Новости

Удэгейцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

УДЭГЕЙЦЫ (самоназванные удэге, удэ, udiha), коренной народ Хабаровского и Приморского края РФ. Исконны­ми землями обитания являлось побережье Японского моря вдоль Сихотэ-Алиня, где стойбища располагались преимущественно в низовьях впадающих в море рек, в полосе около 600—700 км с юга на север. Численность по переписям (тыс. человек): 1897 — 1 842, 1926 — 1 357, 1939 — 1 701, 1959 — 1 395, 1970 — 1 396, 1979 — 1 431, 1989 — 1 902, 2002 — 1 657, в т. ч. в Приморском крае — 918, в Xабаровском крае — 613.

Антропологически удэгейцы относятся к дальневосточному типу сибирских монголоидов. Удэгейский язык бесписьменный, относится к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи, форми­ровался как результат взаимодействия тунгусского (северного) и маньчжурско-нанайского (южного) лингвогенетического типа.

Этническую основу удэгейцев составила группа тунгусских родов, родственных орочам, к которым примешались некоторые палеоазиатские (у северных удэгейцев) и маньчжурские (у южных) элементы. Во второй половине XIX в. в районе обитания удэгейцев вре­менно селились китайцы, приезжавшие в Приморье на заработки без семей. Мношгие китайцы женились на удэгейских девушках, в результате чего в XX в. сформировалась этническая группа тазы. В это же время началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопо­селенцами оказало влияние на экономику и культуру удэгейцев. До настоящего времени удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по селению  удэгейцы продолжают жить дисперсно. Подразделялись на 8 территориальных групп (по названию тех рек, где обитали): хорские (хункэ), бикинские (бикинкэ), иманские (иманка), анюйские (унинкэ), самаргинские (самаргинка), хунгарийские (хунгакэ), приморские (намунка), курурмийские. В настоящее время продолжают существовать лишь первые 5 территориальных групп.

Основой хозяйственной деятельности удэгейцев являлись охота и рыбо­ловство с небольшой долей собирательства. Наибольшее промысловое значение имел дальневосточный лось. Занимались также пушным промыслом. Основными орудиями охоты до проникновения в среду удэгейцев ружей (с начала XIX в.) и металлических капканов были лук, копье, самострелы и ловуш­ки. Для обитателей реки Уссури были характерны также пантовый и женьшеневый промыслы. Эту продукцию сбывали (начиная со второй половины XIX в.) приезжавшим сюда скупщикам — китайцам. В летний сезон удэгейцы, особенно приморские, занимались промыслом рыбы лососевых и других пород. Вдоль морского берега ставились запоры с ловушками, неводы. Широко использовались много­образные крючки, удочки, остроги и гарпуны. Среди средств передвижения были долбленые лодки с плоским дном, что было связано с необходимостью передвижения по мелководью. Охотничьи лыжи были заострены и загнуты с обоих концов, с наклеенным на ходовую поверхность камусом, в длину выше роста человека. Были лыжи без меха, «голицы». Передвигались также на грузовых нартах, запрягаемых собаками.

Основным жилищем удэгейцев было зимнее, от срубных полу­землянок с 2-скатной крышей и кановым отоплением до 3-камерных двускатных шалашей с 2—3 очагами. Среди летних жилищ были 4-угольные домики, конические чумо­образные, 2-скатные. Одежда, обувь, головные уборы удэгейцев в общих чертах были сходны у мужчин и женщин: тка­невый халат покроя кимоно с застежкой на правом боку (женские был длиннее мужских и богаче орнаментировался), носили и халаты из рыбьей кожи. Под халатом — штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвен­кийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Для изготовления промысловой, зимней одежды и обуви использовали рыбью кожу, меха, шкуры, камусы, замшу и т. п. Праздничная мужская и женская одежда обильно украшалась орнаментом. Влияние русского костюма сказывалось уже в XIX в. - появились мужские рубахи, брюки.

Пища удэгейцев была неодинаковой у разных их групп: у жителей притоков Амура и у приморских удэгейцев преобла­дала рыба, у обитателей притоков Уссури соотношение рыбной и мясной пищи было обратным. У последней группы определенную роль в пище играли огородные овощи, у первых большее место занимали дикорастущие.

В социальной сфере удэгейское общество характеризовалось явны­ми признаками родовой структуры. Все члены рода являются кровными родственниками. Род был строго экзогамен. Нередко семьи различной родовой принадлежности для обретения большей защищенности объединялись в экзогамные союзы родов.

В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические пред­ставления, из которых возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами и почитанием таких животных, как медведь, тигр, выдра и др. Большую роль в жизни удэгейцев играл шаманизм, также связанный с верой в духов. Первоначально существовало лишь семей­ное шаманство, которое со временем стало вытесняться профессиональным. Каждый шаман имел своих духов- покровителей и духов-помощников, изображавшихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.

Фольклор удэгейцев включает сказки, мифы, предания, пес­ни, пословицы, поговорки. Праздники сопровождались танцами, игрой на однострунной скрипке, флейте. В орнаментах на бересте, дереве, кости просматриваются древние мотивы.

Сегодня в местах традиционного проживания удэгейцев сокращаются охотничьи и рыболовные угодья. В результате частых перемещений, снижения рождаемости и увеличения смертности, преобладания смешанных браков и других социально-экономических причин утрачивается национальная культура и забывается язык. Художественной литературы на родном языке нет. Большинство удэгейцев говорят на русском, нанайском и орочском языках. Устойчивость самосознания в значительной степени поддерживается национальной интеллигенцией и общественными объединениями.

Лит.: Кармушин И.В. Удыхейский (удэгейский) язык: Ма­териалы по этнографии. Очерк фонетики и грамматики. Тексты и переводы: Словарь. М., 1980; Старцев А.Ф. История социально­экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIX - нач. XX в.). Владивосток, 2000.

Е.В. Антропов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири