ТУВИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. В условиях кочевого образа жизни и отсутствия письменности театрального искусства в современном понимании ни в профессиональной, ни в самодеятельной форме в старой Туве не существовало. Элементы театральности содержались в тувинском фольклоре, бытовых и религиозных обрядах. Коллективные моления, народные игры, состязания сказителей и музыкантов имели характер массовых театрализованных представлений и подготовили почву для зарождения театрального искусства в Туве. На основе национальных традиций формировались навыки актерской игры. В 1920-е гг. в среде тувинской интеллигенции получили распространение самодеятельные театральные кружки, действовавшие в тесном содружестве с русской театральной самодеятельностью (Кызыл, Клуб красных партизан). Репертуар этих лет включал одноактные импровизированной пьесы на злободневные темы, отражавшие жизнь тувинского народа и имевшие ярко выраженный социальный и политический характер. В них разоблачались коварство шаманов и лам, стяжательство и ханжеская сущность богачей, которым противопоставлялись бедняки - честные и революционно настроенные араты. Пьесы коллективного авторства распространялись подобно произведениям фольклора, от кружков в районы. После создания в 1930 тувинской письменности стала развиваться национальная драматургия. Первая одноактная пьеса на тувинском языке «Мы уничтожим» (автор - учитель-хакас А. Спирин) была напечатана в газете «Шын» («Правда») в 1931. В 1930-е гг. появилась группа молодых национальных драматургов, написано большое число пьес: «Женщина», «Узун-Кара и Семис-Кара» С. Тока, «Ханский закон» С. Сарыг-оола, «Добрый день», «Хайыран-бот» В. Кок-оола и др. В 1936 основана театральная студия в Кызыле, преобразованная в 1940 в музыкально-драматическую театр-студию (открылся пьесой «Хайыран бот» В. Кок-оола). В студии подготовлены первые кадры театральных работников, певцов и музыкантов (см. Тувинская музыкальная культура). Большую помощь тувинскому театру оказали режиссер И. Исполнев, композиторы Р. Миронович, А. Аксенов, хормейстер С. Булатов.
После вступления в состав СССР (1944) в Туве был создан профессиональный национальный театр - Тувинский областной драматический театр с драматической, хоровой, оркестровой, балетной и цирковой труппами. В 1950 при театре организована актерская студия. В 1955 труппу пополнили выпускники тувинской национальной студии при Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского. В 1959 театр реорганизовали в музыкально-драматический театр с тувинской и русской труппами, с 1962 это Тувинский республиканский музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола.
Тувинской труппой музыкально-драматического театра поставлены пьесы тувинских драматургов: «Стремление», «Пробуждение», «В одном сельсовете» О. Саган-оола, «Ах, красавица!», «Самбажык» В. Кок-оола, «Тонгур-оол», «Осуществленная мечта» С. Тока, «Товарищ директор» М. Мунзука, «Любовью надо дорожить» С. Пюрбю, «Дорогу осилит идущий» В. Журавлева. В числе музыкальных спектаклей - «Хайыран-бот» (музыка основана на народных мелодиях, обработанных А. Аксеновым), опера Р. Кенденбиля «Чечен и Белекмаа». Ставились произведения авторов других национальных республик, русская и зарубежная классика.
В репертуаре театра - мировая и русская классика: «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Ревизор», «Игроки» Н. Гоголя, «Без вины виноватые» А. Островского; произведения тувинской драматургии: «Хайыран бот» В. Кок-оола, «Проделки Долумы» К.-Э. Кудажи, «Долина печальной любви» Ч. Ондара, «Жертвоприношение» Э. Мижита и др. Спектакль «Кто ты, Субэдэй?» Э. Мижита завоевал Гран-при международного театрального фестиваля тюркоязычных народов «Туганлык» (Уфа, 2000). В 2000 театр удостоен звания «Театр года» и золотой медали им. академика Д. Лихачева на конкурсе, учрежденном газетой «Культура». Специальной премией «За освоение мировой драматургии в национальном театре» была отмечена постановка трагедии В. Шекспира «Король Лир» на фестивале «Науруз» (Казань, 2002).
В 1960-е гг. в Туве организованы народные театры в Чаданском и Кызыльском районах.
Мастерами тувинского театрального искусства стали М. Мунзук (исполнитель роли Дерсу Узала в одноименном фильме A. Куросавы), К. Мунзук, В. Кок-оол, В. Оскал-оол, B. Монгальбин, О. Намдара, Н. Ользей-оол, К. Хензиг-оол, Л. Севильбаа, Е. Кендебиль, Х. Конгар, Б. Бады-Сагаан и другие.
Лит.: Тавакай А. Твои артисты, Тува //Нева. 1955. № 3; Алянский Ю. Далекое и близкое // Театр. 1956. № 8; Киссельгоф А. В далекой Туве // Театральная жизнь. 1958. № 6; Калзан А. К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии // Уч. зап. Тувинского НИИ языка, литературы и истории. Кызыл, 1961; Театральная энциклопедия. М., 1967. Т. 5; Многоязыкий театр России. М., 1980.
Г.М. Запорожченко, Л.И. Пыстина
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей