Новости

Учительские институты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ, специальные профессионально-педагогические учебные заведения для подготовки учителей городских (с 1912 — высшие начальные) училищ в дореволюционной России. Являлись мужскими средними учебными заведениями.

Ежегодно в Учительские институты набирали 25 человек не моложе 16 лет всех сословий, православного вероисповедания, с образованием не ниже городского училища и педагогическим стажем. Программа обучения, рассчитанная на 3 года, предусматривала изучение общеобразовательных и психологически-педагогических дисциплин. Для практических занятий при Учительских институтах функционировали образцовые городские училища. В 1902—20 в Сибири открыты 9 Учительских институтов: Томский (1902), Иркутский (1909), Омский (1912), Xабаровский (1914), Тобольский (1916), Красноярский (1916), Новониколаевский (1917), Владивостокский (1917) и Читинский (1920). Создание Учительских институтов в регионе вызвано объективными потребностями социально-экономического развития страны на рубеже XIX—XX вв., распространением школ, повышением спроса на качественное образование и острым дефицитом учительских кадров (по данным 1908, менее трети учителей городских училищ в Сибири имели необходимую квалификацию). По назначению Министерства народного просвещения должности директоров сибирские Учительские институты занимали авторитетные российские педагоги М.А. Во­дяников, И.А. Успенский, П.Н. Жданов, Ф.Г. Шу­бин, И.Н. Сафонов, Г.Я. Маляревский, В.К. Соболев, А.П. Медведков, А.К. Волнин и др. Преподавателями основных дисциплин являлись выпускники российских университетов и духовных академий, общественные деятели, известные ученые, путешественники и художники В.В. Сапожников, П.Ф. Ломовицкий, А.М. Орлов, В.И. Шумилов, Н.И. Молотилов, А.Н. Седельников, А.П. Детищев, С.Д. Лобанов, Р.Я. Микельсон, А.И. Мокроусов, К.П. Горшенин, С.Д. Львов, В.И. Баранов, П.Л. Драверт, А.М. Гневушев, С.М. Прохоров, М.М. Поляков, А.В. Анохин, П.П. Чукомин и многие другие Сибирские педагоги активно работали над совершенствованием учебного процесса и программ, применяли демократические принципы в учебно-воспитательной работе, участвовали в общероссийском движении за преобразование Учительских институтов в высшие учебные заведения. Реализация такой реформы стала возможной после Февральской революции: статус Учительских институтов повышался до уровня «выше среднего», вводилась специализация по 3 отделениям — словесно-историческая, физико-математическая, естественно-географическая; утвердилась вузовская система преподавания и демократические принципы организации учебного процесса, открыт доступ к обучению женщинам. С утверждением на территории Сибири советской власти Учительские институты окончательно преобразовываются в высшие учебные заведения. Весной 1920 здесь в соответствии с планом, действовавшим на территории РСФСР с 1919, началась реорганизация педагогических учебных заведений в высшие институты народного образования (ИНО) для подготовки педагогов для I и II ступени «Единой трудовой школы», внешкольного и дошкольного обучения. Сибирские ИНО формировались в первую очередь на базе Учительских институтов и сохраняли часть педагогических коллективов и принципы организации учебного процесса этих заведений. Сложности переходного периода, социально-экономический кризис, последствия Гражданской войны и др. не позволили большинству ИНО начать полноценную работу. По решению СибОНО весной 1922 их заменили 2-годичные учительские школы и курсы для ускоренной подготовки учителей. В 1921 Иркутский ИНО вошел в состав местного университета в качестве педагогического факультета. Восстановление системы высшего специального педагогического образования в Сибири стало возможным только в 1-й половине 1930-х гг. с созданием педагогических институтов.

Ведущую роль в подготовке учительских кадров играли старейшие в регионе Томский и Иркутский Учительский институт., обладавшие богатыми педагогическими традициями и наиболее развитой учебно-методической базой. За период своего существования сибирские Учительские институты подготовили не менее 800 специалистов, среди которых известные ученые, писатели, талантливые педагоги и заслуженные учителя школ. Деятельность Учительских институтов в Сибири способствовала стабильному увеличению доли квалифицированных преподавателей в школах региона и стала важным условием развития школьной системы, распространения и повышения качества образования и грамотности населения. Институты вели активную общественно-просветительская деятельность и являлись педагогическими центрами регионов: при них работали краткосрочные педагогические курсы, педагогического общества, музеи. Коллективы преподавателей состояли из высококвалифицированных специалистов, подвижников дела развития народного образования. Они внесли значительный вклад в развитие педагогического и школьного образования региона и всей страны.
Учительские институты вновь созданы в 1934—36 и функционировали до середины 1950-х гг.

Лит.: Шамахов Ф. Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Уч. зап. Томского гос. пед. ин-та. 1952. Т. 9; Учительские институты в России. Челябинск, 1975; Широко­ва М.П. Зарождение и становление профессионально-педагогиче­ского образования в Сибири (конец XIX — начало XX вв.) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2000. № 20. Вып. 4; Войтеховская М.П., Кочурина С.А. Томский учительский институт: возвращенная история. 1902—1920 годы. Томск, 2002; Учительские институты Западной Сибири. 1902—1920 гг.: Сб. документов и материалов. Томск, 2005.

С.А. Кочурина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири