Новости

Тюрюмин, Александр Михайлович // Кузнецов И.И. «Золотые звёзды иркутян» (1982)

Вы здесь

Александр Михайлович Тюрюмин родился в 1928 году в селе Чанчур Качугского района, в семье крестьянина. Русский, член КПСС с 1962 года. С 1935 года жил в городе Нижнеангарске Бурятской АССР, где окончил среднюю школу. С 1946 года учился в Иркутском художественном училище, но не окончив его, поступил в Бугурусланское летное училище ГВФ, по окончании которого работал в Казахском управлении гражданской авиации, затем летчиком на международных линиях. В 1960 году окончил школу летчиков-испытателей и работал по этой специальности в научно-исследовательском институте ГА и в конструкторском бюро. 29 марта 1976 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Живет и работает в Москве.

О летчике-испытателе Л.М. Тюрюмине стало известно совсем недавно. Это 70-й по счету иркутянин — Герой Советского Союза.

Интересна и поучительна его жизнь, славны его дела, за которые советский народ удостоил сибиряка высшей степенью отличия.

Родился он в верховьях Лены у Байкальских хребтов. Отец его летом крестьянствовал, а зимой охотился на пушного зверя или строил карбазы — баржи для сплава грузов по Лене в Якутию.

Когда Саше Тюрюмину исполнилось 7 лет, его родители переехали в город Нижнеангарск. Там он получил среднее образование. В школе подросток увлекался рисованием, н учителя прочили ему судьбу художника. Поэтому он поступил в Иркутское художественное училище, но проучился всего 3 месяца. Саша Тюрюмин внезапно «заболел» авиацией. Долго в душе его шла борьба двух желаний. Первое — стать художником, как советовали педагоги и родители. К этому имелись серьезные предпосылки, к тому же он уже осваивал азы живописи, был студентом училища.

Но победило второе — стать покорителем неба, повидать мир. Крепкое сибирское здоровье позволяло выбрать такую профессию.

В конце 1946 года А.М. Тюрюмин стал курсантом Бугурусланского летного училища ГВФ. Два года учебы пролетели незаметно, и для молодого летчика начались трудовые будни: на легендарном По-2 он летал в небе Казахстана, возил пассажиров, почту, вел борьбу с саранчой, проводил подкормку посевов, охранял леса от пожаров и делал многое другое, но его тянуло в большую авиацию.

Окончив специальные курсы, пилот был откомандирован в московское авиапредприятие для полетов на международных трассах. Вторым пилотом на самолетах Ил-12, Ил-14 А.М. Тюрюмин побывал во всех социалистических странах, в Финляндии, Швеции, Дании. Многое повидал сибиряк за 16 лет, многому научился. Освоив эту, очередную для себя ступень, он стал мечтать о более высокой. В 1959 году руководство направило молодого, способного летчика по его просьбе в школу летчиков-испытателей.

Начался новый этап в жизни нашего земляка, началась работа, связанная с большим риском для жизни, полная неожиданностей и романтики. Сначала в Государственном научно-исследовательском институте ГА, а с 1963 года в конструкторском бюро известного авиационного конструктора С.В. Ильюшина продолжалась его работа.

В КБ его принимал прославленный летчик-испытатель дважды Герой Советского Союза В. К. Коккинаки. Придирчиво и внимательно присматривался он к новому пилоту, несколько раз летал вместе с ним, ставил задачи — одну сложнее другой. Но А.М. Тюрюмин с честью прошел все испытания. В КБ наш земляк испытывал самолеты Ил-18, Ил-62, Ил-76. Много энергии и сил потратил он на испытание аэробуса Ил-86.

На новой авиационной технике приходилось преодолевать большие расстояния. Тюрюмин летал в Индию, Швецию и другие страны. Как летчик-испытатель он представлял отечественные самолеты на знаменитых выставках в Парижском аэропорту Ле Бурже. С чувством особой гордости за свою страну, за свой народ он побывал на авиационных выставках в 1971, 1973, 1975, 1977 годах. Тогда новые советские самолеты вызывали всеобщее восхищение. Много приходилось работать и на внутренних воздушных линиях.

Весной 1975 года Аэрофлот еще не имел самолетов Ил-76, а жизнь поставила сложную задачу по снабжению оборудованием сибирских нефтепромыслов. КБ направляет в Тюмень своих лучших летчиков и самолеты. Несколько рейсов совершил А.М. Тюрюмин к нефтяникам Самотлора, к газовикам Надыма, доставив туда срочные грузы и проверив возможности эксплуатации самолета Ил-76 в условиях Севера.

За выполнение важных государственных заданий по испытанию новой авиационной техники летчик-испытатель был отмечен высокими наградами Родины: орденом Красного Знамени, Красной Звезды, а за участие в воздушном параде 1961 года в Москве он был награжден орденом «Знак Почета». Ему присваивается звание заслуженного летчика-испытателя СССР. Вместе с другими летчиками-испытателями наш земляк удостаивается звания Героя Советского Союза. Эту награду он заслужил самоотверженной работой по совершенствованию современных самолетов. Так был подведен итог его плодотворной деятельности за 16 лет. И сейчас летчик-испытатель А.М. Тюрюмин продолжает выполнять свои нелегкие и ответственные обязанности. Вступая в 1962 году в ряды Ленинской партии, он обещал отдать все знания и силы на дело процветания Родины. Свое обещание, свой партийный и гражданский долг он с честью выполняет. Совсем недавно центральные газеты сообщили о полетах

21 и 24 сентября 1981 года серийного лайнера Ил-86. В первый день экипаж превысил сразу 7 международных рекордов по скорости, грузоподъемности, дальности полета, а во время второго полета были превзойдены 11 высших международных достижений. Вторым пилотом на этом самолете был наш земляк А.М. Тюрюмин.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Кузнецов И. И. | Источник(и): Золотые звёзды иркутян. - Иркутск. 1982. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1982 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Качугский район | Библиотека по теме "История"