ТУВИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Один из основных жанров тувинского фольклора - тувинский героический эпос, повествующий о подвигах богатыря в борьбе с чудовищами или иноземными врагами, его поездке к далекой суженой, героическом сватовстве. Сохранился в живой традиции, исполняется распевным речитативом без музыкального сопровождения.
Героическим сказаниям свойственны разработанность сюжета и системы эпических персонажей, традиционный фонд мотивов, каноничность поэтики и стиля. Сказки (тоолдар) по содержанию делятся на волшебные (хуулгаазын), бытовые (анаа) и о животных (дириг амытаннар дугайында); по композиционно-стилевым особенностям - на кумулятивные (дистинчек) и небылицы (баштак тоолдар). В волшебных сказках повествуется о борьбе героя с силами природы, ханами, а также за невесту, наследство и о его победе благодаря чудесным помощникам и различным волшебным предметам. Тематика бытовых сказок: об умном и глупом братьях, бедном старике и богатом хане, ученом парне, странствующем ламе, одиноком рыбаке. В сказках о животных через образы таких персонажей, как заяц, козленок, жеребец-иноходец, лев, волк, раскрываются типичные характеры людей, их недостатки, социальное неравенство. Мифы (уе-дуптуц чугаалары — букв. «рассказы о древних временах») объясняют происхождение разнообразных явлений природной и социальной жизни (космогонические, антропогонические, зооморфные, генеалогические, религиозные, топонимические). В легендах (тоолчургу чугаалар — букв. «сказочные рассказы») фантастически осмысляются события, связанные с прошлым. Наиболее популярны легенды о происхождении отдельных родовых групп (Куулар, Адыг-Тюлюш). Предания (теегу чугаалар — букв. «исторические рассказы») повествуют о важных исторических событиях и выдающихся личностях (восстание 60 богатырей, Кобдинское сражение, Амыр-Санаа, Шидарван, Самбажык), о заселении отдельными родо-племенными группами территории Тувы. Песни (ырлар) по функции и условиям бытования делятся на приуроченные и неприуроченные. Среди последних особо выделяется жанр припевки (кожамык), в которой выражаются различные мысли, чувства, настроения исполнителя. К обрядной поэзии относятся благопожелания (йерээлдер), восхваления (макталдар), заклинания (чалбарыглар), проклятия (каргыштар), шаманского призывания (алгыштар), скотоводческие заговоры (мал алзыры, хей-оорга, молдурук алгаары). Распространены также малые жанры - пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.
Тувинский фольслор исследовали А.К. Калзан, Д.С. Куулар, М.Б. Кенин-Лопсан, О.-К. Дарыма, Ч.Ч. Куулар, Л.В. Гребнев, М.А. Хадаханэ, Г.Н. Курбатский, З.К. Кыргыс, В.Ю. Сузукей, С.М. Орус-оол, З.Б. Самдан, А.С. Донгак, Ж.М. Юша.
Лит.: Куулар Д.С. Сказки // Очерки тувинского фольклора. Кызыл, 1976; Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл, 1992; Тувинские народные сказки. Новосибирск, 1994 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока); Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль). М., 2001.
С.М. Орус-оол, Ж.М. Юша
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей