УДЭГЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Устоявшейся классификации жанров удэгейского фольклора нет. Выделяются несколько групп произведений народной поэзии: ниманку, тэлунгу, ехэ, культовый фольклор, игры, музыкальные импровизации, фольклор малых форм.
К тэлунгу относятся различные виды мифов, истории о случаях на охоте, на промысле, исторические и родовые предания, шаманские легенды. Их объединяет установка на достоверность описываемых событий. Даже мифологические рассказы воспринимаются как повествования о происходившем реально. Тэлунгу обычно невелики по объему, рассказываются подчеркнуто простым, бытовым языком. В них нет песенных вставок, аллитерации, ритмизации, тропов. К ниманку относятся и героические сказания, и сказки (волшебные, бытовые, этиологические); во всех их разновидностях в той или иной степени сохранилось мифологическое содержание. Характерная черта героических ниманку — поющиеся монологи персонажей. Они всегда сопровождаются особыми запевными словами, ныне уже утратившими самостоятельное значение (это черта, по-видимому, очень древняя, характерна для фольклора всех тунгусо-маньчжурских народов). У каждого персонажа свое уникальное запевное слово. Песенные вставки встречаются и в сказках (обычно в форме диалога). Язык ниманку резко отличается от бытового. Для монологов характерны стихотворный ритм, аллитерация. В ниманку употребляются особые «сказочные» слова, не используемые в обыденной речи; присутствуют устойчивые эпические и сказочные формулы, богатые сравнения, иносказания. Ехэ (или йехэ) — народные песни — по тематике делят на трудовые, лирические, колыбельные, шуточные. Весьма распространена импровизация; как правило, на общеизвестный устойчивый мотив импровизируется новый текст, может варьироваться и сам напев. Нередко пение сопровождается звукоподражаниями, особыми звуковыми эффектами. У удэгейцев известны различные песенные традиции: лирическая, эпическая речитативная, магическая (песни, исполняемые от имени духов). Пением сопровождаются традиционные игры — гуси. Понятие песни для удэгейцев связано в первую очередь с мелодией, а не с текстом, поэтому нередко встречается пение совсем без слов. В особую группу выделяют шаманские песни — ейни. У каждого шамана была своя песня, с определенной мелодией и текстом. Особенно распространены шаманские песни для призывания духов-покровителей, их тексты практически непереводимы. Существуют и другие обрядовые песни — лечебные, погребальные.
Собиратели удэгейского фольклора — В.К. Арсеньев, Е.Р. Шнейдер, Дж. Кимонко, В.Т. Кялундзюга; исследователи —А.М. Айзенштадт, Ю.И. Шейкин, В.В. Подмаскин, М.Д. Симонов, АХ. Гирфанова.
Лит.: История и культура удэгейцев. Л., 1989; Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. Новосибирск, 1998 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 18).
Ю.В. Лиморенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей