Новости

Тувинцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТУВИНЦЫ (самоназванные тыва). Основная территория расселения тувинцев - Республика Тыва. В 1989 тувинцев в СССР насчи­тывалось 198,4 тыс. человек. Численность тувинцев в РФ (тыс. человек): 1959 - 99,9, 1970 - 139,0, 1979 - 165,4, 1989 - 206,2. Общая численность тувинского этноса в 1989 - 235 тыс. человек; они также жили в Монголии (25 тыс. человек), в Синьцзян- Уйгурском автономном районе Китая (3 тыс. человек). По переписи 2002, численность тувинцев в РФ составила 243 442 человек.

Тувинцы принадлежат к монголоидному центрально-азиатскому типу. В образовании тувинской этнической общности приняли участие различные древние этносы. В середине I тыс. н. э. территория Тувы входила в состав Тюркского каганата. В начале ХШ в. тувинские племена оказались в составе монгольской державы. В конце XVII - начале XVIII в. тувинские племена оказались дан­никами Алтын-ханского княжества, а затем Джунгар­ского ханства, которое образовалось в первой трети XVII в. и просуществовало до середины ХVIII в.

С середины ХVII в. развивались связи населения Тувы с Россией. В 1615 через Туву в ставку Алтын-хана лежал путь российских послов В. Тюменца и И. Петрова. В 1755-56 после разгрома западных монголов - джунгар войсками Цинской династии тувинцы оказались под властью Китая.

В 1760 в Туве была введена военно-административная система управления, которая включала хошуны (удельные княжества), сумоны и арбаны, приравненные к военным структурам. Свод постановлений и законов - «Уложение палаты внешних сношений», изданный в 1789, затем дополнен­ный в 1817, подтверждал право императора Цинской династии на землю Тувы и подданство  тувинцев. Длительное существование населения Тувы в рамках этнополитических образований Центральной Азии привело к формированию социального и административно-политической иерархии, сохранявшей свое значение вплоть до конца ХХ в.

Еще в начале ХХ в. у  тувинцев существовали следы родоплеменные деления. Преобладала малая моногамная семья. Боль­шое значение в социальной жизни имели аальные общины - семейно-родственные группы, включавшие обычно от 3 до 5- 6 семей, которые кочевали совместно.

В академической науке  тувинцы в соответствии с культурными и языковыми различи­ями делились на 2 этнографические группы: западную (кочевники горно-степных районов западной, центральной и южной Тувы) и восточную (оленеводы горно-таежной части северо-востока и юго-востока Тувы). В 1991 тувинцы-тоджинцы получили статус коренного малочисленного народа Севера.

Основным видом хозяйственной деятельности  тувинцев являлось кочевое паст­бищное скотоводство с круглогодичным выпасом животных и сезонной сменой кочевий. В степях центральной и юго-западной Тувы разводили коней, овец, коз, коров; в западных и юго- восточных горных районах - также верблюдов и яков. В качестве подсобной отрасли хозяйства практиковали охоту и орошаемое земледелие. Основной земледельческой культурой было просо, которое высеивали недалеко от зимних стоянок. Земледельческие участки обрабатывались в течение 3-4 лет, затем их оставляли. Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой «андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начале ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе. Хозяйство  тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком.

Жилищем  тувинцев степных районов служила войлочно-решетчая юрта монгольского типа. В юрте очаг располагался в центре, правая половина считалась женской, левая - мужской. Вдоль стен по кругу размещалась бытовая утварь, которую изготавливали из дерева, кожи и войлока. Особым мастерством отличалось изготовление кожаных орнаментированных сосудов для молочных напитков, а также изготовле­ние декоративно оформленной кожаной конской упряжи. Колорит тувинскому жилищу придавали расписанные яр­кими красками деревянные сундуки и декоративные войлоки, в оформлении которых широкое распространение получила художественная простежка.

Быт  тувинцев был приспособлен к подвижному образу жизни. В их пищевом рационе основное место занимали кисло-молочные и мясные продукты. Особой любовью пользовался напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока - «хойглак», а также различные виды продуктов из створоженного молока овечьего, козьего). Мясо большей частью употребляли в вареном виде, при­готовляли мясные и кровяные колбасы. Зимой варили мясную похлебку. В кулинарии также использовали просо, дикоросы и охотничью дичь.

Обработка шерсти, катание войлоков, выделка шкур и кож, кузнечное дело входили в состав домашних промыслов скотоводов-кочевников. Традиционная одежда  тувинцев у мужчин и женщин включала длинный халат с запахом на правую сторону и 2 застежками (на плече и под мышкой), который подпоясывали матерчатым кушаком. Под халат надевали рубаху и штаны. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Ремесленные традиции Центральной Азии повлияли на народное искусство  тувинцев. В Туве сформировались школы ювелирные обработки серебра и школа резьбы по камню. Традиции декоративно-прикладного искусства получили поступательное развитие на протяжении ХХ в. Всемирную известность имеет сегодня центр камнерезного искусства - село Кызыл-Дага. На 2008 в нем работали 18 камнерезов - членов Союза художников России, среди них 4 лауреата Государственной премии РФ им. Репина, 1 народный художник России и 3 заслуженных художника Тувы.

Традиционное мировоззрение  тувинцев ориентировалось на ка­ноны шаманизма, древних пантеистических, промысловых и семейно-родовых культов. Мифология  тувинцев отразилась в их фольклоре, для которого характерно многообразие жанров - лирическая поэзия, сказки, ритуальные тексты, эпи­ка. Уникальным явлением традиционной тувинской культуры является хеемей - горловое пение, искусство которого продолжа­ет развиваться в современной Туве. Создан Международный научный центр «Хеемей»; регулярно проводятся фестивали горлового пения.

В ХIII-ХIV вв., когда Тува входила в состав Мон­гольской империи, в регионе началось распространение буддизма. Этим временем датируются самые ранние храмы на территории Тувы. Со второй половины ХVIII в. после разгрома Джунгарского ханства начинают активную миссионерскую деятельность монгольские ламы, представители школы гелугпа. В начале ХХ в. в Туве насчитывалось 19 монастырей - хурэ, около 3 тыс. лам. Ламаизм оказал значительное влияние на традиционную культуру  тувинцев; привел к изменениям в шаманизме. Взаимодействие шаманского и ламаистского практик сформиро­вала синкретичные воззрения и ритуалы.

Одним из таких ритуалов было «оваа дагыыр» (освящение оваа) - почитание священных мест. Его проводили и шаманы и ламы. Проявлением синкре­тизма стал институт бурхан боо/ бурхан хамов (боо, хам - «шаман»). Их обучали в монастырях в течение 1 года. После обучения изготовляли костюм, в котором соединялись элементы одеяний ламы и шамана.

Конец 1930-х - начало 1940-х гг. в Туве было отмечено активизацией антирелигиозной деятельности. Все хурэ в Туве были закрыты; шаманы и ламы подверглись репрессиям. С начала 1990 в Туве были предприняты попытки возрож­дения буддийской общины. Современная Тува является поликонфессионным регионом. В 1990, по данным Министерства юстиции, в республике была зарегистрирована 1-я буддийская община, через год - еще 3. В середине первого десятка 2000-х гг. в Республике Тыва зарегистрированы 46 религиозных организаций, в том числе 18 буддийских, 7 шаманских, 3 православных, 1 старообрядческая, 17 протестантских. Первый буддийский храм возведен в 1990 в селе Кызыл-Дага.

Лит.: Катанов Н. Ф. Библиографический указатель литературы об урянхайцах и их земле // Опыт исследования урянхайского язы­ка, с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903; Дулов В.И. Пережитки общественно-родового быта у тувинцев в ХIХ — начале ХХ века (до 1917 года) // Сов. этнография. 1951. № 4; Библиография Тувин­ской автономной области (1774—1958). М., 1959; Вайнштейн С.И. Род и кочевая община у восточных тувинцев (ХIХ—ХХ в.) // Сов. этнография. 1959. № 6; Он же. Тувинцы-тоджинцы. Историко-­этнографические очерки. М., 1961; Он же. К истории ранних форм семейно-брачных отношений (ойтулааш у тувинцев) // Сов. этнография. 1964. № 2; Он же. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972; Он же. История народного искусства Тувы. М., 1974; Он же. Мир кочевников центра Азии. М., 1991; Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969; Курбатский Т.Н. Тувинские праздники: Историко-этнографиче­ский очерк. Кызыл, 1973; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX вв.) Новосибирск, 2001.

И.В. Октябрьская

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири