Новости

Тунгусо-маньчжурские языки // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ ЯЗЫКИ. В состав группы входят: маньчжурский, нанайский, негидальский, орокский, орочский, солонский, удэгейский, ульчский, эвенкийский, эвенский. Носители тунгусо-маньчжурского языка, за исключением мань­чжурских и солонских (Северо-Восточный Китай и Монголия), прожи­вают в России. В РСФСР их численность 65 тыс. человек (перепись 1989): эвенков — 29 901, эвенов — 17 055, нанайцев — 11 883 (в Китае — 14 тыс.), негидальцев — 587, ульчей — 3 173, удэгейцев — 1 902, орочей — 883, ороков — 190. По данным переписи 1989, число лиц, считающих родным язык своей национальности, составило среди эвенков — 30,4 %, эвенов — 43,9, негидальцев — 26,6, нанайцев — 44,1, ульчей — 30,7, удэгейцев — 24,3, орочей — 17,8, ороков — 44,7 %. В настоящее время проис­ходит повсеместное вытеснение родных языков русским. По существу, языком своей национальности владеют лишь люди пожилого возраста.

По лингвистическим признакам тунгусо-маньчжурские языки делятся на 2 груп­пы: тунгусскую, которая подразделяется на северную (эвенкийская, эвенская, негидальская, солонская) и южную (нанская, ульчская, орокская, удэгская, орочская) подгруппы, и маньчжурскую, представленную собст­венно маньчжурским языком (вместе с его сибинским диалек­том). До недавнего времени к числу тунгусо-маньчжурского языка специалисты причисляли и так называемый чжурчжэньский язык, входивший в маньчжурскую группу. Однако обращение к историческим источни­кам привело к выводу, что наименование «маньчжуры» сменило название «чжурчжэни» в 1635 вследствие имперского указа, повелевавшего: отныне большинство населения должно называться маньчжурами. Так было положено начало «новому» этносу, который в антропологическом, этническом, социальном, лингвистическом и культурном отношениях не был единым. Xотя маньчжурский каганат сформировался на основе чжурчжэньских племен, он включал также народы иной этнической принадлежности: монголов, корейцев, китайцев, а также тунгусские племена эвенков, солонов, нанайцев.

Существует гипотеза, согласно которой тунгусо-маньчжурский язык — одна из ветвей алтайской языковой общности наряду с монгольскими и тюркскими языками, а также изо­лированными корейским и японским. Ее пока нельзя считать доказанной из-за отсутствия достаточно полной и убедительной реконструкции грамматической системы праязыка, способной объяснить все структурные и материальные различия в ветвях.

Тунгусо-маньчжурский язык характеризуются сингармонизмом в фонети­ке, агглютинативной суффиксацией с элементами ана­литизма и флективности в морфологии, номинативно­посессивным строем предложения. Типичный порядок слов: субъективно-объективный предикат, определение предшествует определяемому. Посессивные отношения выражаются изафетным способом, сущность которого сводится к ис­пользованию внешне совпадающих, но взаимно противо­поставленных синтагм — номинативной и посессивной. Первая из них является предикативной, образующей грамматическую основу предложения, вторая — притяжатель­ной, составляющей часть предложения.

Почти все тунгусо-маньчжурские языки характеризуются значительной диалектной расчлененностью: в эвенкийском языке 3 наречия, свыше 50 говоров; в эвенском 3 наречия, до 20 диалектов и говоров; в нанском языке 2 диалекта, около 10 говоров; в удэгском 2 наречия, 7 говоров; в негидальском 2 диалекта, в орочском - 3, в орокском языке 2 гово­ра, о степени их различия данных нет; существовало 2 основных диалекта маньчжурского языка - северный и южный, кроме того, отмечались северо-восточный и сибинский, не имеющий значительных отличий от литературного языка. К настоящему времени многие говоры смешались или исчезли вовсе.

Эвенкийский, эвенский и нанский языки младописьменны. На них изда­ны учебники для начальных школ, политическо-просветительская, промысловая и художественная литература (переводная с русского языка и оригинальная), двуязычные словари, грамматические очерки литературных языков, очерки некоторых диалектов. Однако литературные языки, созданные на базе одного из диалектов, не стали общенациональными. Негидальский, орочский, орокский, ульчский и удэгский языки бесписьменные, они сохраняются (сохранялись) и используются (исполь­зовались) лишь как средство устного общения, как правило, людьми старшего поколения.

В отдельных регионах компактного проживания носителей тунгусо-маньчжурского языка (эвенков, эвенов, нанайцев) на национальных языках изда­ются газеты, информационные листки, ведутся радиопередачи.

Изучение тунгусо-маньчжурского языка началось более 150 лет назад тру­дами членов и сотрудников Имперской С.-Петербургской Академии Наук. Особую роль сыграли политические ссыльные, которые в послереволюционный период выступали инициаторами изучения языков этнических меньшинств Сибири и Дальнего Востока. В 1930-х гг. тунгусо-маньчжурские языки стали предметом специального внимания как в практическом, так и в теоретическом отношении. По числу привлеченных к исследованию языков и по обилию собранного материала работа, проделанная специалистами того времени, во много раз превосходит все, что было сделано за весь предшест­вующий период, начиная с конца XVII в. В науке о языке сложилось новое направление - тунгусо-маньчжуроведение, или тунгусо-маньчжурское языкознание. В это время собраны и частично опубликованы большие текстовые материалы (в основном национальный фольклор), составлены краткие глоссарии, а по ряду языков - словари, описаны многие диалекты эвенкийского, эвенского, нанского языков, начато их сравнительное изучение. К настоящему времени наиболее полно исследованы письменные языки (эвенкийский, эвенский, нанский), заметно оживился процесс описания удэгского, орочского, орокского и негидальского языков. В России опубликованы работы сравнительно-описательного, а также сравнительно-исторического характера по фонетике, морфологии, синтаксису и лексикологии тунгусо-маньчжурского языка.

Лит.: Горцевская В.А. Очерк истории изучения тунгусо-мань­чжурских языков. Л., 1959; Кормушин И.В. Тунгусо-маньчжурские языки // Сравнительно-историческое изучение языков разных семей: Задачи и перспективы. М., 1982; Горелова Л.М. Библиография по советскому тунгусо-маньчжуроведению (1970-1990 гг.). М., 1991.

Б.В. Болдырев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири