ТУВИНЦЫ-ТОДЖИНЦЫ (самоназванные тодьу). В прошлом известны как сойоты, сойоны, урянхайцы. Тувинцы-тоджинцы компактно проживают в границах современного Тоджинского района Республики Тува, в горно-таежной части Восточных Саян. Советские переписи Тувинцы-тоджинцы не фиксировали. Они рассматривались как этнографическая группа в составе тувинского этноса. К числу коренных малочисленных народов Севера Тувинцы-тоджинцы были отнесены постановлением правительства РСФСР в 1991. В 1931 в Тоджинском районе проживало 2 115 коренных жителей (568 хозяйств). Согласно местной статистике, в 1997 Тувинцев-тоджинцев насчитывалось более 5 тыс. человек. По данным переписи 2002, численность тувинцев-тоджинцев в РФ составила около 6 тыс. человек.
Относятся к центрально-азиатскому монголоидному расовому типу. Говорят на диалектах тувинского языка (относится к тюркской группе алтайской языковой семьи) - северо-восточном (тоджинском) и юго-восточном. Письменность создана на основе русской графики. Согласно переписи 2002, 28 тыс. Тувинцев-тоджинцев владеют русским языком, сохраняя знание родного языка.
В этногенезе Тувинцы-тоджинцы приняли участие самодийцы, кеты, монголы и тюрки. К XIX в. население Тоджи было тюркизировано. Однако в материальной и духовной культуре тувинцев-тоджинцев сохранялись элементы, восходящие к культурам указанных этносов-субстратов. Традиционные занятия тувинцев-тоджинцев базировались на охоте и оленеводстве, которые дополнялись рыболовством и сбором дикоросов. Кочевники горной тайги практиковали дойку оленей, использование оленей под седло и под вьюк. Жилищем оленеводам-тоджинцам служил конический жердевой чум, крытый корьевыми полостями летом и полостями, сшитыми из лосиных шкур, зимой.
Традиционная одежда, в соответствии со стандартами кочевой культуры, имела слабо дифференцированный по полу характер. Основу гардероба составлял длиннополый запашной халат, или шуба. Выделялся комплекс промысловой одежды.
Имея тесные контакты в рамках тувинского этноса на всем протяжении его истории, тувинцы-тоджинцы сохраняли культурную автономию. Вплоть до ХХ в. в их среде бытовали традиционные обычаи и нормы поведения, в том числе «медвежий праздник» и т. д. До настоящего времени в среде тувинцев-тоджинцев сохранилось устное поэтическое творчество. Традиционные верования тувинцев-тоджинцев представляли собой систему шаманских воззрений, основанных на почитании духов природы и предков; посредниками между духами и людьми являлись шаманы. Традиционные воззрения тувинцев-тоджинцев были подвергнуты влиянию ламаизма.
Издревле тувинцы-тоджинцы состояли из нескольких больших родовых групп. Это род Ак-Чооду, населявший бассейн реки Хам-Сыра, подножия и склоны гор Улуг-Даг; род Кара-Чооду, населявший горы Одуген и долину реки Серлиг; родовые общины Кол, Тодут, Ак и т. д. Впоследствии все эти и другие родовые сообщества были объединены в самые многочисленного рода - Чооду, Тодут и Кол.
В конце ХХ в. в средетувинцев-тоджинцев развернулось движение за национальное возрождение. Функции органа самоуправления сегодня выполняет Ассоциация тувинцев-тоджинцев Республика Тува. В Ассоциации около 1,1 тыс. индивидуальных членов, 5 родовых общин. Они тесно сотрудничают с Корпорацией общин малочисленных народов Севера Республики Тува. Созданы Фонд сохранения оленеводства и профсоюзный фонд малочисленных народов Республики Тува.
Лит.: Катанов Н. Ф. Библиографический указатель литературы об урянхайцах и их земле // Опыт исследования урянхайского языка, с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903; Дулов В.И. Пережитки общественно-родового быта у тувинцев в ХIХ — начале ХХ века (до 1917 года) // Сов. этнография. 1951. № 4; Библиография Тувинской автономной области (1774—1958). М., 1959; Вайнштейн С.И. Род и кочевая община у восточных тувинцев (ХIХ—ХХ в.) // Сов. этнография. 1959. № 6; Он же. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М., 1961; Он же. К истории ранних форм семейно-брачных отношений (ойтулааш у тувинцев) // Сов. этнография. 1964. № 2; Он же. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972; Он же. История народного искусства Тувы. М., 1974; Он же. Мир кочевников центра Азии. М., 1991; Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969; Курбатский Т.Н. Тувинские праздники: Историко-этнографический очерк. Кызыл, 1973; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.) Новосибирск, 2001; Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003.
И.В. Октябрьская
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей