Тыретское месторождение — самое большое в Иркутской области месторождение каменной соли.
Месторождение каменной соли вблизи села Тыреть (Заларинский район) было открыто в 1950-х случайно: геологи искали нефть, а нашли соль. Причем, очень хорошую: чистейший "натрий хлор", без каких-либо химических примесей. Соли оказалось столько, что только разведанных запасов хватит на сотни лет. Если же говорить о более далекой перспективе, то размеры пластов позволяют разрабатывать месторождение в течение нескольких тысячелетий!
Работы по строительству Тыретского солерудника начались в 1969 году. Проект предусматривал наличие двух стволов шахты -- главного и вспомогательного, с установкой всего необходимого оборудования, а также промплощадки, солефабрики, котельной, железнодорожных подъездных путей и жилого поселка.
К 1982 закончилось строительство вспомогательного ствола глубиной 565 метров, а к 1985-му — главного, глубиной 621 метр. 8 февраля 2000 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь солерудника мощностью 500 тысяч тонн соли в год. С этого момента официально началась промышленная эксплуатация Тыретского месторождения.
По заключению экспертов, оно отличается солью высокого качества, которая не требует последующей химической обработки. Однако тыретская соль уникальна еще и тем, что ее можно использовать в лечебных целях. Некоторые курорты приобретают ее для оборудования помещений для лечения болезней верхних дыхательных путей. Микроклимат, который создается в царстве кристаллов соли, исцеляет от астмы и других болезней.
Осенью 2010 Тыретский солерудник был продан с аукциона компании, которая, по некоторым оценкам, аффилирована с сыном генпрокурора России Артемом Чайкой. В прессе появлялись сообщения о странном характере прошедшего аукциона. Дальнейшего развития эти публикации не получили.
Добыча соли в шахте производится на глубине 580 м с помощью горнопроходческих комбайнов "Урал-10" и "Урал-20", формирующих своими режущими дисками и зубчатыми валами в соляном пласте систему камер шириной 11 м и длиной до 270 м в форме двусторонней гребенки. Температура в камерах постоянно поддерживается на уровне 16°С при температуре пласта 10°С. От места спуска до основных разработок рабочих перевозит специальный транспорт "Крот" на расстояние более 2,5 км, общая длина выработок - более 35 км. Крупнокусковая отбитая комбайнами соль перевозится самоходным транспортером до вертикальных шахт – солеспусков глубиной 10 м и далее транспортируется через нижний конвейерный горизонт в накопительный бункер на глубине 640 м, откуда посредством двух скипов - квадратных лотков с открывающимся дном объёмом по 15 м3 поднимается по отдельному шахтному стволу на поверхность и транспортируется на солефабрику.
В соответствии с планом соль распределяют по производственным линиям со своим спектром оборудования на каждой, позволяющим в зависимости от потребностей заказчиков производить дальнейшую переработку соли. Процесс переработки включает такие этапы как: многоступенчатое измельчение, сепарация или грохочение, обеспыливание для долгого хранения и предотвращения слеживания, совмещенное с сушкой, обогащение йодирующей добавкой KJO3 по нормативу 40±15 мг/кг. Для кормового применения в сельскохозяйственном производстве соль прессуют и брикетируют в крупные таблетки по 5 кг на специальном прессе с последующим длительным охлаждением. Соль первого и более крупных помолов 2-го и 3-го направляется на затаривание в полипропиленовые мешки по 25 и 50 кг, либо биг-бэги МКР по 1 тонне через весовые дозаторы "Норма-СЛ". Крупномолотая соль для технического применения - концентрат минеральный галит затаривается в мягкие разовые контейнера МКР с полиэтиленовым вкладышем и усиленными ручками для погрузо-разгрузочных работ, а также в полипропиленовые мешки по 50 кг. Соль наиболее мелкого - первого помола с размером крупинок аналогичных сахарному песку, направляется на расфасовку в красочные полиэтиленовые пакеты на новых фасовочных автоматах Tauras-Fenix, затем упаковывается в полипропиленовые мешки по 20 и 50 кг.
Готовая продукция в мешках укладывается на поддоны и транспортируется электропогрузчиками на склад либо напрямую отгружается в вагоны по заявкам получателей. На отгрузке в железнодорожный транспорт применяется контрольно-счетный аппарат КМПВ (комплекс механизированной погрузки вагонов), позволяющий производить точный учет и облегчающий трудозатраты.
Качество и соответствие ГОСТам и ТУ на всех этапах производства проверяет химико-технологическая лаборатория, оформляющая сертификаты соответствия и паспорта качества на каждую производимую и отгружаемую партию соли. Вся тара и упаковка соли промаркирована реквизитами производителя и контактными телефонами для прямого обращения потребителей.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей