Туризм на Байкале. Имидж и брэнд // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Имидж Байкала

Автор: Борис Слепнёв
Волны на Байкале
Волны на Байкале
Автор: Не известен
Автор: Борис Слепнёв
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: oknio.ru
Источник: Альянс Франсез Иркутск

Мы, сибиряки, привыкли раскрашивать Байкал в яркие и восторженные краски. Чего только стоят высказывания и мысли известного писателя В.Распутина, от которых веет талантом, восхищением и любовью. Многие из них раскиданы по разным его произведениям, и чаще всего отражают уникальность Байкала: «Человека брала ото­ропь при виде Байкала, потому что он не вмещался в его представ­ления: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло находиться, был не тем, чем действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особенное, необыкновенное и исключительное».

Описание Байкала гостями и аборигенами в давние времена

Старожилы Байкала настолько освоились с положительным, восхищяющим окружающих имиджем священного моря, что даже как-то не думается, что могут быть какие-то иные его восприятия и оцен­ки. Но ведь долгие времена все было совершенно иначе, если брать во внимание не красоту, а общую привлекательность Байкала. При этом у древних народов встречались довольно-таки неприятные мета­морфозы. В малоизученной рукописной книге XII века «Диковинки сотворенного» арабы называли Байкал именем Бахр-ал-Бака, что в переводе означает «Море, рождающее много слез» или «Море ужа­са». Весьма интересно и специфично сделанное в данном манускрип­те описание этого «ужасающего» водоема: «Бахрал-Бака. Это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, соеди­ненных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно всегда и будет стонать вплоть до судного дня. И море это нахо­дится в постоянном волнении и реве».

Привлекают с современной точки зрения своей точностью детали описания, например, «всевышний создал его в форме двух рогов». Ведь для того далекого времени было чрезвычайно сложно устано­вить географическую форму озера. Для этого, по меньшей мере, од­ним и тем же людям необходимо было побывать на высотных местах по южным (юго-западным) и северным берегам Байкала, чтобы уви­деть схожесть двух его оконечностей в «земном масштабе» с двумя рогами. Но не это для нас самое главное. Шокирующим является само название древними людьми любимого для нас озера - «море ужаса». Сердце сибиряка никогда не смирится с такой постановкой вопроса.

Между тем, людей, давших такое название и не очень-то лицеприятное описание славному морю можно хорошо понять, если предположить, что это были вряд ли выходцы из аборигенных на­родов, а, скорее всего «пришлые», «путешественники», «первоот­крыватели», «первопроходцы», для которых главной задачей было описание дальних земель. Для таких пионеров, выходцев из более южных, чем Сибирь, краев, а тем более арабов по происхождению, суровые сибирские местности с их резко-континентальным климатом и жгучими морозами вряд ли могли вызвать только положительные эмоции даже при красоте своей. «Забивали» любые чувства пре­красного тяготы пути по нехоженым байкальским берегам, горным кручам, климатические неудобства, особенно в осеннюю и весеннюю пору и т.д. К тому же в районе Байкала, как и сегодня, весьма часты землетрясения в историческом периоде с весьма тяжелыми последствиями. Именно из таких впечатлений пришлых людей и родилось «море ужаса».

Если брать и анализировать легенды и предания о Байкале, сде­ланные в давние времена коренными жителями его берегов - пре­жде всего бурятами и эвенками, то вряд ли можно обнаружить в них много восхищений о его красотах и прелестях и описаний эстетичес­кого характера. Аборигенам, как и другим людям, проживающим в суровых краях, нужно было просто выживать и существовать, а с различных сентиментальностей было мало проку. Да, Байкал — пре­красное творение природы, но его живописностью и благолепием сыт не будешь, а больше надо думать о своих прагматических интересах. Да, Байкал — хозяин, пекущийся о своем богатстве, делящийся им с людьми, но для этого надо предпринимать немало усилий. Да, Бай­кал — строгий судья, карающий ложь, клевету, неправду, отдающий должное добрым и честным людям, но порою его отношение к людям непредсказуемо. Да, Байкал — грозный повелитель скал, вод и вет­ров, наказывающий беспечных мореплавателей за их неосторожность и легкомыслие, но далеко не всегда понимающий заботы человека, гонимого нуждой и материальными проблемами в просторы озера. Именно отсюда Байкал — седой старец, как и пожилой отец, нередко бывающий грозным и гневным, казалось бы, не забывающий в нуж­ные минуты помогать человеку, но все же вредный «старикан», для которого ничего не стоит даже в свою дочь бросить камни.

Вряд ли добавило много положительных красок в общий имидж Байкала и время освоения сибирских и дальневосточных земель рус­скими людьми. Ведь по большому счету и российские «пионеры Вос­точных просторов» так же выступали временными посланцами воли царя или (и) собственных корыстей и амбиций, чьей целью было описание и первоначальное освоение «диких» мест, и менее всего - любование их красотами. Точно также нельзя предполагать, что выиграли образы Сибири, в целом, и Байкал, в частности, оттого, что эти суровые края стали сосредоточием разного рода ссыльных и каторжных людей. Попавши сюда по случайным и роковым пре­вратностям судьбы, разного рода арестанты проявляли двойственное отношение к этим жестким и жестоким краям и давали им своеобраз­ные оценки.

С одной стороны, уникальность мест естественно вызывала восхищение. «В Восточной Сибири, и особенно за Байкалом, — писал декабрист Н.В.Басаргин, - природа так великолепна, так изумительно красива, так богата флорою и приятными для глаза ландшафтами, что, бывало, невольно с восторженным удивлением простоишь несколько времени, глядя на окружающие предметы и окрестности. Воздух же так благотворен и так напитан ароматами душистых трав и цветов, что, дыша им, чувствуешь какое-то особенное наслаждение». Ему вторили декабрист Розен: «Природа там красавица» и добровольная спутница ссыльных П.Е. Анненкова: «Ничего нельзя себе вообразить великолеп­нее и роскошнее сибирской природы». Декабрист М.Бестужев — брат Н.Бестужева в своих записях многократно упоминает «красотыдикой природы», «прекрасные открытые виды», «славные виды», «разноо­бразие видов», пишет о желании «полюбоваться видами». С восхище­нием описывает он красоту ночных пейзажей: «Очаровательный вечер! Ясное небо! Звезды горят ярко - кругом мрак. Окрест нашего стана пылают костры, около которых собираются разнообразные группы. В ярком пламени рисуются различные фигуры в различных положе­ниях... Близкие деревья освещены, подобно театральным декорациям; смешанный говор, ряд освещенных юрт, где вы видите одушевленные картины, и каждая из них носит на себе особый отпечаток; бальзами­ческий воздух - все, все очаровательно! Очаровательно даже и не для узника, которому после тюрьмы и затворов, без сомнения, прелестен божий мир».

Но любование красотами Сибири сопровождалось, с другой сто­роны, у многих декабристов ощущением своего невольного затвор­ничества, и природа выступала своего рода союзницей «каторги». Характерным в этом плане можно назвать стихотворение декабриста Владимира Раевского о местах своей ссылки:

Я буду жизнь влачить, как тень,

Вдали от ветреного света,

В жилье тунгуса иль бурета,

Где вечно царствует зима

И где природа как тюрьма;

Где прежде жертвы зверской власти,

Как я, свои влачили дни;

Где я погибну, как они,

Под игом скорбей и напастей.

Другой известный декабрист и деятель Сибири Г.С.Батеньков, о лестных отзывах которого, о Байкале мы уже говорили, одновре­менно обращал внимание на те тяжелые личностные и социальные ассоциации, которые порой вызываются его многоликой ипостасью. «Настанет буря, страшно засвищет ветер в горных пропастях, за­скрипят столетние лиственницы на вершинах, заревут волны - и невольный ужас объемлет сердце странника в ужасной пустыне. Тут предстанут ему дела веков минувших, живо вспомянутся разруши­тельные орды, изшедшие отсюда, страшные и неумолимые, подобно бунтующим волнам святилища их (Байкал почитается священным между язычниками).

Мрачная осень удвоит сии ужасы; вид умирающей природы, сражение волн с волнами, удары льда об лед приводят в трепет и напоминают всеобщее разрушение. Пловец опускает парусы и ищет безопасного пристанища от ярых ветров. Густой туман надолго скрывает солнце и берега. И в ясный день на земле близкой — там представляется непроницаемый мрак. Рев волн увеличивает ужас, нестерпимый холод делает место сие истинным подобием тартара, к которому не смеет приближаться нога человеческая и за которой не проницает око, как за дверь могилы...

Ручьи и реки, будто б ужасаясь приближаться к бездне, скры­ваются под льдистою корою. Одна величественная Ангара дерзает струиться и, как бы время из вечности, истекает; но и сама, облека­ясь в мрак тумана, свидетельствует о своем происхождении из стран ужаса и смерти».

Эти сравнения прозвучали в личном письме Батенькова, они пол­ны искренности и откровенности, и именно потому объективно отра­жают существенные стороны реального образа священного моря.

Обратим внимание еще на одну интересную деталь. В двух российских народных песнях о Байкале речь всякий раз идет об узни­ках, сбежавших с мест заключения: «долго я тяжкие цепи носил, долго скитался в горах Акатуя, старый товарищ бежать пособил...» или «бежал из тюрьмы темной ночью, в тюрьме он за правду стра­дал...». И если очень хорошо прочесть поэтические строки этих пе­сен, то речь в них идет опять-таки о страданиях, трудностях и пере­живаниях беглецов, бродяг, арестантов и их близких, и меньше всего о красотах Байкала. «Славное море - священный Байкал», - ко­нечно, это так глубоко и возвышенно одновременно, если говорить о природоописательном содержании данной песни, но все же так мало положительного привносит в общий имидж Байкала. Наоборот, «славный корабль - омулевая бочка» и «славный парус - кафтан дыроватый» вызывают при малейшем рассуждении у современного человека острое ощущение опасности и ненадежности, возможности быстро подойти к катастрофе. Поэтому и фраза «молодцу плыть не­далече» очень и очень понятна: куда же далеко уплывешь на такой посудине? Современные «плавсредства» им совсем не чета.

Современное описание

Осмелимся утверждать, что коренного пересмотра «имиджа» Байкала в сознании людей, особенно зарубежных обывателей, не произошло (конечно, не считая его красоты и оздоравливающего влияния). Причины этого, прежде всего в «дикости» наших мест для цивилизованного общества, суровости климата, в относитель­ной малонаселенности данного региона, в трудностях пути массово­го туриста к озеру и т.д.

Посмотрим на два примечательных международных факта, ко­торые произошли в 2009 году. Во-первых, несмотря на то, что в 2008 году священное море было названо одним из семи чудес России, оно не было включено в список финалистов международного конкурса «Новые семь чудес природы». Об этом сообщил Интернет-портал некоммерческого фонда New 7 Wondezs. Кстати, ни один из россий­ских претендентов - леса республики Коми, полуостров Камчатка и озеро Убсу-Нур - не вошел в число 28 номинантов.  В список вошли, к примеру, река Амазонка, Гранд-Каньон, Мертвое море, гора Килиманджаро, вулкан Везувий, водопады Анхель и Игуасу. О потенциалах конкурентов пусть судит читатель.

Во-вторых, весьма примечательна одна отпугивающая дико­винка. Специалисты туристической отрасли составили список 10-ти мест на земле, в которых путешественник рискует стать пищей. Одним из таких опасных районов оказались окрестности озера Бай­кал. Хотя человек давно уже признан вершиной пищевой цепочки, на свете все еще есть целый ряд мест, где животные не были об этом проинформированы и с удовольствием завтракают зазевавшимся туристом, стоит ему только сделать одно неверное движение. Так что, отправляясь посмотреть на экзотических, но крайне опасных зверюшек, стоит помнить об их гастрономическом интересе к персо­не путешественника, сообщает Tu rust. rbc. ru.

Вот как представлено в списке озеро Байкал: «Байкал - один из последних регионов, где можно вживую увидать дикого волка, страх перед которым заложен в нас на генетическом уровне. И хотя жестокие нападения на человека, когда погибали целые деревни, остались далеко в прошлом, волк по-прежнему является весьма опасным для человека зверем, а встреча с ним один на один не су­лит ничего хорошего».

Таким образом, факты, приводимые в СМИ, вновь и вновь подталкивают мнение обывателей, российских и зарубежных, к мысли о реальности «моря ужасов».

Предложения, как сделать образ Байкала более привлекательным

Но особо стоит отметить действие когда-то зародившихся и укрепившихся стереотипных образов Байкала, о которых мы го­ворили выше. И встает важная проблема: каким образом изменить эти стереотипы, сделать образ Байкала более привлекательным, «удобоваримым» даже для людей, которых отпугивает, прежде все­го «дикость» байкальских мест, отсутствие комфортности при пре­бывании в жестких природных условиях. А может быть, наряду с притягательным идиджем, использовать противоречивость образа Байкала, его, так сказать, не только «сильные», но и неудобные стороны в качестве «завлекалочки», «приманки» для потенциаль­ных посетителей. Есть же такие места на земле, которые вызывают глубокий интерес и острое желание побывать в них у многих людей именно своей экстремальностью, ожиданиями опасностей и слож­ностей. Может быть, именно давние, архаичные элементы в образе священного моря смогут стать побудителями новых поездок, стрем­лений к посещению Байкала? Ответ, на наш взгляд, здесь одно­значен; и может быть изложен в фразе: «Спасаясь от унылой повседневности, приезжайте на священное море». Необходимо только выполнить три условия. Во-первых, как можно четче определиться с нетрадиционными, отпугивающими, рискованными элементами в имидже Байкала. Во-вторых, выявить возможные мотивы людей, способные привлечь их к «экстриму». В-третьих, нужно через СМИ провести работу по совмещению «того» и другого «аспекта» в целях туристической индустрии.

Те, кто сегодня работает над повышением привлекательности Байкала в сознании и чувствах отечественных и зарубежных турис­тов (т.е. практически над созданием его брэнда), озабочены поис­ками комплекса эффективных средств, которые наиболее успешно выполнят данную задачу. Основываясь на материалах анализа соответствующей литературы и наших исследованиях, попытаемся сформулировать некоторые принципы, способствующие правильно­му решению этого вопросу.

Итак, первый принцип - это, вне всякого сомнения, уникаль­ность. Человек, приезжающий на Байкал, очень надеется, что он увидит здесь нечто новое, неизведанное для себя, обогатит свои представления, эмоции, наконец, свою фантазию новыми впечатле­ниями, которые сделают его внутренний мир богаче, и в то же время в родных пенатах обеспечат ему внешний эффект: имидж человека, побывавшего в местах особых, наделенных природой и Богом не­обыкновенными характеристиками и качествами, само посещение которых равнозначно чему-то исключительному.

Кратко напомним те своеобразные, самобытные атрибуты Байка­ла, которые делают его уникальным явлением:

•   самый большой в мире водоём с пресной, чистой и вкусной водой;

•   дикая природа, таежные массивы в национальных природных парках;

•   эндемичный растительный и животный мир;

•   аборигенные народы и русские старожилы, проживающие на его берегах и т.д.

Уникальность Байкальского региона может быть представлена не только красотами озера и неповторимыми, эндемичными предста­вителями его флоры и фауны. Не менее уникальны и памятники ис­торического развития человека в данных местах. Например, весьма примечательным является Глазковский некрополь - один из самых древних погребальных комплексов в мире, приблизительный возраст которого оценивается в 7,5 тысяч лет (в сравнение: возраст египет­ских пирамид - около 4 тыс. лет). Глазковский некрополь наряду с другими древними памятниками может стать одним из значимых объектов в археологическом «кольце» Прибайкалья.

Уникальность маршрута для отдельных категорий туристов мож­но «подогревать» с помощью использования «эффекта подражания»: например, показывая клиенту, что в последнее время заинтересовав­ший его маршрут на Байкале пользуется бешеной популярностью у туристов из разных стран.

Второй принцип — загадочность. Для любого человека приятно и престижно знать, что он прикоснулся к какой-то тайне, к сведе­ниям, которые для большинства его сограждан в силу разных при­чин закрыты, не могут просто быть «выкачаны» из Интернета или получены из массовых источников информации. При этом нельзя забывать, что сам человек может стать «творцом тайн», если пред­ставленную ему информацию он может скомбинировать в непод­ражаемые версии, «пахнущие» мистикой, сверхъестественностью, невероятностью. В этом человеку можно «помочь», используя приемы недосказанности, двусмысленности получаемых сведений, где позволительно (и даже приветствуется) надумать свои вари­анты развития явлений и событий, свою оригинальную трактовку увиденному и (или) услышанному. Умело поданная загадочность маршрута позволяет сыграть на тщеславии и честолюбии человека, а возможность пофантазировать по поводу своих приключений в таинственных местах усиливает общее впечатление от проведенной поездки.

Отсюда и третий принцип — мифологичность, т.е. связь совре­менных знаний с легендами и преданиями, бытующими в истории народов, населяющие здешние места. Это, конечно, миф о морском старце и дочери его Ангаре, миф о происхождении бурят на Байкале и многие другие. При этом важно понимать и значение этнической окраски мифа: он всегда воспринимается более успешно, если вы­мысел, заключенный в нем, в чем-то связан со сказаниями народа, к которому принадлежит воспринимающий. Миф — это не только плод воображения, но и те подсознательные архетипы, которые, так или иначе, живы в глубинах психики каждого человека, и при умелом воздействии «прорываются» в сознание, побуждают человека при­знать, что в них есть высокая доля исконной, сакраментальной ис­тины.

Не менее востребованы многими людьми полезные знания, дей­ствия, результаты, оформленность которых можно отразить в прин­ципе экологичности. Здесь имеются в виду два момента, с одной стороны безопасность природы, а с другой — влияние экологии на здоровье человека.

По первому моменту можно сказать следующее: многие зару­бежные, да и отечественные, туристы, воспитанные на установках «зелёных», обращают самое пристальное внимание на факты и ме­роприятия, которые сориентированы на защиту природы, на со­хранение её уникальных объектов. Нефтяные загрязнения в воде, мусор на берегах и в самом озере, израненные и срубленные де­ревья, небрежные привычки жителей по отношению к священному морю — всё это на виду и сразу портит впечатление. Отношение к людям, не способным сберечь первозданность и девственность уни­кальных мест, снижает и брэнд самого Байкала: он как бы становит­ся жертвой неблагодарных людей. Весьма полезным и интересным для гостей будет узнать о том, что «байкальцам» в экологическом плане есть чем гордиться: движение в защиту чистоты Байкала уже в конце 50-х годов, борьба с двумя трубами в середине 80-х годов и в 2006 году на юге и севере озера, увенчавшаяся в том и другом слу­чае победой, именно эти факты стали признаваемыми вехами российского экологического движения. И они могут и должны работать на имидж и брэнд священного моря.

Второй момент принципа экологичности непосредственно свя­зан с эмоциональными и, так сказать, медицинскими ощущениями человека. Пословица говорит: «В здоровом теле - здоровый дух». Её можно несколько переиначить «При здоровой природе - здо­ровые мысли и ощущения». Человек, находящийся на берегах Бай­кала, должен всеми своим существом ощущать прилив физических и духовных сил, и в этом ему можно и нужно помогать. В первую очередь, помощь заключается в бережном отношении ко всем по­тенциальным стимуляторам здоровья человека: воздуху, воде, растениям, ландшафтам и т.д. Не менее важно использовать ресурсы байкальской природы для целенаправленной заботы об улучшении состояния людей. Вот всего лишь один пример таких возможно­стей. Выше мы говорили о SPA-салонах, которые зиждятся на из­вестных ещё древним людям, полезных свойствах воды: «in aqua sanitas» - здоровье в воде. Байкальская вода, вне всякого сомне­ния, обладает уникальными оздоравливающими потенциалами и по своему составу и во всех своих «технических» разновидностях: душ, ванна, летнее и зимнее купание и т.д. и т.п. Вода Байкала в SPA-салонах может в бесчисленных вариациях своих работать на брэнд священного моря.

Пятый принцип — соучастие, иначе говоря, включенность чело­века в мероприятия, традиционные для мест посещения. Он — один из наиболее трудных в своем обеспечении, поскольку сделать так, чтобы человек внутренне прочувствовал свою причастность к каким-то действиям и явлениям, свою вовлеченность в реальные, экзотиче­ские ритуалы и церемонии, чрезвычайно сложно. Участие в наманских кампаниях с личным напутствием со стороны «мага» и чародея, возможность посоревноваться в экзотических видах спорта, рыболов­стве, другого вида конкурсах местных «аборигенов», поучаствовать в их танцах, плясках, песнопениях — все это, несомненно, становится одним из драгоценнейших воспоминаний туриста о посещенных ме­стах.

Принцип «соучастия» может касаться и совершенно банальных, по первому представлению, вещей. Например, замечено стремление значительного числа зарубежных туристов останавливаться на крат­кое жительство в деревянных домах и других пристанищах, прибли­женных к традиционным местам обитания на посещаемых террито­риях. Для таких людей стали привычными и потому «скучными» гостиницы, построенные под евростандарт и предлагаемые в любой стране. Они с насмешкой и пренебрежением смотрят на власти и предпринимателей местных территорий, которые стремятся преоб­разовать самобытные, уникальные (и этим привлекательные) сёла байкальских старожилов и аборигенов в безликие «Нью-Васюки» каменно-бетонного типа. Естественно, жизнь в «новых» условиях, приближенных к реальным для местных жителей и аборигенов, должна сопровождаться предоставлением комфорта «по первому требованию».

Еще один принцип касается возможностей общения с интерес­ными, нестандартными людьми, выделяющимися своими нетри­виальными взглядами, позициями, суждениями по отношению к природе, окружающему миру, другим людям. Имеющиеся экологи­ческие и туристические интересы приезжающих предполагают, что обязательно будут люди, разделяющие эти взгляды и обогащающие их новыми рассказами и впечатлениями. Человек «с изюминкой», коммуникабельный и компанейский, может украсить любую туристическую поездку, придать ей желательное впечатление. Естественно, многие туристы, особенно зарубежные, связывают такие надежды с людьми из «своих» туристических групп: ведь среди них часто на­ходятся родственники, коллеги, соседи и т.п. Но и поиск сторонних интеллектуалов не исключается. Красноречивый, выразительный и компетентный гид в этом плане может стать приятной находкой для туристов.

Названные шесть принципов касаются непосредственно предпоч­тения природных объектов в качестве желательных и привлекатель­ных. И являются естественным фундаментом байкальского брэнда. Но не в меньшей мере важно знать некоторые другие принципы, ко­торые хоть и являются сопутствующими, но всегда принимаются во внимание. На первом месте назовем правило, связанное с глубинным инстинктом человека, которое обязательно участвует в «регулирова­нии» его туристического поведения и отношения к конкретным при­родным объектам. Речь идет о безопасности, которую человек ждет и хочет в любом месте, даже если его цель - экстремальный туризм. К тому же немало туристов обладают повышенной мнительностью и тревожностью. Безопасность для туриста проявляется прежде всего в житейских вопросах: транспортное и медицинское обеспечение, качество пищи, надёжность маршрутов, удобство проживания. Если клиент стремится, прежде всего, обезопасить себя от задержек транс­порта, краж, укусов ядовитых насекомых, в первую очередь, для Байкала летом - энцефалитного клеща, возможностей заболеваний от смены климата, то при рекламе туров на первое место стоит вы­двигать гарантию надежности маршрута, указывать систему мер по обеспечению безопасности. Отсюда высокая значимость информации, которая показывает индивиду, какие меры предприняты для того, чтобы его драгоценной жизни было как можно меньше угроз, каким образом природные объекты (маршруты, трассы, водоемы и т.п.) до­ведены до кондиций, не угрожающих здоровью и человеку, что будет предпринято в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Конечно, такую информацию некоторым людям, стараясь не портить их «репутацию отважных и решительных индивидов», необходимо давать сугубо конфиденциально.

Стоит также не забывать о естественной меркантильности, расчётливости и бережливости человека. Экономичность как непреодолимое стремление многих людей к сбережению собственных средств, к рациональной трате собственных накоплений, движет немалым коли­чеством путешественников. Заработанное не должно быть потрачено впустую — это правило так или иначе проявляется у клиентов при любом туристическом обслуживании.

Но все же самым важным принципом сопровождения туристиче­ского брэнда природного объекта все более и более выступает «опти­мальный сервис». Мы используем слово оптимальный, поскольку тре­бования и запросы туристов разных национальностей и социального статуса естественно различаются и «оптимальность» в данном случае - некоторая возможность варьировать «уровень» услуг, хотя прин­ципиально разницы в них не должно быть. Особенно, как известно, привередливы и щепетильны в этом вопросе зарубежные почитатели Байкала. Потребность находиться в нормальных условиях, питаться, отдыхать и исправлять другие свои физиологические надобности - каждодневная необходимость любого человека. И малейшие отклоне­ния от «нормального» обслуживания в данных вопросах резко сни­жает статус любой поездки, «убивают» самые хорошие настроения. Иностранные туристы, более всего любители экстремальных и экзо­тических видов поездок, говорят, что можно жить и в хижине, и в юрте, и даже в чуме, но вот обязательство обеспечить гигиенические и санитарные нормы бытия - это наипервейшее условие любого путе­шествия. Стоит напомнить, что природный брэнд - это прежде всего чистоплотность, поскольку она исконно присуща самой природе.

Есть ещё один момент, без обеспечения которого многие назван­ные принципы природного брэнда вряд ли окажутся эффективными. Речь идёт о создании опять-таки оптимальной системы информирова­ния людей о природном объекте в средствах массовой информации и рекламы. Об этом приходится говорить потому, что многие туристы (в первую очередь зарубежные) постоянно жалуются на отсутствие необходимых сведений о самом Байкале, о конкретных интересных и увлекательных турах, о стоимости проживания и обслуживания и т.д. и т.п. Более всего такой информации не хватает на иностранных языках, к тому же адаптированной к специфическим интересам лю­дей из разных стран, учитывая особенности их психологии. В данном направлении сегодня надо много и много работать для того, чтобы брэнд Байкала встраивался в душу, чувства и чаяния любого граж­данина мира.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "Байкал"