужской — малый меховой, женский — длинный, отделанный бисером, металлическими бляшками). Мужские юбки из нерпичьих шкур, фартуки охотничьи, фартуки праздничные, с орнаментом, охотничьи куртки из лосиных шкур, малые меховые шапочки, надевавшиеся с тканевыми шлемами и т. п. Обувь в виде сапожка с отдельной пришивной подошвой — из ровдуги, камусов; другой тип — с отдельно кроеной головкой — из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож с множеством украшений и без них. Теплые шапки орнаментированные. Одежда (особенно женская) украшалась меховой мозаикой из кусочков собачьего, лисьего и беличьего меха, оленьим волосом, разноцветным орнаментом и пр.
Основу питания составляла рыба. Зимой основную роль играла юкола. Ее ели сухой, размачивали и жарили на углях, варили суп с добавкой круп, дикорастущих растений, морской капусты. В больших количествах запасали на зиму рыбий жир, его хранили в калужьих или сивучьих пузырях. Широко употреблялась сырая рыба. Мясо диких животных в рационе появлялось нерегулярно. Потребление медвежьего мяса регламентировалось религлярными воззрениями. Ритуальный характер носило употребление в пищу и мяса собак, причем исключительно ездовых. Существенным подспорьем в питании были дикорастущие растения: черемша, сарана, крапива, полынь, дикий лук, желуди, лишайники и многое другое. Широко употреблялись в пищу различные ягоды, орехи, древесные грибы.
Ульчи жили семьями, преобладали простые, малые (80 % семей); полигамных было 8 %. Родов насчитывается около 30. Семьи каждого рода жили дисперсно, собирались вместе на годовой праздник моления небу, на медвежьи праздники. Основной социальной единицей была сельская община. Община регулировала отношения внутри селений. Существовала классификационная система родства: группа родственников различные степени родства называлась одним общим термином.
Религиозные верования ульчи во многом сходны с анимистическими верованиями их соседей по региону. По их представлениям, горы, реки, леса, промысловые угодья имели своих духов-хозяев. Космос, Землю. Солнце, Луну и звезды также олицетворяли определенные духи-божества. Духам неба посвящался регулярный ритуал поклонения, в котором участвовали обычно все сородичи. Регулярностью отличались поклонения духу-хозяину воды Тэму и духу-хозяину тайги Дуэнтэ Эдени. Одним из древнейших был культ близнецов. В шаманстве ульчи много черт, сходных с нанайскими. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Как и у нанайцев, шаманы по степени их силы подразделяются на несколько категорий. Показателем популярности и авторитета шамана являлись нашивки на рукавах и плечах его халата.
Во время медвежьих праздников, свадебных и поминальных обрядов выступали сказители, известными сказителями были многие шаманы, проводившие свои камлания как театрального действа: шаман пел, танцевал, разговаривал с духами, вовлекая многочисленных посетителей.
Искусство ульчи представлено художественной обработкой дерева, кости и металла (мужчины), рыбьей кожи, ткани и бересты (женщины). Ажурной резьбой украшались ковши, кроильные дощечки, другие бытовые предметы. Особенно тщательно украшались ритуальные ложки, предназначенные для медвежьего праздника. Из рыбьей кожи, нерпичьих и собачьих шкур, лосиной ровдуги изготавливали высокохудожественные халаты, нагрудники, обувь, другую одежду и бытовые вещи. Вышивали разноцветными нитками, подшейным волосом оленя. Характерная особенность ульчского орнамента — криволинейность с массой завитков и спиралей.
Жанры традиционного фольклора разнообразны: космогонические мифы, мифы и сказки о духах, животных, волшебные сказки, исторические легенды и предания, загадки, пословицы и проч. Из музыкальных инструментов наиболее характерны примитивные однострунные скрипки, малые свирели, железные и деревянные варганы.
Лит.: Смоляк Г.Ф. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX — начало XX в. М., 1975; История и культура ульчей в XVII—XX вв. СПб., 1994.
Е.В. Антропов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей